"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

 Грохова Галина Ивановна

 Перспективное планирование по приобщению детей к истоками русской народной культуры в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы для детей старшей группы:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Упражнять детей в умении применять полученные знания в повседневной жизни;

- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, труду людей;

-  Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности детей.

Сентябрь

Тема занятия:

  1. «Что летом родится, зимой пригодится».

Задачи: Беседа о лете. Заучивание пословиц, примет песенок о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Обогащать знания детей о природе. Воспитание у детей любви к природе.

  1. «Гуляй, да присматривайся».

Задачи: Закрепить признаки первого осеннего месяца, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Обогащать словарь детей, расширять знания детей.

  1. «Вершки да корешки».

Задачи: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки и корешки». Углублять интерес к литературе, народному фольклору.

  1. «Хлеб - всему голова»

Задачи: Беседа с детьми: «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда - плугом, бороной (по иллюстрациям). Пословицы и поговорки о хлебе. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Октябрь

Тема занятия:

  1. «Октябрь пахнет капустой»

Задачи: Беседа о характерных для октября природных явлениях, о празднике Покров. Закрепить знания детей, воспитывать уважение к русскому народу.

  1. «Зайчишка-трусишка»

Задачи: Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка». Углублять интерес к литературе, развивать речь детей.

  1. «У страха глаза велики»

Задачи: Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики», расширять представления детей об окружающем.

  1. «Русские потешки»

Задачи: Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «Горелки», «Золотые ворота». Отгадывание загадок. Развивать память, мышление.

Ноябрь

 Тема занятия:

  1. «Друг за дружку держаться - ничего не бояться»

Задачи: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. Воспитывать заботливое отношение друг к другу.

  1. «Знаешь ли ты сказки»

Задачи: Литературная викторина по прочитанным сказкам. Выявить знания детей, развивать связную речь.

  1. «Гончарные мастеровые»

Задачи: Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладному искусству.

  1. «Дикие животные»

Задачи: Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки –потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них, развивать мышление.

Декабрь

Тема занятия:

  1. «Здравствуй, зимушка-зима!»

Задачи: Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз», развивать речь детей.

  1. «Зимние забавы»

Задачи: Посиделки с народными играми - забавами. Разучивание слов к русским народным играм. Развивать самостоятельность, инициативу.

  1. «Проказы старухи зимы»

Задачи: Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Углублять интерес детей к литературе, народному фольклору.

  1. «С новым годом, со все родом!»

Задачи: Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

Январь

Тема занятия:

  1. «Пришла коляда - отворяй ворота»

Задачи: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок, рождественских стихотворений. Воспитывать любовь и уважение к русским традициям.

  1. «Гуляй, да присматривайся»

Задачи: Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко», обогащать словарь детей.

  1. «Хороший город Городец»

Задачи: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

  1. «Городецкая роспись»

Задачи: Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

Февраль

Тема занятий:

  1. «Гуляй, да присматривайся»

Задачи: Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза», расширять знания детей об окружающем.

  1. «Сказка для Кузи»

Задачи: Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки». Развивать самостоятельность, инициативу.

  1. «Письмо Нафане».

Задачи: Составление детьми письма Нафане - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. Приобщение детей к русской народной культуре.

  1. «Ой ты, Масленица!»

Задачи: Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. Приобщать детей к истокам русской народной культуре.

Март

Тема занятия:

  1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Задачи: Беседа о маме. Изготовление поделки для мамы в подарок. Воспитывать любовь и уважение к родительскому дому.

  1. «Песня-душа народа»

Задачи: Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихотворений. Хоровод «Во поле береза стояла». Развивать творческие способности детей.

  1. «Лирическая песня»

Задачи: Рассказ о том, что такое лирическая песня. Исполнение песен, танцев, развивать творческие способности детей.

  1. «Хороводная песня»

Задачи: Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода «Мак- маковочек». Развивать интерес к фольклорным музыкальным произведениям.

Апрель

Тема занятия:

  1. «Плясовая песня»

Задачи: Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. Развивать творческие способности детей, учить передавать веселый характер песни, вырабатывать певческое дыхание.                                                

  1. «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»

Задачи: Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек.

  1. «Весна, весна, поди сюда!»

Задачи: Пение закличек о весне. Словесное упражнение  «Какие краски и для чего они нужны весне». Развивать память, речь детей.

  1. «Небылица в лицах, небывальщина»

Задачи: Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Развивать логическое мышление, чувство юмора.

Май

Тема занятия:

  1.  «Весна красна цветами»

Задачи: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Развивать память, речь детей.

  1. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Задачи: Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

  1. «А за ним такая гладь-ни морщинки не видать»

Задачи: Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. Знакомство с окружающим.

  1. «Прощание с избой»

Задачи: Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Развивать речь детей, обогащать словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...