проект "Я помню, я горжусь"
проект (подготовительная группа)

Маргарита Римовна Газизова

Очень важно, для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Так как в самом начале, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_pomnyu_ya_gorzhus_-_kopiya.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ!»

АВТОРЫ: ГАЗИЗОВА МАРГАРИТА РИМОВНА

ГАБДРАХМАНОВА ЛИАНА АЛЬФИСОВНА

ШУГАЕПОВА ГУЛЬНАЗ РАЛИФОВНА 


Педагогический проект «Я помню, я горжусь!»

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Юрий Воронов

Пояснительная записка

Очень важно, для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Так как в самом начале, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности.

Поэтому, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных технологий.

Поэтому в старшей группе перед нами возникло много вопросов: какие формы и методы избрать для воспитания детей как сознательных личностей, как мы сможем научить их ценить, понимать и знать всё то, что нас окружает.

Создание проекта «Я помню, я горжусь!» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны.

 Актуальность проекта

Проект «Я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.

Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Нельзя быть патриотом, не чувствуя связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках родины – ветеранах, о том,  как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (с сентября по май)

Участники проекта: воспитанники старших групп, педагоги, родители воспитанников.

Многие годы в детских садах уделяется  недостаточно внимания воспитанию воспитанников  как патриотов своего отечества. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

 Цели и задачи проекта

        Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

- Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны.

- Развитие интереса и уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.

- Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать и активизировать словарный запас старших дошкольников.

- Организовать деятельность детей, родителей, специалистов ДОУ, направленную на реализацию проекта.

- Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ. 

Объект проекта: дети 6-7 лет.

Предмет проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной группы.

Гипотеза: патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей остануться путанными, отрывчатыми, неполными.

 Принципы проекта:

  • Историзма: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
  • Гуманизации: ориентация на общечеловеческие ценности.
  • Дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне.
  • Интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
  • Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийной презентации на основе исторического материала.

 Ожидаемые результаты:

       На уровне ребенка:

  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Сформированы знания о символике родной страны – России (флаг, герб, гимн, георгиевская лента и др.)
  •   Рассматривают произведения искусства, слушают музыкальные произведения;
  •  Сформирован устойчивый интерес к новой информации о том, что его окружает, о семье,  о родном городе, стране, о людях оставивших свой след в истории родного края.
  •  Сопереживают персонажам исторических рассказов о героях воинах.
  • Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства.
  •  Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
  • Оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы, ко Дню Космонавтики
  • Имеют представление о родном крае и его достопримечательностях, о преемственности поколений в том числе – защитников Отечества.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

        На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

         На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.

 На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме;
  • оформление фото-выставки   города-герои  ко Дню Победы;
  • оформление выставки «Платок памяти» в музейном комплексе;
  • создание экспозиции в музейно-выставочном комплексе ДОУ «Военная техника».

 Методы проекта:

•     Беседы;

•     Объяснительно – иллюстративные;

•     Выставки рисунков, поделок;

•     Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, рассказов,);

•     Демонстрационные;

•     Игры;

•     Спортивные соревнования и развлечения;

Литературно-развлекательные мероприятия (праздники, развлечения);

•     Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями;

•     Экскурсии;

•     Анкетирование.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

• Подготовка методических и дидактических материалов.

• Проведение интересных занятий, организация выставок.

• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.

• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.

• Слушание песен военно-патриотической тематики.

• Тематическое содержание книжного уголка.

• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

2. Деятельность детей.

• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.

• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".

3. Деятельность родителей.

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.

•Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

  • Пополнение «Книги памяти» музея детского сада

Возможные риски реализации проекта

Возможные риски

Способы их преодоления

 Недостаточные условия (материала, наглядности, мероприятий) для работы по теме

Использование дополнительных источников, информации (интернет ресурсы)

Пассивная позиция родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей

 Привлечение родительской общественности к участию в патриотическом воспитании дошкольников

Основные этапы реализации проекта

I этап «Подготовительный» – накопление знаний

1.        Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

2.  Определение темы проекта;

2.        Формулирование целей и задач проекта;

3.        Подбор необходимого материала.

II этап «Основной»  -  организационно-практический

1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне;

2. Беседы и просмотр презентаций о Дне Победы, о войне;

3. Организованная образовательная деятельность:

- НОД по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) по заданной теме;

- НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка, аппликация, рисование) по заданной теме;

- НОД по речевому развитию (составление рассказов по картинкам, пословицы, поговорки о Родине, о Великой Отечественной войне и т.д.) по заданной теме

4. Чтение художественной литературы на тему ВОВ и Дня Победы;

5. Экскурсия в музей  ДОУ «Дружная семья»;

6. Интервьюирование детей с целью выявления уровня знаний о ВОВ.

7. Рекомендации родителям к просмотру с детьми художественных фильмов о войне 1945 г.

8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику.

III этап – «Заключительный» (продукт проектной деятельности)

        1. Фото-выставка «Города-герои» в музее ДОУ (альбомы);

2. Экспозиция в музее ДОУ «Военная выставка»

3. Экспозиция  в музее ДОУ «Куклы в военной форме»;

4.Атрибуты военного времени

5. Поздравление ветерана с Днем Победы;

6.  Бессмертный полк.

Реализация проекта

Тема мероприятия

Дата

1

НОД «Мой дом, моя улица…»

2

НОД «Мой город Нефтекамск»

3

НОД «Достопримечательности Нефтекамска»

4

Посещение музея детского сада «Дружная семья»

5

Дидактическая игра «Собери пазлы»

6

НОД «Мой родной Башкортостан»

7

Конкурс рисунков ко Дню Республики

8

НОД «День народного единства»

9

«Шежере – моя родословная»

10

«Папа, мама, я – дружная семья»

11

Семейный конкурс «Семья и семейные ценности»

12

НОД «Верю в тебя!»

13

НОД «День конституции РФ»

14

День конституции. Интерактивная викторина – раскраска

15

Интерактивная игра «Путешествие по России»

16

Посещение музея «Военная техника»

17

НОД «Блокада Ленинграда»

18

НОД «Детям о Великой Отечественной войне»

19

Мультимедийная дидактическая игра по нравственно – патриотическому воспитанию «Наша армия сильна, нашей Родине верна»

20

Спортивный квест на 23 февраля «Тяжело в учении – легко в бою»

21

НОД «День флага Республики Башкортостан»

22

НОД «Символы ПОБЕДЫ»

23

НОД «Дети войны»

24

НОД «Города герои»

25

НОД «Награды Советского союза»

26

Посещение музея детского сада «Экспозиция боевые действия»

27

День мультфильмов. Просмотр видео о войне «Солдатская сказка»

28

НОД «Знакомство с национальными костюмами народов России»

29

Посещение музея детского сада «Книга Памяти»

30

Выставка рисунков посвящённых  Дню победы

31

Мероприятие посвящённое Дню победы

32

Шествие бессмертного полка

33

Фотовыставка в музее детского сада «Мой прадед самый,самый…»

34

Викторина «Что? Где? Когда?»

Работа с педагогами

  1. Консультация «Великая Отечественная война и формирование исторического сознания молодого поколения».
  2. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
  3. Деловая игра с педагогами «По страницам великой Победы».
  4. Рекомендации про проведение конкурсов чтецов к Дню Победы, конкурсов, выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
  5. Распространение опыта работы «Тема Великой Отечественной войны в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

 Диагностический инструментарий

Оценка  результатов:

•        Анкетирование родителей

•        Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры.

•        Анализ результатов детской деятельности.

•        Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

  • Блиц-опрос для детей

 Результаты проекта

Дети:

  • повысили уровень знаний об  истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны;
  • познакомились с символикой Российского государства;
  • получили представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;
  • познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
  • расширили словарный запас на тему «9 Мая – День Победы»;
  • получили представление об истории памятных мест родного города;
  • научились ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;
  • приобрели навык уважения к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;

Педагоги:

  • Приобрели проектную деятельность;
  • Повысили профессиональный уровень.


Список литературы:

1. Боханов А. Е. Толковый словарь русского языка. — М.: Парадокс, 1999.

2. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1989.

3. Концепция содержания дошкольного образования Кубани. Приложение № 1 к Приказу ДОН Краснодарского края от 10.12.2003 г. №01.8/2097.

4. Малый толковый словарь русского языка. — М.; Русский язык, 1990.

5. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2010.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г №751.

8. Платохина Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации // Детский сад: теория и практика. — 2011. —: № 1.

9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1986.

12. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. — М.: Дрофа, 2006.

13. Яценко Н. Е. Толковый словарь естествоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999.

Интернет ресурсы:

14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/24/konspekt-nod-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne 

15. https://www.maam.ru/detskijsad/-900-dnei-blokady-konspekt-zanjatija-prezentacija.html 

16.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/24/konspekt-nod-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne 

17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/04/19/konspekt-nod-simvoly-pobedy-napravlenie-poznavatelnoe

18. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-i-prezentacija-goroda-geroi.html 


Приложение

Анкета для родителей

«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста  о Великой Отечественной войне?»

Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:

(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)

1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?

 - да

 - нет

 - 23 февраля, 9 мая достаточно

 2. Что важнее:

 - рассказать о лишениях во время войны,

 - рассказать о героизме

 - рассказать о Победе

 -другое _________________________________________________________________

3. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

 - да

 - нет

 - да, но доступным  для ребенка языком

4. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

- да

- нет

- некоторые,  например_________________________________________________

 ____________________________________________________________________

 5. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?

 - да

 - нет

6. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

 - да

 - нет

 - ему не интересно, мне не интересно

 - у нас нет книг на эту тему

7. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?

 - да

 - нет

8. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

 - да

 - нет

В нашем детском саду Я помню, я горжусь!», посвященный 7-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ.  А вы хотите принять участие в проекте «Я помню, я горжусь!»?

- да

- нет

Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.

Будьте добры, представьтесь

Блиц-опрос детей (диагностика)

«Что ты знаешь о Дне Победы?»

 Цель: выявить объём знаний дошкольников о Великой Отечественной войне, их полноту, прочность.

Вопросы:

1.Какой праздник отмечаем мы 9 мая?

2. Рассказывали тебе родители про этот праздник?

3. С кем воевали наши солдаты?

4. Твой прадедушка (прабабушка) были на войне?

5. Кто такой ветеран? Обратил ли ты внимание на то, что у ветеранов много наград?

6. Какую военную технику ты знаешь?

7. Смотрел ли ты по телевизору парад? Что тебе больше всего понравилось?

8. Принимал ты участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы?

9. Ты хочешь больше узнать о событиях Великой Отечественной войны?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются, по количеству которых определяется уровень.

9-7 баллов - высокий уровень

6-4 баллов — средний уровень

3-0 баллов — низкий уровень


Анкета для родителей

Цель: изучение отношения родителей   к необходимости патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

 а) любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции;

 б) знание истории своей страны;

 в) готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

 г) любовь к семье, обществу, своей стране.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

 а) да;

 б) нет.

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 а) педагоги;

 б) родители;

 в) педагоги и родители.

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 а) да;

 б) нет.

5. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 а) да;

 б) нет;

 в) иногда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Проект "Я-помню, я-горжусь!"

Посвещается семидесятилетию Великой Победы...

Проект к 70-летию Победы в ВОВ "Я помню! Я горжусь!"

Вид проекта:информационно-творческий, долгосрочный Время реализации:сентябрь – май Участники проекта:воспитанники средней группы, родители, воспитатели средней группы, музыкальный руко...

Проект по патриотическому воспитанию «Я помню! Я горжусь!» для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная запискаПроект: средней продолжительности, групповой, творчески-поисковый. Актуальность проектаИсторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском ...

Педагогический проект к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне «Я помню. Я горжусь !»

Педагогический проект к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне «Я помню. Я горжусь !»...

Проект «Я помню! Я горжусь!»

В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного обще...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...