Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
консультация (старшая группа)

Дуброва Анна Константиновна

Важнейшей проблемой дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее именуется – ТНР) характерны системные нарушение речевой деятельности, которые накладывают негативный отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Низкая речевая активность влечет за собой незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие в дальнейшем к расстройствам письма и чтения (дисграфия, дислексия), как следствие – трудности в процессе усвоения школьной программы и адаптации к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kineziologiya.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

     Важнейшей проблемой дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее именуется – ТНР) характерны системные нарушение речевой деятельности, которые накладывают негативный отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Низкая речевая активность влечет за собой незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие в дальнейшем к расстройствам письма и чтения (дисграфия, дислексия), как следствие – трудности в процессе усвоения школьной программы и адаптации к школе.

 По-моему мнению, одним из перспективных направлений коррекционной работы в логопедических группах для детей с ТНР является использование кинезиологических упражнений.

  Термин кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

   По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, одной из причин возникновения речевых патологий являются нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Научные работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьев, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на развитие речи. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают речемыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс формирования чтения и письма.    

Задачи способствующие развитию речи через кинезиологические упражнения

  1. Способствование положительной динамики речевого развития детей с ТНР.
  2. Развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Развитие моторной сферы ребенка (общая и мелкая моторика).
  4. Развитие психических процессов: мышление, память, внимание.
  5. Снятие эмоциональной напряженности.

Условия реализации занятий

  1. Кинезиологические упражнения проводятся ежедневно в рамках фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, длительностью от 5 до 10 минут.
  2. Упражнения проводятся стоя, сидя, лежа.
  3. Требуется точное выполнение движений и произнесение текста.
  4. Движения выполняются в медленном темпе от 3 до 6 раз, вначале одной рукой, затем другой, в завершение – двумя. Логопед следит за правильностью выполнения упражнений, корректирует движения детей в индивидуальном порядке.
  5. Упражнения проводятся по специальным комплексам, речевой материал перекликается с лексической темой недели.

Виды движений:

1. Растяжки – нормализуют гипер и гипотонус тонус мышц опорно-двигательного аппарата.

2. Дыхательные упражнения.

    Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца), развивают самоконтроль и произвольность. Эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое значение речевое дыхание имеет для формирования правильного звукопроизношения.

3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения и письма.

4. Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, содружественные движения) и мышечные зажимы. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

5. Упражнения для развития мелкой моторики рук стимулируют речевые зоны головного мозга.

6. Самомассаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

  Основная часть материала предлагается детям в стихотворной форме. Ритмический рисунок стихов способствует формированию речевого дыхания, речеслуховой памяти и координации, включаются в активный процесс 3 анализатора (слуховой, речевой, кинестетический). Комплексы кинезиологических упражнений включены в перспективный план коррекционно-логопедической работы.

Предлагаю ознакомиться с одним из вариантов кинезиологического комплекса. При его составлении за основу были приняты развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона и практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Старшая логопедическая группа для детей с ТНР.

Лексическая тема недели: «Деревья».

Упражнение №1

«Потянулись и сломались»

И.П.- лёжа на спине; руки и всё тело устремлены вверх; пятки от пола не отрывать.

Логопед: тянемся, тянемся вверх, выше и выше. А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах; упали локти , повисла голова; подогнули колени- упали на пол. Лежим расслабленно.

Упражнение №2

«Росток»

Посадили зёрнышко (соединить ладони)

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети-свети! (кулак-ладонь, чередование рук)

Зёрнышко, расти-расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются росточки , (развести руки в стороны)

А на них уже листочки (колечки на двух руках одновременно).

Упражнение №3

«Дерево»

Мы растём, растём, растём и до неба достаём.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, а колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево.

Упражнение №4

«Берёзка и ветер»

Дунул ветер на берёзку, разлохматил ей причёску.

Ветер очень торопился, улетел, не извинился.

И.П. стоя, руки сжаты в кулачки. Дуть, одновременно разжать кулачки. Активно шевелить кончиками пальцев. Затем всё повторить.

Упражнение №5

«Глазки»

Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды(6раз).

Упражнение №6

«Перекрёстное марширование»

Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Сделать 6пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Упражнение №7

«Дышим носом»

Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, делать продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха лёгких и подтягиванием диафрагмы вверх.

Упражнение №8

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую.

Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.

Упражнение №9

«Массаж ушных раковин»

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, после растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Весь мой организм будет очень рад.

   Работая над этой темой, мною были изготовлены методические пособия: кинезиологические карточки, хитрые обводилки, деревянные межполушарные тренажеры-лабиринты, кинезиологический куб, зеркальные раскраски.

Развитое у ребенка межполушарное взаимодействие окажется весьма ценным не только для коррекции речи, но для его интеллектуального развития, хорошего физического здоровья и социальной адаптации в обществе.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Деннисон П, Деннисон Г. «Программа «Гимнастика ума». Пер. Масгутовой С.М., Москва, 1997 г.
  2. Любимова В. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48с.
  4. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: ВНИИФК, 1999.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...