Мастер класс "Скрапбукинг"
материал

Егошина Елена Викторовна

    Ребенок как маленькая  драгоценная жемчужина  и от нас  педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

     В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ФГОС  поставило  важную задачу – научить детей быть творческой личностью.

Помимо традиционных видов рукоделия, которые современным детям кажутся довольно скучными, есть более увлекательное занятие – скрапбукинг, который поможет отвлечь внимание от компьютерных игр и мультсериалов в пользу прикладного творчества.

      Скрапбукинг (от английского skrap- вырезка, book- книга) - вид рукодельного искусства, заключающегося в оформлении семейных или иных альбомов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс22.73 КБ
Файл skrapbuking.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря

Чувашской Республики

Выступление на семинаре:

«Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»

Выполнила:

Егошина Елена Викторовна

Ноябрь

2022 г

В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций. В связи с этим, инновационной технологией, становится музейная педагогика.

Музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему; а также область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Изучает историю, особенности культурной, образовательной деятельности музеев, методы воздействия на различные категории посетителей, взаимодействия музеев с образовательными учреждениями. Впервые термин был введён в оборот в 1931 году в книге Г.Фрондейталя «Музей-образование-школа».

Что же такое музей? Но, сначала я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Будем передавать игрушку-матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей».(Подсказки: картина, экспонат, выставка, история, искусство, экскурсия ,галерея, экскурсовод, древность, художник, старина, живопись, зал, и т.д).

Давайте обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», мы узнаем, что

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»

Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть Краеведческий музей. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Это прекрасная возможность вовлечения детей и родителей к активному участию в получении знаний о народной культуре. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма. А основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Цель создания мини-музеев - обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

  • в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
  • небольшие размеры экспозиции;
  • определенная ограниченность тематики;
  • участие в их создании детей и родителей;
  • в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

  • Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
  • Исследовательская деятельность
  • Беседы, чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыкальная деятельность

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип разнообразия - независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

  • Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап: коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап:

  • непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
  • разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
  • разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
  • выбор экскурсоводов.

3. Заключительный этап: подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Мини-музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

- «Русская изба»- приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа.

- «Народная кукла»- ознакомление детей с историей быта русского народа посредством народных кукол, расширение знаний дошкольников с русскими народными обрядами, праздниками.

- «Народные промыслы» – это знакомство детей с народными промыслами с историей их создания, материалами, особенностями росписи.

-«Народная игрушка» – это знакомство с историей возникновения игрушек, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие.

«Деревянное чудо» – это знакомство детей с разнообразием видов деревянных изделий их значением в нашей жизни.

«Национальные костюмы» – познакомить детей с национальными костюмами разных народов мира; формирование интереса к прошлому наших предков.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Список использованной литературы

  1. «Инновационная программа дошкольного образования»/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.-6-е изд.доп.-М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2021.-368С.

2.Интернет- ресурсы:maam, nsportal.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики

Мастер-класс

на тему «Скрапбукинг»

Выполнила :

Егошина Елена Викторовна

Современное общество остро нуждается в специалистах мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Много людей- исполнителей, а вот людей обладающих креативным мышлением, способных создавать новое очень мало.

Ребенок как маленькая драгоценная жемчужина и от нас педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ФГОС поставило важную задачу – научить детей быть творческой личностью. А достигается это прежде всего за счет внедрения в практику работы с детьми новых современных методов и приемов и современных технологий в продуктивной деятельности детей :.квиллинг, карвинг, кусудама, скрапбукинг, граттаж, декупаж, фельдцевание, торцевание, пескография и т.д.

Помимо традиционных видов рукоделия, которые современным детям кажутся довольно скучными, есть более увлекательное занятие – скрапбукинг, который поможет отвлечь внимание от компьютерных игр и мультсериалов в пользу прикладного творчества.

Скрапбукинг (от английского skrap- вырезка, book- книга) - вид рукодельного искусства, заключающегося в оформлении семейных или иных альбомов.

Первыми скрап-работами считаются обычные рукописные дневники с памятными заметками, цитатами, стихами и зарисовками, созданные еще в XV веке в Европе. Конечно, ни о каких фотографиях тогда и речи не было – их попросту не изобрели. Однако сама идея заполнения страниц различными ценными кусочками информации оказалась востребованной и, незаметно трансформируясь, начала свой путь через века до наших дней.

Второй заметной вехой для скрапбукинга стал всплеск внимания к этому хобби в XVIII веке и появление знаменитого «альбома для вырезок», изобретенного Марком Твеном. Известный писатель придумал продавать пухлые книжки с пустыми страницами, на которые был нанесен высохший клей. Стоило смочить нужное место – и на него можно было прикреплять вырезанную из газеты заметку, стихи или картинку.

Основная идея скрапбукинга сохранить фотографии и другие памятные записи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

Используя подручные средства и специальные материалы для скрапбукинга, дети смогут сделать своими руками необычную открытку родным и друзьям к празднику, воплощая свои идеи и тренируя полезные навыки, например работа с ножницами, используя подручные материалы, при этом, не затратив большие деньги.

Главный материал в скрапбукинге — это специально разработанная бумага. В наборе все листы подобраны по дизайнам и сочетать их будет проще. Для альбомов и каких-то больших проектов подойдут форматы 20х20 см и 30х30 см. Для основы открыток, альбомов и коробочек подойдет кардсток, дизайнерский картон, акварельная бумага или планшет для акварели. В скрапбукинге можно использовать абсолютно любые материалы для рукоделия — бисер, бусины, ленточки, природные материалы, кружева, красивые камушки причудливой формы и т. д.
Многие мастера используют в своей работе красивые аксессуары и мелкие детали: пуговицы, скрепки, швейная фурнитура, стразы, цветы из бумаги, тесьму, булавки, и множество других декоративных элементов.

Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет детям окунуться в сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию, креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка. Но если для взрослых скрапбукинг - это обычное хобби и возможность материального дохода, то для детей это увлечение несет в себе множество плюсов.
1. Развитие мелкой моторики рук
Мелкая моторика рук играет одну из важных ролей в развитии малыша. Она тесно связана со зрением, памятью, восприятием, нервной системой, а также вниманием ребенка. Кроме того, доказано, что моторный центр головного мозга, который отвечает за движения пальцев, расположен близко к речевому центру. Следовательно, развитие мелкой моторики способствует более быстрому и правильному формированию речевых навыков малыша.
2. Работа с разными материалами
Так как в скрапбукинге используется различное множество материалов, у ребенка появляется отличная возможность познакомиться с каждым из них. Это может быть не только бумага и наклейки, но также ракушки, бусины, сушеные цветы, нитки, ткани, а порой даже крупы и семена. Каждый последующий материал знакомит ребёнка с новыми фактурами, цветами и формами, тем самым способствуя его сенсорному развитию.
3. Развитие образного и пространственного мышления
Чрезвычайно важно на самых ранних этапах научить малыша визуализации тех или иных возможных задач, ведь перед тем, как что-то покрасить, приклеить или вырезать, ему необходимо представить то, как должна выглядеть его работа в итоге.
4. Коллективное творчество
В процессе работы ребенку приходится выполнять много задач. Необходимо продумать сюжет, выбрать подходящие материалы, подобрать оригинальные детали и бумагу, не забыть про инструменты. Скрапбукинг - это не только индивидуальное творчество, это также и коллективный труд. Им можно заниматься как в кругу семьи, так и в группе друзей, но в обоих случаях для достижения общего результата приходится разделять задачи между всеми участниками. Таким образом, формируется определенный навык взаимодействия в коллективе, где распределение ответственности является важной составляющей успешной работы.
5. Эстетическое воспитание
Безусловно, утонченный вкус и духовные потребности ребенка следует развивать с самого раннего возраста. Но дети учатся ценить эстетику не только наблюдая, собственная творческая самореализация также формирует их вкус и талант.

Что можно сделать в стиле скрапбукинга?

Хотя классикой скрапбукинга считается создание альбомов, это хобби позволяет применять скрап-техники самыми разными способами.

Альбомы

Это самое популярное (хоть и самое сложное) направление. Для того чтобы изготовить целый альбом «с нуля», нужно иметь довольно много инструментов, свободного времени и усидчивости, а также владеть несколькими видами оформительских приемов.

Блокноты

На первый взгляд может показаться, что делать их проще, чем альбомы, но это не всегда так. Чтобы создать полноценный блокнот, мастеру необходимо освоить навык переплетного дела и научиться сшивать бумажные блоки для «начинки». Хотя при желании, конечно, всегда можно скрепить листы блокнота с помощью колец – это требует гораздо меньше усилий и времени.

Открытки

Упрощенная версия скрап-деятельности. Может быть разминкой перед большой работой или вполне самодостаточным делом. Для создания открыток нужно меньше времени, инструментов и усилий.

Другие идеи для скрапбукинга

Кроме этих трех основных видов скрап-творчества, существует множество других вариантов, как приложить свою фантазию в этой технике. Вот наиболее популярные:

-книги пожеланий – делаются на свадьбы или крупные мероприятия;

-кулинарные книги – для записи рецептов;

-елочные игрушки – своего рода открытки, которые можно повесить на елку;

-магниты на холодильник – по сути, тоже открытки, только с магнитом сзади;

-фоторамки – обычную рамку для фотографий можно оформить в скрап-стиле;

-коробочки – для хранения блокнотов, альбомов или любых других предметов;

-декор одежды – аппликации в скрап-стиле из ткани, лент и т. п.

Инструменты

Техника позволяет значительно облегчить труд скрап-мастера и сделать его работы более интересными и разнообразными. Не нужно покупать все и сразу, но со временем стоит завести хотя бы половину вещей из нашего списка. Точно будут нужны:

  • швейная машинка (для прочного скрепления бумажных, картонных и тканевых элементов),
  • принтер (для распечатки красивых картинок, найденных в интернете),
  • резак (для ровной нарезки бумаги),
  • плоттер (для создания различных резных элементов из бумаги и картона),
  • машинка для вырубки (для той же цели, что и плоттер),
  • фен для эмбоссинга (для создания объемных изображений на бумаге).

Режущие инструменты бывают очень разными, но все они пригождаются:

  • ножницы – по меньшей мере одни большие и одни маленькие вроде маникюрных;
  • дыроколы разного назначения – для вырезания декоративных элементов, создания фотоуголков и бумажных «бордюров»;
  • макетный нож – для нарезки картона и бумаги;
  • фигурные ножницы – для декорирования краев бумажного листа;
  • шило – для проколов картона и нескольких слоев бумаги;
  • дистрессер – для состаривания краев бумаги.

Скрепляющие инструменты могут быть как постоянными, так и расходными материалами:

  • клей (моментальный, ПВА, карандаш),
  • клеевой пистолет (для крупных элементов),
  • двусторонний скотч (для временного закрепления деталей),
  • установщик люверсов (для того, чтобы вставлять кольца, соединяющие листы изделия).


Помимо всего прочего возможность творить и создавать что-то новое всегда пробуждает в детях порой удивительные способности и идеи. К тому же, погружаясь в процесс работы, дети отвлекаются и тем самым отдыхают, поэтому реже капризничают и нервничают по пустякам.

Таким образом использование техники скрапбукинг оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребенка.

Список литературы:

Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". С. 78.

Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. С.64. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.

Иванова, Г.В. Открытки с улыбкой. С.26 Издательство: Тригон, 2010

Сайты в помощь

Новости скрапбукинга://scrapnews.net

Скрап хаус://scraphouse

Портал скрап инфо://scrap-info/

Домашний декор://henddecor/

Креативный скрапбукинг://www.scrapbookingblog

Мой компас://moikompas/compas/skrapbuking

Социальная сеть работников образования://scraphobby.ucoz/publ/cvet_v_skrapbukinge/1-1-0-4#comments


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...