Анализ развивающей предметно -пространственной среды
материал

Варыгина Людмила Александровна

РППС в подготовительной группе "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_za_2022-2023.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

Анализ  формирования ППС в подготовительной группе

за 2022-2023учебный год.

Выполнила: Варыгина  Л. А.

Воспитатель МАДОУ №313

Создавая  развивающую  предметно – пространственную среду в группе "Радуга" учитывала следующие принципы:

  •  безопасность - все элементы РПС соответствуют требованиям  по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как  санитарно - эпидемиологические  правила и нормативы и правила пожарной безопасности;
  •  доступность  - обеспечивать  свободный доступ  воспитанников ( в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм игрушкам , материалам, пособиям;
  •  трансформируемость - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 
  • полифункционольность – обеспечивать разнообразного использования  составляющих  РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей ширм, в том числе  природных материалов ) в разных видах детской активности.

При организации непосредственно-образовательной деятельности используется мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми. Организация  предметно – развивающей среды  в группе простроена  в соответствии с возрастными  и гендерными особенностями  воспитанников.

Среда  в нашей группе выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она  работает  на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Предметно - пространственная среда нужна,  для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности.  Развивающая предметно-пространственная среда  вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

 Образовательную деятельность осуществляю в соответствии с основной образовательной программой и адаптированной образовательной программой, разработанными и реализуемыми в образовательной организации.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 6 до 7лет ( подготовительная группа); списочный состав – 26 детей, из которых 11 мальчиков и 15 девочек.

 Групповая комната  представлена тремя основными  секторами –

1. Рабочий сектор,

2. Активный сектор,

3. Спокойный сектор. 

Рабочий сектор:

-центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

-центр правильной речи и моторики.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал.

Группа оснащена :

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

 Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе и в приемной комнате группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный центр для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям(вся информация регулярно меняется) ; стенд для детского творчества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 Центр  «Мир книги»  и «Говоруша»

Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи

Для речевого развития созданы:

-серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;

- дидактические игры

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Сдуй шарик» «Кораблики», «Рыбка»
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения:
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото»,  «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки».

 Картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи :  «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».

Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»

«Художественно-эстетическое развитие»  В игровой зоне располагается центр  «Музыки и театра», Насыщенность этого центра способствует развитию слухового восприятия и внимания, формированию исполнительских навыков, развитию творчества детей на основе литературных произведений. 
Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Центр «Музыки и театра», способствует формированию интереса к театру и  музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: кукольный, пальчиковый, теневой.

Многие атрибуты нам помогли сделать родители и дети: это бумажные маски и вязаные куклы для театрализации. 
С помощью  сундучка ряженья  дети знакомятся с национальными костюмами  разных народов, учатся распознавать их основные элементы сарафаны, юбки, пояса,  жилетки, штаны,  головные повязки  уборы, с удовольствием наряжаются в них. Сундучок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты. 

 Для эстетического развития создан:

-центр «Юный художник», который оснащен  разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, красками, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования.

 -альбомы народной игрушки ,росписи: Дымковская, филимоновская, каргопольская, жостовская, городецкая, хохлома, гжель.

«Познавательное развитие»

Центр «Мир природы»

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

  • Календарь природы;
  • Комнатные цветы: герань, фикус, педилантус, сансевьеро (щучий хвост), бальзамин, бегония, фиалка;
  • Паспорт « Комнатная растения в детском саду»
  • Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»

Мнемотаблицы, схемы, модели.

  • Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»
  • Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»
  • Фигурки животных.

С помощью экспериментирования, в центре «Маленькие Эйнштейны»,  где мы проводим опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение   включает в себя:

1.Микроскоп

2. Лупа

3. Воронки

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Проволока

10. Металлическая ёмкость

11. Набор форм для игр с песком и водой.

12.Коллекция «Бумага».

13.Коллекция «Ткани».

14. Перья птиц.

15.Коллекция «Стекло».

16.Коллекция «Пластмасса».

17.Трубочки.

18. Прищепки.

19.Пипетки, медицинские маски.

20. Свечи.

21.Фартуки и нарукавники.

22.Очки

23. Ёмкости для воды.

23 перчатки

24. Картотека опытов

Центр дидактических игр 

Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для интеллектуального развития созданы:

Мини – центр по Математике Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны; дидактические игры (игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей «Дроби», «Составь круг», игры с цифрами, монетами, игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины «Сравни и подбери»; игры с алгоритмами; модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»), календарь, модель календаря.  Игры: лото-бочонки, часы-конструктор, весы; разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета, мелкие игрушки и предметы, счетные палочки, комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета, природный материал для счета, комплекты цифр. Занимательный материал математического содержания: задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия, математические загадки, математические считалки, математические развивающие, логические», «Геометрическое домино»,  «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.

«Мой родной край». Содержание данного центра подобрала в соответствии с возрастными особенностями детей, и обновляю регулярно. Центр включает в себя государственную символику, подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы открыток,  способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие

 Центр «Здоровейка»

         Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе,  сделали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен  оборудованием для развития основных видов движений. Проводятся  комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, используется картотека пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактика плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта.  В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания,  ребристая доска, массажные коврики и мячики.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства.

Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный. Там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных,  создана картотека  с картинками детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 «Социально – коммуникативное развитие»

 Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Центр "Игротека"

-гендерный уголок для девочек;

-гендерный уголок для мальчиков;

-больница;

-аптека;

-магазин;

-парикмахерская; 

-почта;

-семья.

Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Ребята с увлечением играют с разными конструкторами, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

Центр " Азбука Безопасности" 

- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Создавая  развивающую среду,  постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

  • Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
  • Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей
  • При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для  развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-пространственной среды в группе «Лимончики» МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Организация развивающей среды в нашей  группе «Лимончики»  построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонно...

Анализ предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Фиалки» МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, наблюдать, добиваться поставленной цели....

Анализ предметно-пространственной среды группы "Звездочки"

Описание предметно-пространственной среды старшей группы "Звездочки"...

Анализ предметно- пространственной среды в группе раннего возраста

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда...

Анализ предметно-пространственной среды ДОУ с учётом ФГОС ДО

Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дет...

Анализ предметно-пространственной среды

Анализ предметно-пространственной среды...