Мини-музей соли и солонок «ВОЛШЕБНИЦА-СОЛЬ»
материал

Цветкова Мария Александровна

С самых давних времен соль поваренная пищевая ценилась на вес золота, считаясь важнейшим предметом торговли. К местам ее добычи люди прокладывали пути, а за перевозку соли по своей территории брали с торговцев огромные налоги. В голодные годы солью запасались впрок, обменивая ее потом на продукты питания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 городского округа Вичуга.



ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

соли и солонок

«Волшебница соль»

https://kto-chto-gde.ru/wp-content/uploads/2016/12/jkk.jpg

Автор: Цветкова М.А..- воспитатель

Вичуга, 2022 г

Содержание

Паспортные данные мини-музея…………..…………………………………..2.

Аспекты музейной деятельности…...…………………………………………3.

План работы по созданию мини-музея………………………………...……..4.

Тематический план занятий в мини-музее.……………………………..…....6.

Перспектива развития мини-музея……….…..……………………………….8.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей соли и солонок «Волшебница соль»

Профиль музея:  познавательный.

Цели организации мини-музея –

  • обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • богащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами

познакомить  детей:

  • с видами соли, ее свойствами, способами добычи;
  • с видами и историей происхождения солонок.

Задачи:
1. Расширение кругозора; воспитание познавательных интересов и способностей.

2. Формирование у дошкольников представлений о музее.

3. Стимулирование познавательной активности.

4. Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения.

6.Формирование активной жизненной позиции.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

•  принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

    -   научная;

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также  представлены: детская литература, подборки картинок  о соли, картотека опытов по экспериментированию с солью, а также консультация для родителей «Такая разная соль».

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Волшебная соль»

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

проведение консультации  с родителями: «Мини музей в детском саду»;

ноябрь

Крюкова О.А

2.

проведение бесед о создании музея в группе с  родителями

декабрь

воспитатель

3.

совместные   экскурсии  родителей и детей  в музеи;

октябрь- Борнуковская пещера, декабрь- краеведческий музей, февраль- ЦДРИТ

воспитатели, родители

4.

рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми;

февраль

воспитатель

5.

Определение темы;                                                                         название мини-музея;                                                                  разрабатывание его модели;                                                          выбор места для размещения;

декабрь

воспитатель

Практический этап (или этап реализации проекта)

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

создание мини-музея в группе;

ноябрь - апрель

воспитатель Крюкова О.А

2.

сбор экспонатов для музея;

ноябрь - апрель

воспитатель Крюкова О.А

3.

 разработка экскурсий.

в течение года

воспитатели: Кабаева М,Л.  Крюкова О.А

4.

пополнение музея экспонатами

 в течение года

родители, дети

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

открытие мини-музея в группе «Пчелки»

    апрель

воспитатель

2.

приглашение гостей, родителей;

апрель-май

воспитатель

3.

разработка различных видов экскурсий для музея;

 в течение года

воспитатель

4.

проведение образовательной деятельности в мини-музее.

в течение года

воспитатель

6.

оформление мини – музея: альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов

апрель - май

воспитатель

Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для экспериментальной и художественной деятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

«Сами своими руками»        

Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

 «Библиотека»

Здесь собраны произведения о соли, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«История»

 Данный материал может использоваться в познавательной деятельности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

1.

  Создание аппликации «Осенний лес»  

Художественное творчество

 Развивать навыки аккуратности в работе.

ноябрь

2.

Создание поделки «Насыпушки»

конструирование познание,

Развивать творческое начало, учить применять различные  материалы .

декабрь

3.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением  соли

познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать логическое мышление с помощью загадок, дать представление о понятиях «соль, солонка».

январь

6.

Коллективная работа-аппликация «медведь»

Художественное творчество

Продолжать совершенствовать умение работать  в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе

февраль

7.

Лепка из соленого теста «медведь»

Художественное творчество

Развивать мелкую моторику рук.

апрель

8.

Мастер -класс «рандола из соли»

Художественное творчество

Закрепление навыков работы изотворчества

апрель-май

9.

Итоговая выставка

 

Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год

май


ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Подбор детской литературы,  детских мультфильмов и наглядного материала.

– Проведение экскурсий для других групп детского сада

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.



Предварительный просмотр:

 

СОЛОНИЦА

НА СТОЛЕ ЦАРИЦА

(виды и история появления солонки)

Солонка работы Александра Варганова

С самых давних времен соль поваренная пищевая ценилась на вес золота, считаясь важнейшим предметом торговли. К местам ее добычи люди прокладывали пути, а за перевозку соли по своей территории брали с торговцев огромные налоги. В голодные годы солью запасались впрок, обменивая ее потом на продукты питания.

Издавна была известна исцеляющая сила соли. Хотя сегодня не говорят, что соль поваренная пищевая - белая смерть, однако всегда необходимо помнить, что чрезмерное употребление любого продукта может оказать разрушающее действие на организм человека. Все хорошо в меру. Человек, испытывающий дефицит соли поваренной пищевой, может испытывать слабость, головокружение, потерю вкуса. Поэтому не стоит забывать, что ко всему нужен разумный подход, и соль поваренная пищевая, присутствующая сегодня на каждой кухне и в каждом доме, не исключение.

Соль можно сравнить с воздухом. О ней вспоминаешь только тогда, когда ее нет. Гомер называл ее «божественной», Касиадор Флавий Магн Аврелий, консул и писатель Древнего Рима, утверждал, что соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нет. Соль являлась драгоценностью, соль-символ вечности и бессмертия, мудрости и дружбы, глубинной сути и скрытого знания. Она древне, но до сих пор ценное сокровище.

Как выясняется, соль, - привычная и почти незаменимая принадлежность нашего стола - была не только участницей, но и причиной самых кровопролитных и драматических конфликтов человеческой истории. Именно в силу своей независимости. Процветание средневековой Венецианской республики было основано на монопольной торговле солью - так же, как и процветание не одной династии императоров Поднебесной. Кстати, китайские технологии добычи соли с использованием бамбуковых труб и бурения глубоких шахт, самые древние в мире, долгое время оставались и самыми передовыми. А какие битвы за соль разыгрывались в Америке! В двух словах и не опишешь.

На столе соль занимала почётное место у русского народа. Свойства соли ценили так высоко, что для ее хранения придумали специальную утварь - солонки

Термином солонка, помимо специальной утвари для соли, обозначают и другие сосуды, используемые для хранения соли: глиняные плошки и горшки, мисочки, ковши, кубышки, тарелочки и др.

Солонки бывают разных размеров и видов.

  • Настольная — в верхней части солонки имеются маленькие отверстия, через которые содержимое можно дозированно высыпать.
  • Кухонная — большая ёмкость с крышкой и, зачастую, со специальной ложкой.

История

Одно из ранних упоминаний о солонке в русских письменных источниках относится к XVI веку, но археологические раскопки в слоях XI-XIII вв. обнаружили точёные солонки, что говорит о более раннем распространении данной утвари.

Солонки, как правило, изготавливаются из стекла, пластмассы, керамики, иногда из дерева или металла. До середины XIX века словом «солонка» именовали обычно коробочки для хранения соли и пряностей, не содержавшие отверстий в крышках.

https://i0.wp.com/russianarts.online/wp-content/uploads/2020/03/3d7e6-60950-dsc_0298.jpg?fit=3744%2C1800

Солонка, Казаковская филигрань

Прообразом современной солонки, содержащей отверстия, стала солонка, разработанная американцем Джоном Масоном в 1858 году. В Великобритании в 1898 году Генри Трэкером был получен патент на собственный вариант солонки.

Солонки современного вида, препятствующие слёживанию их содержимого, начали производиться в 1920-х годах американской компанией Morton Sault, приобретя особенную популярность в 1930-е годы, когда во время Великой депрессии мировые производители керамических изделий сосредоточились на производстве недорогих товаров.

Солонка из Архангельска

Солонка из Архангельска

Ныне производятся как «обыкновенные» солонки, так и представляющие собой произведения искусства: выполненные из дорогих материалов, нетипичной формы (например, сделанные в виде какого-либо животного или забавного существа), богато украшенные или расписанные. Такие солонки могут являться предметом коллекционирования и даже становиться музейными экспонатами.

https://d2zofuu73zurgl.cloudfront.net/rusenamel/cloned-images/auction_79/lots/import_0/306/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg

https://cdn.setafi.com/wp/uploads/2020/11/img_9446.jpg

Солонка на Руси

         В средние века соль была очень дорогим удовольствием. Поэтому солонки изготавливали из ювелирных материалов, они были не дешевле самой соли.

Солонка (баран, берестенка, дуплёнка, колодник, коренушка, кубышка, кужня, курочка, кутька, лапоть, лукошко, плетушка, плошка, солило, тюрник, утица, чухарь) – деревянный (из берёзы, сосны, ели) сосуд для хранения и подачи соли на стол. Деревянные солонки делались различной формы и украшались в зависимости от местной традиции: резались, долбились, плелись из корней и бересты с помощью топора, ножа, тесла. Почти все солонки изготовлялись с крышками.

Типичной формой солонок на Севере (в Вологодской и Архангельской губерниях) и в Смоленской губернии, употреблявшихся уже в XII веке, была плывущая птица с головой уточки (такую солонку называли «утица», «утка» или «куричка», «курочка»), которая выдалбливалась из одного куска дерева. Ручкой служил хвост или голова птицы, выдвижная крышка-спинка крепилась на деревянном штырьке и украшалась одной или несколькими птицами. Многие солонки имели подставки-ножки. Поверхность солонок расписывалась или декорировалась резьбой.

Солоница-утица. Архангельская губерния, XIX в.C:\Users\Владимир\Desktop\ор.jpg

Солоница-утица. Архангельская губерния, XIX в.

https://cs2.livemaster.ru/storage/7a/4f/f671cb3e28801b4d557aab2263f8--russkij-stil-solonka-utitsa.jpg

        

В Центральной России и в Поволжье (возможно, ещё до XVII века) выдалбливались солонки в виде кубовидного ящичка с откидной крышкой и высокой задней стенкой, называемые «стульчики». Поверхность таких солонок украшалась мелким узором выемчатой резьбы, особо оформлялась задняя стенка, заканчивающаяся резьбой с изображением птиц, коней, церковных главок (последние, возможно, были выполнены руками монастырских крестьян, так как в монастырях существовали свои мастера по производству деревянной посуды).

https://cs1.livemaster.ru/storage/1c/27/1ef4b4dbea65c8dda54f220fb88x--dlya-doma-i-interera-postavets-avtorskaya-rabota.jpg

Наряду с традиционными «стульчиками» в начале XX века в г. Городце Нижегородской губернии стали делать солонки той же формы – кубовидной коробки с поднимающейся крышкой, но в более простой технике. Стенки составлялись из тонких дощечек неокрашенного дерева и опоясывались деревянными обручами в четыре-пять рядов, что придавало солонке большую прочность. Такие солонки окрашивались анилиновыми красками малинового, синего и жёлтого цвета. На крышку и спинку наносился растительный узор или орнамент.

В районах, где производилась точеная деревянная посуда, – Нижегородская губерния, Северодвинский район и др. – солонки делались в виде чаши с крышкой («кубышка») или чаши на невысокой точёной ножке и поддоне и украшались росписью местного

характера.

 В Подольском уезде Московской губернии изготавливались выдолбленные из дерева солонки кубовидной формы с резным узором из розеток или ромбов.

Отличительной особенностью солонок, сделанных в Сергиевом Посаде Московской губернии, было полукруглое основание, высокая плоская стенка, коническая крышка с рельефной резьбой. В технике рельефной резьбы чаще всего изображались сцены из крестьянской жизни: празднование масленицы, пахарь с сохой и сеятель и т.д.

Ещё один тип – солонки, сплетённые из бересты (берестенка, берестень, лапоть, лукошко, плетушка) и корней (коренушка, корневушка). Они имели форму птицы, «штофика» или «репки». Такого вида солонки считались дорожными, так как их брали с собой, уходя на промысел или полевые работы.

Береста болго сохраняет свойства продукта, регулирует влажность, препятствует проникновению посторонних запахов. 

Готовая солонка

https://sun9-56.userapi.com/impg/c858128/v858128835/17036b/YK8lYfPMvFg.jpg?size=1500x874&quality=96&sign=de49b4acd507539409f6b00ba4187dfd&type=album

В изготовлении солонок должны быть учтены следующие параметры: соль сыпучая; легко впитывает влагу; должна быть дозирована.

В связи с этим, нужно учитывать свойства материалов, из которых изготавливают солонку. 

Дерево

Так же, как и береста, регулирует влажность. Даёт большие возможности декорирования. Солонки из дерева раскрашивают красками, покрывают лаком, украшают резьбой и выжиганием. Дерево позволяет придавать различные формы.

https://i0.wp.com/russianarts.online/wp-content/uploads/2020/03/6de71-62761-f8126db6e0c60128e790b8e98aff16203fadfdc2c401b70fpimgpsh_fullsize_distr.jpg?fit=3744%2C1800

Керамика

Изделия из керамики легко мыть. Они красивы, экологичны. Солонки из керамики из глины хорошо регулируют влагу. Но они легко бьются, их не удобно брать в дорогу.

Как уже говорилось выше, солонки изготавливают из самых разных материалов. Ремесленники исстари использовали и камень, и металлы, стекло и многое другое.

https://mamataki.ru/wa-data/public/shop/products/25/07/725/images/9673/9673.1280.jpg

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/1080507/0/700-nw.jpg

Обычаи

На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.В старину, когда господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли. 

И даже сакральный смысл

Считается, что солонка несёт в себе некий сакральный смысл. Так, в «Тайной вечере» Леонардо Да Винчи изобразил солонку, опрокинутую перед Иудой. А на Руси солонка всегда играла и играет сейчас роль своеобразного семейного амулета, приносящего в дом мир и благополучие.

В пословице говорится:  «Там, где отведал соли, нельзя опрокинуть солонку».

Как же без солонки?

Особенное значение придавалось соли во время свадьбы и при рождении ребенка.В бывшей Костромской губернии жених с невестой за столом, по обряду, пересылали друг другу солонку с солью, на счастье. Родители при встрече молодых после церкви кидали им в лицо горсть соли. Повсеместно в России на свадебный хлеб ставилась солонка с солью.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ed5/000a5b8c-ab18af72/hello_html_m6231e6b3.jpg

Отношение к солонке было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали. На неё переносилось почтительное отношение к соли, считавшейся ценным продуктом, без которого человек не мог жить. Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия.

Сегодня солонки уже не играют для нас столь важных ролей, кК впрочем, и сама пищевая соль, и не изготавливаются солонки из столь дорогих материалов. Однако, производство солонок перешло в иное русло и теперь они умиляют нас своим многообразием форм из самых различных материалов.

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/3974041/0/700-nw.jpg

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/17626/0/700-nw.jpg

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/3951305/2/700-nw.jpg

https://storage01.tea.ru/iblock/bb9/bb9928198dcd360352279c1269c78801/ac75966896d89429f86fcf02ad7def5c.jpg

https://domos.ru/images/item/125926/h358f80.jpg

https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-g/6017184472.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

НОД "Волшебница-соль"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...

Интегрированное занятие "Волшебница соль"

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...