Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Вяцкова Анастасия Владимировна

B данной статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вяцкова А.В.

МБДОУ «Детский сад №113», г. Чебоксары, nastya.vyatskova@yandex.ru 

Научный руководитель – И.В.Илларионова

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

                 

Аннотация. B данной статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, дети старшего дошкольного возраста.

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

B последние десятилетия проблема развития творческого воображения у детей привлекает к себе внимание педагогов и психологов. Поэтому проблема развития воображения хотя и привлекает к себе огромный интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Многие ученые занимались изучением творческого воображения детей: М.А. Битяновой, Н. А. Ветлугина, Л.С.Выготский, Т.С. Комаровой, Н.С. Лейтес,  О.А. Овчаровой С.Л. Рубинштейн, Б.М Теплов, Е.А. Флериной и другие.

В то же время, в настоящее время существует противоречие между необходимостью изучения проблемы особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данного вопроса.

Для разрешения имеющегося противоречия было проведено экспериментальное  исследование на базе МБДОУ «Детский сад №113 «Золотой ключик» города Чебоксары Чувашской Республики. В нем приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие диагностические методики: «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)  [1] и «Придумай рассказ» (Н.С.Немов) [3]. 

Анализ полученных результатов в ходе проведения методики «Дорисовывание фигур» показал, что наиболее характерным уровнем развития восприятия цвета является средний уровень – 65% (13 детей). Высокий уровень представлен у 4-ых испытуемых, что равно 20%. Низкий уровень представлен у 3-ых испытуемых, что равно 15%.

Для большинства испытуемых свойственны следующие особенности выполнения задания: дети проявляли позитивное отношение к заданию, которое имело незначительное снижение в процессе выполнения поставленных экспериментатором задач при возникновении затруднений. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. На этом уровне не было примеров включения фигуры в образ. Все дети использовали прием опредмечивания.

В ходе выполнения задания многим детям требовалась помощь со стороны взрослого при возникновении затруднений: нужно было направить ребенка в нужное русло и подбодрить: «молодец, ты делаешь все правильно».

Также для изучения особенностей восприятия цвета была использована методика «Придумай рассказ», результаты проведения которой свидетельствуют о преобладании среднего уровня творческого воображения у старших дошкольников 13 детей (65%), низкий уровень - 4 ребенка (20%). С высоким уровнем представлены 3 детей (15%).

Для многих детей в ходе выполнения диагностической методики было характерно позитивное отношение к заданию, либо проявление колебательного его характера в сторону незначительного снижения, что зависело от успешности выполнения задания. Средний уровень выражается тем, что дети рассказывали уверенно, подробно, но по-прежнему присутствовал пересказ, известного им произведения, при этом, ребята привносили в виденное или слышанное им что-либо новое от себя. В рассказе встречаются три-четыре разных персонажа, но все они обладают бедными характеристиками. Дети кроме названия, указывают еще один или два признака. Эмоции выражались слабо.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что творческое воображение у детей развито недостаточно. Анализируя все полученные нами данные, можно утверждать, что в целом дети находятся на среднем уровне развития творческого воображения. Воображение у детей старшей группы характеризуется средней мотивацией к творческой деятельности, слабой фантазией, отсутствием инициативы и самостоятельности. Дети испытывают некоторые сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей.

Завершая описание результатов работы необходимо отметить, что изложенный материал не исчерпывает решения рассматриваемой проблемы. Одним из перспективных направлений научных изысканий в данной области может стать поиск психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / Ольга Дьяченко. − Москва : Просвещение, 2008. – 94 с.
  2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника  // под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 1. // под ред. Р.С. Немова. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Немов Р.С. Психология: учебник. Книга 2. // под ред. Р.С. Немова. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие длястудентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме выявления особенностей творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста....

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настольк...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются такие понятия, как произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), аффективное, репродуктивное, творческое воображение....

«Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его пов...