Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
занимательные факты по теме

Химченко Наталья Геннадьевна

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов и педагогов до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем в психологии. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся богатством скрывается бедность, смутность схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в собственном опыте.

До достижения 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. У взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображений в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ними в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления [5,с.41].

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников [9,с.324].

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими - либо техническими приемами. Дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. [5,с.60]

Растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Следовательно, воображение расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозаключительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества [18,с.25].

Развитию воображения посвящаются специальные занятия. Игры и этюды для развития воображения часто водятся как элемент занятий в разные виды детской деятельности. Благодаря развитому воображению ребенок творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею [20,с.52].

Фантазирование пронизывает всю жизнь ребенка. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией [58,с.103].

Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им известные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывание для знакомой сказки новое продолжение. Для дошкольников характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придумывание ими сказки не редко приобретают причудливый характер [9,с.26].

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ними при прослушивании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы. Несоединимые стороны разных объектов. В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития. Так в словесном творчестве ребят проявляется процесс становления личностных смыслов [46,с.152].

Воображение старшего дошкольника может приближаться к воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности: рисование, конструирование, сочинительство.

Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь [5,с.72].

То есть, из вышесказанного можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности, и начинает ее опережать. Вместе с тем, оно объединяется с мышлением, и действует вместе с ним при решении познавательных задач. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение старшего дошкольника значительно полнее и точнее чем раньше воспроизводит действительность. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже не путает действительность и вымысел, реальность и фантастику.

Однако, для более полного понимания творческого воображения необходимо понять, каким именно образом оно происходит, как оно возможно. То есть, раскрыть механизмы творческого воображения.

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. Всякая деятельность воображения имеет очень длинную историю. То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода [5,с.154]

В самом начале этого процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.

Для того, чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен во всём умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших нервных внутренних возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка в частности процесса преувеличения, преуменьшения отдельных элементов впечатлений [9,с.242].

Страсть детей «преувеличению, заключается большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелось в сказочных образах [22,с.155].

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы - от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины [29,с.153]. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается.

Основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной. Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность ещё и другого условия, а именно: самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением мы подразумеваем такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательной мозговой работы. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов [39,с.86].

Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появляются раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для их возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими [9,с.185].

Этим же объясняется и непропорциональное распределение новаторов и творческих деятелей по различным классам. Привилегированные классы дают неизмеримо больший процент научных, технических и художественных изобретателей, потому что именно в этих классах наличествуют все условия, которые необходимы для творчества.

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок.

Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка отличается от взрослого. Интересы ребёнка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.

Чем же отличается воображение ребёнка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует ещё мнение, что у ребёнка воображение ещё богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения [51,с.158].

Продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Ребёнок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребёнка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребёнка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого [57,с.4].

Таким образом, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе еще в самом раннем детстве. Все игры детей есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. То есть, воображение, и творчество детей всегда строится из материалов данных действительностью. И если мы хотим создать достаточно прочные основы для детской творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка во всех направлениях.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 20105. - 128с.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.,2016 – 82с.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 2014 – 173с.
  4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2014 – 35с.
  5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. - Ульяновск, 2015. – 251с.
  6. Веселый театр. /Сост. А.Розанова. - М.: Детгиз,2015. – 247с .
  7. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. - Ростов н/Д., 2012. – 63с.
  8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Издательство Смысл, издательство Эскимо, 2014. - 512с.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 2015. – 426с.
  10. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками. – М.,2015. – 152с.
  11. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: 2015. – 241с.
  12. Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. - М.,2013. – 195с.
  13. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2015. – 264с.
  14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. - СПб.: 2015. – 173с.
  15. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. -М., 2014. - 184с.
  16. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей «Из детства в отрочество». — М.: Просвещение, 2014. – 134с.
  17. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 2016. – 136с.
  18. Иванова Г.П. Театр настроений. - М., 2016 – 98с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов и педагогов до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем в психологии. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся богатством скрывается бедность, смутность схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в собственном опыте.

До достижения 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. У взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображений в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ними в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления [5,с.41].

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников [9,с.324].

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими - либо техническими приемами. Дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. [5,с.60]

Растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Следовательно, воображение расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозаключительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества [18,с.25].

Развитию воображения посвящаются специальные занятия. Игры и этюды для развития воображения часто водятся как элемент занятий в разные виды детской деятельности. Благодаря развитому воображению ребенок творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею [20,с.52].

Фантазирование пронизывает всю жизнь ребенка. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией [58,с.103].

Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им известные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывание для знакомой сказки новое продолжение. Для дошкольников характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придумывание ими сказки не редко приобретают причудливый характер [9,с.26].

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ними при прослушивании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы. Несоединимые стороны разных объектов. В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития. Так в словесном творчестве ребят проявляется процесс становления личностных смыслов [46,с.152].

Воображение старшего дошкольника может приближаться к воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности: рисование, конструирование, сочинительство.

Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь [5,с.72].

То есть, из вышесказанного можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности, и начинает ее опережать. Вместе с тем, оно объединяется с мышлением, и действует вместе с ним при решении познавательных задач. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение старшего дошкольника значительно полнее и точнее чем раньше воспроизводит действительность. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже не путает действительность и вымысел, реальность и фантастику.

Однако, для более полного понимания творческого воображения необходимо понять, каким именно образом оно происходит, как оно возможно. То есть, раскрыть механизмы творческого воображения.

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. Всякая деятельность воображения имеет очень длинную историю. То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода [5,с.154]

В самом начале этого процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.

Для того, чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен во всём умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших нервных внутренних возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка в частности процесса преувеличения, преуменьшения отдельных элементов впечатлений [9,с.242].

Страсть детей «преувеличению, заключается большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелось в сказочных образах [22,с.155].

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы - от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины [29,с.153]. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается.

Основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной. Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность ещё и другого условия, а именно: самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением мы подразумеваем такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательной мозговой работы. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов [39,с.86].

Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появляются раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для их возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими [9,с.185].

Этим же объясняется и непропорциональное распределение новаторов и творческих деятелей по различным классам. Привилегированные классы дают неизмеримо больший процент научных, технических и художественных изобретателей, потому что именно в этих классах наличествуют все условия, которые необходимы для творчества.

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок.

Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка отличается от взрослого. Интересы ребёнка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.

Чем же отличается воображение ребёнка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует ещё мнение, что у ребёнка воображение ещё богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения [51,с.158].

Продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Ребёнок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребёнка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребёнка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого [57,с.4].

Таким образом, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе еще в самом раннем детстве. Все игры детей есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. То есть, воображение, и творчество детей всегда строится из материалов данных действительностью. И если мы хотим создать достаточно прочные основы для детской творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка во всех направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития...

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения у детей 6 года жизни. Рекомендации для родителей и воспитателей...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются такие понятия, как произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), аффективное, репродуктивное, творческое воображение....

Консультация для родителей «Особенности развития воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»

Консультация для родителей детей 3-4 лет о том, как можно развивать воображение посредством нетрадиционного рисования....

«Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его пов...

Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

B данной статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...