Проект "Добро пожаловать"
проект (младшая группа)

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_pozhalovat.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

"Добро пожаловать!"

проект по адаптации детей раннего возраста

 к условиям детского сада.

Воспитатели: Ивенская Венера Минвалиевна

Неттина Екатерина Сергеевна

п.Берёзово

2021г.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА «Добро пожаловать»

 Направление программы

 Познавательно-речевое

Образовательная область

«Познание»

Освоение содержания образовательных областей.

«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Название проекта

Добро пожаловать

Тип проекта

Групповой, социально-практический

Участники проекта

Дети второй  группы раннего возраста. Воспитатели. Психолог. Медсестра детского сада. Родители воспитанников.

Виды деятельности

Игровая, познавательно – исследовательская, речевая,  двигательная, коммуникативная,

Средства реализации

Игры  и игрушки по возрасту детей, методическая литература, художественная литература

Срок реализации проекта

Адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.)

Цель проекта

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям  ДОУ.

Задачи проекта 

Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Актуальность:

Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Мероприятия подготовительного этапа

1. Пополнение предметно – развивающей среды;

2. Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;

3.Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;

4. Составление перспективного плана на адаптационный период;

5. Создание банка данных о будущих воспитанниках.  (Первоочередным является сбор сведений о ребёнке, семье)

Мероприятия

практического этапа

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Знакомство с группой, ребенок постепенно входит в группу детского сада.

  • Установление контакта с ребенком через родителя.

Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым. Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к воспитателю, родители должны сами обращаться к нему с просьбой и вопросами.

  • Приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности.
  • Проведение индивидуальных  и подгрупповых игр и забав с детьми  в группе.
  • Как только обстановка и общение с воспитателем  перестает пугать ребенка, можно предложить родителям оставить его на 15-30 минут. При этом следует рекомендовать им первое время уходить из группы незаметно.
  • Ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время свободной игровой деятельности;
  • Ребенок остается без родителей с завтрака до обеда. Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка.  Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка.
  • Ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители.

Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей раннего дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна используем то, с чем ребенку будет комфортнее засыпать (мягкие игрушки, пледы, бутылки, соски). Не громко 5-10 минут звучит спокойная музыка. Использование таких «Сонных предметов» позволило нам улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.

  • Ребенок остается на целый день.

На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Обыгрывание ситуации через игрушку, начавшую посещать детский сад. Соблюдение режимных моментов вместе с игрушкой. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

  • Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе. Овладевает навыками самообслуживания.

Мероприятия заключительного этапа 

1 . Анализ проведенной работы

3. Определение степени адаптации ребенка  

4. Оформление фотоотчета «Мы в детском саду» (Играя, учимся дружить)

5. Подведение  итогов проекта (Обработка и оформление материалов проекта) 

Анализ ресурсов

1) Нормативно - правовые ресурсы:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29.12.2012г.;

Устав ДОУ;

2) информационные:

литература, пособия, буклеты, листовки с рекомендациями по адаптации детей к условиям ДОУ;

диагностики результативности.

использование возможностей интернета в поиске информации,

3) организационные:

- организация совместной работы детей и родителей

- определение критериев эффективности реализации проекта,

4) материально-технические:

- дидактические и игровые пособия. 

площадки для игр

игровая комната

Кадровые:

медицинский работник;

воспитатели;

помощники воспитателя;

педагог-психолог.

Результаты-продукты

- конспекты занятий  

- рисунки детей

- консультация для родителей

- презентация проекта

Перспективы дальнейшего развития проекта

- Участие в конкурсе «Самый лучший проект» среди педагогов детского сада.

-  Размещение материалов проекта на сайте ДОУ, сайте nsportal.ru  

Ожидаемые результаты.

Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Условия необходимые для реализации проекта.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы разделено на несколько секторов.

В игровой зоне поместили игрушки:

- для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.

- для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;

- для развития сюжетных игр - куклы,  собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;

- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

- в уголке природы  – различные комнатные растения.

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие(вносятся в группу по мере необходимости).

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

  • Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  • Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
  • Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  • Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Механизм реализации проекта.

Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием

Для этого необходимо  постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход к нему со стороны специалистов детского сада.

Формы организации взаимодействия с детьми.

В период адаптации детей к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности. Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов. Создание условий для общения детей со знакомыми игрушками и вещами.

  • Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.
  • Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.
  • Игры, направленные на развитие взаимодействия между детьми.
  • Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.
  • Пальчиковые игры. Опыты для малышей.
  • Музыкотерапия. Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкальные паузы включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах.
  • Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
  • Методика "Любимая игрушка". Каждый ребёнок дома выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили ребёнку: «Ты уже подрос и теперь ты пойдёшь в детский сад. А вместе с тобой выросла твоя игрушка, поэтому она тоже будет ходить с тобой в детский сад. »

Они начинали давать эмоционально-положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: «Ей хорошо, ей нравится в садике». Присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания.

Основные результаты внедрения проекта:

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Определение степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Группа «Капельки», количество детей 19 человек, возраст 2-3года. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.                     

  Список литературы.

  1. Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
  2.  Аверина И. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
  3. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  4.  Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
  5. Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие "Добро пожаловать в театр"

Игра - путешествие знакомить ребят с правилами  поведения в театре. ...

Развлечение "Добро пожаловать на Кубань"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Фоторепортаж "Добро пожаловать к нам в группу"

Фотографии и описание некоторых игровых уголков подготовительной к школе группе в соответствии с темами недели....

"Добро пожаловать!"

Визитная карточка нашего детского сада...

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

Конспект родительского собрания "Добро пожаловать"

Конспект родительского собрания...