Проектная деятельность с детьми раннего возраста в условиях обновленного ФГОС
статья

Трубина Евгения Сергеевна

Cтатья содержит материал по использованию метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в условиях обновленного ФГОС.

Скосырская Е.С.,

воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Жемчужинка» с. Багдарин

Аннотация: статья содержит материал по использованию метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Description: the article contains material on the use of the project method in preschool education as one of the integrated teaching methods for preschoolers, which can significantly increase the independent activity of children, develop creative thinking, and also makes the educational system of the preschool educational institution open to the active participation of parents.

С рождения ребенок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Познавая мир, ребенок начинает задавать вопросы, и каждый ответ взрослого порождает новые вопросы. Ведь в раннем возрасте у малыша до 3-х лет появляется активный интерес к окружающему миру, развивается речь, закладываются наиболее важные человеческие способности - любознательность, воображение, уверенность в себе и доверие к другим людям.

Дошкольный возраст – это период, когда происходит формирование успешной и зрелой личности. Для осуществления данной цели нужны заботливые родители и грамотные педагоги, а также инновационные методы и приемы, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

Реализуя  условия обновленного ФГОС ДО, на практике  применяю проектный метод, который является  одним из эффективных средств решения задач дошкольного образования, важной формой планирования и организации. Применение проектной деятельности в дошкольном возрасте закладывает у ребенка позиции самостоятельности, активности. Осуществление проекта с детьми раннего дошкольного возраста происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение воспитанниками заданий, предложенных педагогом.

Активная роль здесь принадлежит взрослому. Она заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью. Выбор проекта для  дошкольников осуществляет воспитатель,   исходя из своих наблюдений за интересами и потребностями детей.

В августе 2022 года я впервые приняла малышей в первую младшую группу.

Поступление ребенка в детский сад – это большой стресс, как для малыша, так и для родителей. Это переживание нужно смягчить. Детям необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, отличным от тех к которым он привык в семье. Я приняла решение применить проектную деятельность для быстрой адаптации детей к детскому саду. Начала работу с проекта «В детский сад без слез». Одна из главных задач проекта – помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

В проект были включены разнообразные игры, знакомство с художественной литературой, а также занятия в области познания, которые решают такие задачи, как создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и с воспитателем.

  • Организованная образовательная деятельность «Кукла Надя пришла в гости», «К мишке на день рождения».
  • Коммуникативные игры: «Шли-шли, что-то нашли», «Раздувайся, пузырь», «Чудесный мешочек» и др.
  • Пальчиковые игры: «Ладушки-ладушки», «Апельсин», «Вышли пальчики гулять», «Сидели два медведя» и многие другие.
  • Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Найди одинаковое», «Узнай и назови», «Комната для кукол»
  • Художественная литература: чтение потешек «Водичка-водичка, умой мое личико», «Курочка-ряба», чтение стихотворений А.Барто и показ картинок
  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Вышла курочка гулять».

Немаловажное значение в проекте занимает взаимодействие педагога с родителями воспитанников. Данное сотрудничество выстраивается на основании индивидуальных консультаций, родительских собраний, рекомендаций для прочтения специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей.

По итогам проекта хочется отметить, что поставленная цель была достигнута, у детей проявляется интерес к пальчиковым играм, сочувствие к  героям детской художественной литературы. Целенаправленная систематическая работа в данном проекте привела к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволила сформировать положительное отношение к детскому саду, воспитать доброжелательные взаимоотношения между детьми, педагогом и родителями.

Из анализа листа адаптаций у 80 процентов детей наблюдалась легкая степень адаптации,  у 20 процентов средняя, тяжелой степени не было.

По результату проведенного мониторинга, я сделала вывод, что проектный метод очень успешен в работе с детьми дошкольниками, позволяющий в ненавязчивой форме решить сложные задачи в воспитании и образовании.

Мной были реализованы следующие проекты:

  • «Здравствуй сказка».

Основной целью было познакомить детей с русскими народными сказками такие как «Репка», Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок». Прививать интерес к слушанию сказок, интерес к кукольному театру, развивать речь, пополнить словарный запас.

В данном проекте работа с родителями заключалась в совместной деятельности с детьми по  созданию обложки для любимой книжки.

  • «Знакомство с домашними животными»

Основная цель познакомить детей с домашними животными (какие звуки издают,  как выглядят),  привить любовь к животным.

В ходе проекта мы с детьми рассматривали красочные иллюстрации с домашними животными, прослушивали звуки, играли в дидактическую игру «Найди маму», читали потешки, стихотворения и рассказы, такие как «Идет бычок качается», «Козленок», «Кто сказал МЯУ» и другие. Проект был подкреплен мультимедийными презентациями по теме.

  • «Путешествие в страну цвета»

Основной целью было закрепить знания цветов зеленого, красного, синего и желтого.

Для этого я обратилась к родителям с просьбой, чтобы в определенные дни одежда детей всей группы была одного цвета. Родители охотно пошли мне на встречу. В ходе проекта мы рисовали солнышко, волны, травку, яблочки, закрепляя цвета. Смотрели мультик про цыпленка, вспомнили историю Колобка, играли в дидактические игры «Найти все синее, желтое» и т.д. сделали коллективную работу  «Разноцветные ручки», провели совместно с родителями веселый весенний утренник по теме цветов. В итоге дети научились определять цвета, расширился словарный запас воспитанников.

После каждого проекта я делаю фотоотчет по проделанной работе и презентую выставку в вестибюле группы. Родители  с интересом отнеслись к участию в организации проектов, дали свои положительные отзывы о результатах.

Таким образом, проектная деятельность остается востребованной в воспитательно-образовательной работе в связи  с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов.

Я считаю, что проектный метод является эффективным средством для успешной  адаптации детей в ДОУ, а также проектный метод не только расширяет кругозор дошкольников, но и способствует сплоченности родительской общественности, педагогов и детей. В дальнейшем я планирую в своей педагогической деятельности использовать проектный метод и привлекать родителей в образовательный процесс.

Литература:

        1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.  

4. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.//методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.  

5. Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.                            -  СПб.: Детство-Пресс, 2012.  

6.Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников» Учебно-методическое пособие

7. Жердева Е.Н. «Дети раннего возраста в детский сад»

8. Близнецова В.С. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ»

9.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»

10. Лопатина О.Г. «конспект педагогической мастерской на тему Организация проектной деятельности в детском саду.»

11. Сердитова А.С., Сердитова С.С. «Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями»

12. Е.И. Новикова 2022г «Современный справочник воспитателя»

13. Гулидова Т.В. 2018г «Проектнаядеятельность в детском саду»

14. Сидорова А.А. «как организовать проект с дошкольниками»

15. Источник: https://www.resobr.ru/article/37792-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС Д...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....