«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
статья

Сметанина Татьяна Сергеевна

В. А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок-тропинка, по которой умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.» «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

                                                                                             Сметанина Т.С.

                                                               воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

                                                                                              первая  квалификационная

                                                           категория

 

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

1 слайд 

В. А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок-тропинка, по которой умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.» «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

2 слайд 

Первые годы жизни ребенка - это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они формируют отношение к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.

Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу. Это «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».

3 слайд 

После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Детей следует знакомить со сказками, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых. Эти сказки помогают детям понять:

 -как дружба помогает победить зло ( «Зимовье зверей»)

-что зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»)

 -что никуда без разрешения одним ходить нельзя («Маша и медведь»)

-что надо слушаться родителей, старших («Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

4 слайд

В пять лет детей знакомят со  сказками,  в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение. Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем.

В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников.

5 слайд

 С 6 лет  детей знакомят с любыми сказками, сюжет которых захватывает ребенка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц. Можно читать с детьми сказки-притчи, они заставляют детей задуматься о своем поведении и иногда посмеяться над своими ошибками.

6 слайд

 Работа над сказками делится на этапы:

1. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

7 слайд

 4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.  

5.  Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.  Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы

8 слайд

Для более эффективной  работы по  использованию сказок в воспитании нравственных качеств у  детей необходимо выполнение определенных условий:

- вызвать интерес у детей;

- подобрать специальные методы, приемы и формы работы.

Словесные методы: диалог, обсуждение содержания сказки, объяснение, беседы, проблемные ситуации, ситуации выбора,  игровые упражнения, загадывание загадок по сказкам.

Наглядные методы: показ иллюстраций, фотографий, мультфильмов, показ театра, организация развивающей предметно-пространственной среды.

Практические приемы: творческие задания – нарисовать сказку, раскрасить картинку, игры - драматизации, этюды, дидактические игры.

   Например, при знакомстве со сказкой «Снегурушка и лиса»,  можно использовать дидактическую игру: «Такая разная лиса» с помощью которой,   сравниваются поступки лисы в разных сказках. В ходе этой игры дети могут оценить ее поступки, сделать элементарные выводы: лиса не во всех сказках отрицательный герой.

9 слайд

Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, можно использовать дидактические игры  «Ступеньки доброты», «Назови героя-помощника», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», «Собери цветок из сказок» и другие.

В игре «Оцени поступок» детям  предлагаются  карточки с сюжетами сказок. Затем они должны   рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям.

10 слайд

В дидактической игре «Ступеньки доброты» (они имеют цвета радуги) нужно распределить героев сказок по их качествам: синий, фиолетовый, голубой, зеленый-отрицательные герои, желтый, оранжевый, красный - положительные герои. Распределяя героев по ступенькам, ребенок объясняет свой выбор (Лиса из сказки «Лиса и заяц» злая. Она выгнала зайчика из избушки, значит, ее мы поставим на самую нижнюю ступеньку - фиолетового цвета. Петушок - отзывчивый, добрый. Он помог зайчику выгнать лису, его мы поставим на самую высокую ступень - красного цвета.)            

11 слайд

Игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого - свой кубик, на котором наклеены картинки с сюжетами сказок. Дети по очереди подкидывают свой кубик и рассказывают о той сказке, которая выпала на кубике, далее можно попросить ребенка восстановить последовательность действий данной сказки, какой нравственный урок она несет, дать характеристику отдельным героям.

12 слайд

В игре «Собери цветок из сказок» детям предлагаются лепестки с сюжетами сказок, а серединка цветка - мордочка героя-животного. Например, дети выбрали мордочку зайчика. Теперь нужно вспомнить сказки, в которых встречается заяц, и выбрать лепестки с сюжетами этих сказок, выкладывая их вокруг серединки-мордочки.

13 слайд

Так же  можно использовать нетрадиционные методы и  приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей.

Например, «Комната сказок», куда  дети  отправляются  при помощи волшебных слов «В лево, в право повернись, в комнате сказок очутись». В этой комнате (сидя в группе на ковре)   с детьми читаем и пересказываем сказки, рассуждаем о поведении героев.

Для усиления эффекта сказочности,  с детьми  можно использовать сказочный ларец. Если в  группе звучит волшебная музыка (заставка к передаче «В гостях у сказки»), то значит, в ларце появился какой - либо сказочный предмет, который покажет нам дорогу к сказке.

  14 слайд

   Чтобы мораль сказки была понятна и доступна детям  помогают приемы, основанные на методике Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»:  

- Прием «Волшебная палочка».  С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.

- Прием «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

- Прием «Телеграмма». Вместе с детьми сочиняются телеграммы, где дается  героям совет, предупреждение об опасности - телеграмма Зайцу с предупреждением, что бы ни пускал коварную лису в избушку.

  Данные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Дети принимают активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

15 слайд

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но и обязательно дома. Для этого мы необходимо проводить консультации для родителей. Объяснять - почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать;  что такое сказка и как правильно подобрать её для ребенка; после прочтения сказки необходимо обсуждать ее содержание вместе с ребенком; роль сказки в развитии ребенка. Работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства нравственного воспитания детей.

16 слайд

Таким образом, нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.    В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Список литературы:

1. Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2012. - №7

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.

3. Горбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5

4. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста - Харьков.: Фолио, 1996. - 464 с.

5. https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rol-skazki-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-doshkolnikov-3962057.html                   

6. https://znanio.ru/media/rol-skazok-v-nravstvennom-vospitanii-doshkolnikov-2714824

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/16/rol-skazki-v-nravstvennom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozra

8. https://infourok.ru/rol-skazki-v-nravstvennom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta-3326008.html

9. https://infourok.ru/vospitanie-nravstvennyh-kachestv-posredstvom-russkoj-narodnoj-skazki-5103420.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад «Радуга» Выполнила: воспитатель в ысшей квалификационной категории Ковалевская Н.Н.

Слайд 2

В. А . Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок-тропинка, по которой умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.» «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений .» Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Слайд 3

Первые годы жизни ребенка - это период колыбельных песен, потешек , прибауток, стихотворений. Они формируют отношение к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность . Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу. Это «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».

Слайд 4

После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Детей следует знакомить со сказками, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых. Эти сказки помогают детям понять: как дружба помогает победить зло ( «Зимовье зверей») что зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка») что никуда без разрешения одним ходить нельзя ( «Маша и медведь») что надо слушаться родителей, старших ( «Гуси- лебеди», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Слайд 5

В пять лет детей знакомят со сказками, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение. Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем. В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников.

Слайд 6

С 6 лет детей знакомят с любыми сказками, сюжет которых захватывает ребенка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц. Можно читать с детьми сказки-притчи, они заставляют детей задуматься о своем поведении и иногда посмеяться над своими ошибками .

Слайд 7

Работа над сказками делится на этапы: 1. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. 2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. 3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Слайд 8

4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. 5. Беседа по сказке . Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Слайд 9

Для более эффективной работы по использованию сказок в воспитании нравственных качеств у детей необходимо выполнение определенных условий: - вызвать интерес у детей; - подобрать специальные методы, приемы и формы работы. Словесные методы: диалог, обсуждение содержания сказки, объяснение, беседы, проблемные ситуации, ситуации выбора, игровые упражнения, загадывание загадок по сказкам. Наглядные методы: показ иллюстраций, фотографий, мультфильмов, показ театра, организация развивающей предметно-пространственной среды. Практические приемы: творческие задания – нарисовать сказку, раскрасить картинку, игры - драматизации, этюды, дидактические игры. Например, при знакомстве со сказкой « Снегурушка и лиса», можно использовать дидактическую игру: «Такая разная лиса» с помощью которой, мы сравнить поступки лисы в разных сказках. В ходе этой игры дети могут оценить ее поступки, сделать элементарные выводы: лиса не во всех сказках отрицательный герой.

Слайд 10

Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, можно использовать дидактические игры «Ступеньки доброты», «Назови героя-помощника», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», «Собери цветок из сказок» и другие. В игре «Оцени поступок» детям предлагаются карточки с сюжетами сказок. Затем они должны рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям.

Слайд 11

В дидактической игре «Ступеньки доброты» (они имеют цвета радуги) нужно распределить героев сказок по их качествам: синий, фиолетовый, голубой, зеленый-отрицательные герои, желтый, оранжевый, красный - положительные герои. Распределяя героев по ступенькам, ребенок объясняет свой выбор (Лиса из сказки «Лиса и заяц» злая. Она выгнала зайчика из избушки, значит, ее мы поставим на самую нижнюю ступеньку - фиолетового цвета. Петушок - отзывчивый, добрый. Он помог зайчику выгнать лису, его мы поставим на самую высокую ступень - красного цвета.)

Слайд 12

Игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого - свой кубик, на котором наклеены картинки с сюжетами сказок. Дети по очереди подкидывают свой кубик и рассказывают о той сказке, которая выпала на кубике, далее можно попросить ребенка восстановить последовательность действий данной сказки, какой нравственный урок она несет, дать характеристику отдельным героям.

Слайд 13

В игре «Собери цветок из сказок» детям предлагаются лепестки с сюжетами сказок, а серединка цветка - мордочка героя-животного. Например, дети выбрали мордочку зайчика. Теперь нужно вспомнить сказки, в которых встречается заяц, и выбрать лепестки с сюжетами этих сказок, выкладывая их вокруг серединки-мордочки.

Слайд 14

Так же можно использовать нетрадиционные методы и приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей. Например, «Комната сказок», куда дети отправляются при помощи волшебных слов «В лево, в право повернись, в комнате сказок очутись». В этой комнате (сидя в группе на ковре) с детьми читаем и пересказываем сказки, рассуждаем о поведении героев. Для усиления эффекта сказочности, с детьми можно использовать сказочный ларец. Если в группе звучит волшебная музыка (заставка к передаче «В гостях у сказки»), то значит, в ларце появился какой - либо сказочный предмет, который покажет нам дорогу к сказке.

Слайд 15

Чтобы мораль сказки была понятна и доступна детям помогают приемы, основанные на методике Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»: - Прием «Волшебная палочка » - Прием «Превращения » - Прием «Телеграмма » Данные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Дети принимают активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Слайд 16

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но и обязательно дома. Для этого проводятся консультации для родителей: п очему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать; что такое сказка и как правильно подобрать её для ребенка; после прочтения сказки необходимо обсуждать ее содержание вместе с ребенком; роль сказки в развитии ребенка. Р аботая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства нравственного воспитания детей.

Слайд 17

Таким образом, нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

ВведениеАктуальность данной проблемы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но та...