Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложения
план-конспект занятия

Один из вариантов автоматизации звука Ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_zh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад № 1»

Арского муниципального района РТ

«Автоматизация звука Ж

в слогах, словах, предложения»

(индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе)

Подготовила и провела: учитель-логопед

Бахтиярова И.И.

2023 год

Цель: Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях и текстах.

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ж, в слогах, словах, предложениях.
  2. Тренировать детей в составлении простых предложений; в распространении предложений;
  3. Тренировать детей в спряжении глаголов;
  4. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
  5. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  6. Развивать фонематический слух и восприятие;
  7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов со звуком Ж;
  8. Развивать память, внимание,  мышление;
  9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: игрушка или картинка пчелка Жужа, набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ж; карточки для характеристики звука Ж,  дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения; предметные картинки на звук Ж.

Ход зянятия

  1. Организационный момент

Логопед: Малыш, у нас сегодня новая гостья. Хочешь узнать, кто это? Отгадай загадку.

Над цветком она жужжит
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её?        (пчела)

        Логопед: Да, правильно. К нам в гости прилетела пчела, а зовут его Жужа. Она очень любит жужжать. Отгадай, какой ее любимый звук? (звук Ж).

А где спрятался звук Ж в слове, ЖЖЖУЖЖЖА? (в начале и середине слова).

Сегодня на занятии  мы будем учиться правильно произносить звук Ж, а также слоги, слова и предложения с этим звуком.

  1. Пальчиковая гимнастика

         Логопед: Малыш, давай порадуем нашу гостю – сыграем в пальчиковую игру про пчелку Жужжу.

Прилетела к нам вчера                        (загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                                (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,                        (машут ладошками)

От усталости упали.                                (уронить ладони на стол)

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Давай покажем нашей пчеле Жуже, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику. (Комплекс на шипящие звуки)

  1. Изолированное проговаривание звука.

Логопед: Пчела Жужа  хочет сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний».

СТРЕКОЗА, МУХА, ЖУРАВЛЬ, КОМАР (ЖУРАВЛЬ)

Логопед: Послушай – ЖЖЖУРАВЛЬ – какой первый звук в этом слове? (звук Ж), а где он спрятался? (в начале слова).

Давай долго произнесем звук Ж-Ж-Ж-Ж

  1. Анализ артикуляции звука

Логопед: Расскажи, как мы произносим звук Ж:

- Губы  округлены,

- Зубки заборчиком,

- Кончик языка за верхними зубами,

- Язычок чашечкой,

- Воздушная струя теплая

- Горлышко дрожит, голосовые связки работают. (Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ж и может самостоятельно рассказать, как мы «Поем печенку пчелы».

  1. Характеристика звука

Логопед: Какой звук Ж?  

Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

  1. Развитие фонематического слуха

Логопед: пчелка Жужа хочет сыграть с тобой в игру «Телеграф» - скажи слова по звукам:

ЖАР: Ж-А-Р

ЖУК: Ж-У-К

ЖИР: Ж-Ы-Р

ЖАБА: Ж-А-Б-А

КОЖА: К-О-Ж-А

ЖОРА: Ж-О-Р-А

ЖЕНЯ: Ж-Э-НЬ-А

ЖАРА: Ж-А-Р-А

ЛУЖА: Л-У-Ж-А (такую игру можно и нужно начинать со слогов или слов из 3 звуков; слова из большего количества звуков даются, если ребенок легко справляется со словами из 3 звуков).

  1. Автоматизация звука в слогах  и словах.

Логопед: Пчелка Жужа хочет, чтобы ты проговорил вместе с ним чистоговорки:

Жа-жа-жа,  жа-жа-жа                Тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу                Как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи                Мне  ежаток  покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу                Я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа,  жа-жа-жа                Уж  уходит от ежа.

        9. Логопед: Повтори вместе с пчелкой Жужей слова и словосочетания:

Жаба в луже, жители Житомира, желтое жабо, бежевое жабо, тяжелая баржа, на жаровне жаркое, ржание жеребенка, жандарм ждёт, жду мужа, ужалила жалом, жужжание жука, жалко жаворонка, кожаный жакет, южная жара,  жёлтый жёлудь, желание жить, жалить жалом, еженедельный журнал, еженедельный журнал, ужасная жалоба, жалко ужа, жалко журавля, жук жужжит, ожидание рождения, ежи на лужайке, жуткий пожар, жёсткие жернова, прожжённый жакет, кожаный жакет, ужасно жарко, нежная кожа, бежевый жакет, жулик жульничает, бумажный жук, жасмин пожух, Женино жабо, жёлтая пижама, нажарить пирожки, жёлтый жук, положу кунжут, жалобы жильцов, вожатый бежал, жилище жужелицы, кожа жирафа, у жены жемчуг, урожай желудей, жилистая животина, жизнь на ложе, жевать желе, желтый желудь, ближе к медвежонку, жесткий жёлудь, обжора медвежонок.

10. Звуковой анализ/синтез

Звуковой анализ слов: КОЖА, ЛУЖА, ЖИВОТ и др.

11. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: пчела Жужа предлагает сыграть в мяч. Игра называется «Ты и Я» - закончи предложение:

Ты ходишь, и я …ХОЖУ.

Ты глядишь, и я…ГЛЯЖУ.

Ты гладишь, и я …ГЛАЖУ.

Ты вяжешь, и я…ВЯЖУ.

Ты положишь жакет, и я … ПОЛОЖУ ЖАКЕТ.

Ты лежишь на лужайке, и я… ЛЕЖУ НА ЛУЖАЙКЕ.

Ты покажешь жука, и я… ПОКАЖУ ЖУКА.

  1. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях.

Логопед: Пчела Жужа хочет сыграть с тобой в игру «Повтори за мной» - повтори предложения:

Дружно живет детвора.

Легко бежать по накатанной лыжне.

У Жоры отец – монтажник, а у Жени – художник.

Мой друг живет на нижнем этаже.

На нижней полке этажерки лежат журналы.

Жора бережет одежду.

Женя ожидает, когда перестанет дождик.

Дождик лил уже дважды – жди урожай на грибы.

Между окнами жужжит жук.

Женя дважды побеждал в лыжных гонках.

Вьюга, снежная пурга, напряди нам пряжи.

Ну, чего мы затужили ?

Будем жить, как прежде жили.

Дружно падают жёлуди.

Идет желудевый дождь.

  1. Игры на развитие ЛГСР и связной речи

Логопед: Пчела Жужа предлагает тебе сыграть в игру «1-2-5»

Один жук, два жука, пять жуков

Одна жаба, две жабы, пять жаб

Один ожог,…

Одна пружина, …

Один журнал, …

  1. Итог занятия

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ж)

Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ЗВОНКИЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)

·       Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из утомительных, сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидак...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Консультация для родителей: «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...

Брошюра "Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях"

Брошюра "Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях"...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...