«Проектный метод в организации образовательной деятельности дошкольников»
консультация

Шаулина Анжела Викторовна

В дошкольной практике существует много различных форм, методов, способов и приемов взаимодействия с детьми, применяемых педагогами детских садов. Одним из них является проектная деятельность. Дети всегда активно и с удовольствием участвуют в такой деятельности.

Детские проекты - это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobschenie.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Сообщение из опыта работы

на тему

«Проектный метод в организации

образовательной деятельности дошкольников»

(программа «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой)

Подготовила:

Старший воспитатель

Шаулина

Анжела Викторовна

Содержание современных программ дошкольного образования обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают центральное место и ориентируют дошкольников на целостное представление о мире.

Детям дошкольного возраста любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.

В дошкольной практике существует много различных форм, методов, способов и приемов взаимодействия с детьми, применяемых педагогами детских садов. Одним из них является проектная деятельность. Дети всегда активно и с удовольствием участвуют в такой деятельности.

Детские проекты - это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

В рамках работы по программе «Вдохновение» образовательные темы в нашем детском саду выбираются детьми по их желанию и продолжаются до того времени, пока не найдутся ответы на интересующие детей вопросы. После выбора очередной темы удобнее использовать проектную деятельность для того, чтобы в полной мере раскрыть основные понятия. Эта программа как раз и основывается на Принципе поддержки любознательности и исследовательской активности. Ребенок -  прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. И задача взрослых - разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним его открытиям и, лишь затем дать необходимые знания.

Одной из основных стержневых конструкций организации образовательной деятельности по Программе является проектно-тематическое обучение, как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способа реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.

Что такое проект и с чего он начинается? Какие темы использовать для него? Как воспользоваться детскими идеями для организации нового проекта?

Не все образовательные процессы, организованные в детском саду, являются проектами. Проект – это спланированное образовательное мероприятие детей и взрослых в учебных целях. Тема проекта изучается совместно, при этом выявляются возникающие проблемы и вопросы, их обсуждают сообща, находя творческое решение. И это занимает значительный промежуток времени.

Главный признак проекта, что он проходит в несколько этапов:

1. Начальный этап – нахождение темы проекта, осознание ее.

2. Этап подготовки и реализации – планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов

3. Этап демонстрации результатов – завершение и анализ проекта.

4. При необходимости – продолжение проекта.

Кроме того, можно выделить еще ряд признаков и принципов проектной деятельности. Хочется отметить некоторые из них.

1. Повседневность. Проект – это не экстраординарное, а рядовое мероприятие. Темой его становится текущее событие.

2. Тематичность. Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет подходящей для всеобщего обсуждения.

3. Ориентация на ребенка. Идеи новых проектов могут высказывать не только взрослые, но и дети. Момент окончания проекта определяют тоже дети. Сотрудничество детей и взрослых играет очень важную роль при организации проекта.

4. Добровольное участие. Участие в проекте является для каждого ребенка добровольным, а также выход из него и возвращение. Эффектная проектная деятельность предполагает интерес и детскую мотивацию.

5. Долгосрочность. Тема разрабатывается достаточно долго, однако у каждого проекта есть начало и конец. Небольшие перерывы в ходе проекта не препятствуют его проведению.

6. Открытость. Это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, методы, достижение цели и сроки проведения.

7. Спираль проекта. Планирование проекта поэтапное, с возможной корректировкой целей и путей их реализации, распорядка дня, используемых методов. Деятельность и анализ постоянно сменяют друг друга. Каждый проект документируется, а по окончании представляются результаты.

8. Инклюзия. Включенность достигается путем обмена опытом и совместной деятельности в процессе реализации проекта.

Для организации образовательного процесса нашего дошкольного учреждения используются различные виды проектов: исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют), информационно практико-ориентированные (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный лук на подоконнике, оформление группы), творческие продуктивные (оформление результатов в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры). Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а может и интегрировать различные виды детской деятельности в один проект. Участие в проекте даёт ребёнку делать что - то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявлять свои способности, применять свои знания и личный опыт в жизни, развивать ответственность, умение работать в коллективе, проявлять при этом индивидуальные способности и творчество.

         На каждую изучаемую тему составляются вопросы (метод трёх вопросов), определяются образовательные задачи с учётом карт развития, в связи с этим составляется проектная паутинка. Это помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени; подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать; планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-паутинку проекта; определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта; решает, как вовлечь родителей, законных представителей в образовательную деятельность.

От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного и фиксируя на доску выбора свою фотографию, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.

Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать -  значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Наша задача - инициировать общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Обязательно зафиксировали это на доске выбора.

Подведя итоги, мы понимаем, что перед нами стоят новые задачи. В начале следующей темы детьми или взрослыми (специалисты ДОУ, родители, воспитатели) презентуются центры активности, это можно делать путём увлекательной презентацией материалов, с помощью рассказов или показов. Совместно с детьми вспоминаем вопросы, которые нас интересовали. После чего происходит выбор каждого воспитанника интересующего его центра. Воспитанник фиксирует свой выбор на доске, в процессе образовательной деятельности ребёнок совершенно свободно имеет возможность поменять центр активности и начать исследование в другом центре. Наша задача не настаивать, не навязывать, а только направлять и быть модератором, а лучше участником образовательного процесса. Каждый центр должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный вопрос к уже известному.

В результате ежедневной работы по программе «Вдохновение» нами замечены перемены, которые происходят с ребятами. Они любознательны, внимательны и активны, проявляют интерес к творчеству, высказывают смелые идеи и воплощают их.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радостей первых побед. На первый план выходит активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений и фокусируется на создании социальных и материальных условий реализации образовательных процессов, поддерживающих его инициативу, обеспечивающих индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.   Актуальность ...

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников

специфика метода проектов заключается в том...

Использование проектного метода в олимпийском образовании дошкольников

Олимпийские игры вошли в историю человечества как  международное спортивное мероприятие. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стат...

Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.

Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование  проектного метода  в патриотическом воспитании дошкольников"....

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...

Проектный метод в экологическом образовании дошкольников Семинар

Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культур...