Консультация для родителей"Как заучить стихотворение с ребенком"
материал

Оксана Константиновна Гарифулина

Представлены советы родителям по заучиванию стихотворений с детьми в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация156.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/14/s_5cb39e76dea41/1139334_4.jpeg

«Как заучить стихотворение с ребенком»

  Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения. Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому нужно подбирать такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Недаром многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах. Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов развивает весь мозг

  Заучивание стихов – это, так называемая, своеобразная гимнастика для мозга, развивающая не только память, но и внимание. Чем интенсивнее тренировать память, тем лучше она будет функционировать и развиваться. Даже очень слабую память можно развить, разучивая стихотворения. Ежедневное заучивание в день хотя бы по одному четверостишию положительно влияет на биохимические процессы в головном мозге, в результате чего функции мозга ребенка активно развиваются. В процессе заучивания стихотворения, клетки мозга получают усиленное кровоснабжение и их деятельность активизируется. У малыша, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной. Кроме того, у ребенка развиваются фонематический слух и важнейшие навыки текстового мышления. В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову и улавливать взаимосвязь между звуками. Кроме того, стихи воспитывают особое отношение к литературе, открывая ребенку прекрасный мир поэзии. Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно развиваться память малыша. И, чем больше ребенок будет учить стихотворений наизусть, тем больший объем памяти у него формируется для дальнейшего обучения. Как учить с ребенком стихи.

 Совет 1. Найдите непонятные слова. Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

 Совет 2. Увеличивайте объем постепенно Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение.  Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа!

Совет 5. Переведите рифму в прозу. Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение. Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 7. Поиграйте в театр. Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон. Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 9. Повторяйте выученное. Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 10. Не откладывайте заучивание. Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

Совет 11. Делайте перерывы. Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Совет 12. Никакого насилия! Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

 Совет 13. Учитывайте индивидуальные особенности. Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

Совет 14. Учите с целью. Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.  Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза, а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов, ребенок включится в игру. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение. Человеку, знающему много поэтических строф, легче воспринимать окружающее.

УДАЧИ  ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей" Как учить стихотворения с ребенком"

Как выучить с ребенком стихотворение....

Рекомендации родителям на тему: "Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком"

Содержит рекомендации родителям при разучивании стихотворения с детьми...

Консультация для родителей «Как учить стихотворение с ребенком»

Многие родители знают как иногда не просто выучить с ребенком стихотворение. Все дети читают стихи на утренниках, а вашему малышу стихотворения опять не дали. Ну ни как не запоминаются у него слова, а...

Консультация для родителей «Как учить стихотворения с ребенком».

Консультация для родителей «Как учить стихотворения с ребенком»....

Рекомендации родителям «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком»

Рекомендации родителям  «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17095339","attributes":{"alt":"","class"...

Советы родителям "Как заучить стихотворения с детьми"

Как заучить стихотворение с детьми...

Консультация для родителей Как учить стихотворение с ребенком

Консультация для родителей«Как учить стихотворения с ребенком».  Уважаемые родители! Вряд ли кто-то из вас не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, ...