Особенности педагогической работы с одаренными детьми
статья

Оксана Анатольевна Литвин

   Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В  дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. на способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В ФГОС и Фоп прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей.

        Глава 1

Основная педагогическая идея, положенная в основу опыта

   Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В  дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.              

   Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Глава 2

Подходы к диагностике детской одаренности

Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что, прежде всего, таких детей необходимо идентифицировать, т.е. отыскать среди множества детей. Если педагог сумеет вовремя определить одарённость ребенка, то, несомненно, сможет дать ей возможность раскрыться в полной мере. Естественно, это требует наличие личностно - ориентированного подхода, который является частью целостного педагогического процесса.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

-различные варианты метода наблюдения за детьми (в урочной и внеурочной деятельности, во внешкольной деятельности и т.п.);

-специальные психодиагностические тренинги;

-экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

-экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

-организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

-проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Глава 3

Особенности организации урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Такая работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

-проблемно-развивающее обучение,

-проектно-исследовательская деятельность,

-игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

-творческие и нестандартные задания.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы также определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, являясь ресурсом, позволяющим достичь нового качества образования.

К внеурочной относятся следующие виды деятельности:

-факультативы,

-предметные недели,

-театрализованные праздники,

-творческие мастерские,

-олимпиады и конкурсы по предметам,

-научно-практические конференции;

-работа по индивидуальным планам;

-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Глава 4 

   Особенности взаимодействия педагога и обучающихся.

Цель организации работы с одаренными детьми:

    Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства,

    Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.

Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разно-уровневые задания, творческие задания;
  • научные кружки, общества;
  • различные конкурсы и викторины;
  • проекты по различной тематике.
  • олимпиады по предметам;
  • научно-практические конференции;
  • выступления и доклады;
  • активная внеклассная работа;
  • предметные недели;
  • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;

   Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (ДМШ, детская библиотека, и др.).

   Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».

   В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков у детей  используются творческие задания, дают задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, например, со словарями различного типа.

   В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.

   В работе с одарёнными детьми обращается  внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаётся у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Заключение

    Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко-  ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

   В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.

При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...

Особенности работы с одаренными детьми

Автор: Лаврентьева Екатерина ВасильевнаОрганизация: МБДОУ Детский сад №53 «Елочка»Населенный пункт: Тамбовская область, г. ТамбовОдаренные дети – наше достояние. Выявление способных ...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

1.     Основная педагогическая идея, положенная в основу опыта     Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем ст...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...