Доклад на тему «Песенное творчество- как самостоятельный вид деятельности»
материал

«Сколько бы не заниматься занятиями музыкой, все это не сформирует музыканта или слушателя музыки. Поэтому из всех направлений музыкального воспитания творческое является самым важным фактором, способным воспитывать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего».

Эдмунт Сайклер, педагог-музыкант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesennoe_tvorchestvo.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ярцева Детский сад №5

Доклад на тему

«Песенное творчество- как самостоятельный вид деятельности»

Юркова Алла Ивановна

 музыкальный руководитель

Музыкальная деятельность - этот тот вид деятельности, который является основой для развития творчества. В процессе общения ребёнка с миром музыки у него развивается воображение, которое как основа всякой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни человека, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

 «Сколько бы не заниматься занятиями музыкой, все это не сформирует музыканта или слушателя музыки. Поэтому из всех направлений музыкального воспитания творческое является самым важным фактором, способным воспитывать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего».

Эдмунт Сайклер, педагог-музыкант

Актуальность
В процессе песенного творчества ребенок полностью раскрепощается, самовыражается,

познавая себя, свои индивидуальные возможности, активизируется его умственная деятельность, развивается

творческое воображение. В детском творчестве кроются возможности развития не только социально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития будущего гражданина.


Песенное творчество занимает особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Исследованиями песенного творчества детей посвящены работы Н.А.Ветлугиной, А.И.Ходьковой, Е.Я.Гембицкой, Л.Горюновой, И.А.Дзержинской и др. Несмотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития песенного творчества дошкольников, многие его аспекты остаются недостаточно изученными.

Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме. Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее.

Цель: Формирование у детей способов самостоятельного применения

выразительно-изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве.
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают.
Г.Нейгауза

Задачи развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста:
импровизировать, исходя из эмоционального восприятия текста;
использовать в импровизации знакомые ритмы и мелодические обороты;
отбирать наиболее подходящие средства для воплощения художественно-образного замысла;

развивать чистое интонирование;
совершенствовать свободное владение звуковым диапазоном детского голоса;
побуждать детей: импровизировать голосом на предложенный ритм
импровизировать на самостоятельно придуманный ритм
творчески использовать четыре динамических оттенка.

каждого.

Песенное творчество привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Песенное творчество обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

- эстетическое – развивает чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость.

- умственное – развивает память, кругозор, внимание, воображение, речь, мышление.

- формирует дружелюбие, активность, коммуникативные навыки, самостоятельность.

- воспитывает умение преодолевать трудности.

- дает возможность для самовыражения.

Методика развития певческого творчества строится поэтапно:

I этап: восприятие и подражание;

II этап: разработка образа;

III этап: самостоятельное творчество.

На I этапе формируются умения у детей гибко импровизировать голосом различные мелодии. Первоначально необходимо научить ребёнка не говорить, а пропевать мелодию, показать, как можно менять высоту голоса. Своё пение логично подкрепить движением руки. Жест помогает визуализировать услышанное. Обобщается способ действия.

Игра «Художник» (пение по рисунку)

1

Приём: пение по невидимому рисунку тоже очень эффективен. Применяется бестональное импровизирование (игры по принципу «Вопрос – ответ»). Данный способ лишает возможность повторить мелодию (её, как таковой не существует), тем самым создаются предпосылки проявления первичного песенного творчества.

На следующей ступеньке желательно включить ребёнка в эмоционально окрашенную воображаемую ситуацию. В этом помогают игры и упражнения с продуманными средствами воздействия на воображение ребёнка. 

II этап многогранный, активный, его задача: развить навыки песенной импровизации, научить ребёнка манипулировать с образом. Практикуются следующие приёмы:

  • пение от лица разных персонажей;
  • пение в разных жанрах:
  • пение на текст, рифмованный, нерифмованный.

Эти приёмы оформлены в виде творческих игр и заданий (стихотворные тексты, игровые атрибуты). Важным в работе является заинтересованность, игра без принуждения, творческий партнерский диалог педагога с ребёнком. Такие условия развивают творческие возможности дошкольников.

III этап является результатом проделанной работы. Здесь формируются самостоятельность, творческая активность, фантазия, воображение. Целью является: побуждение к самостоятельному применению творческих умений. На этом этапе обогащается вокально - интонационный опыт, решаются довольно сложные творческие задачи:

  • сочинение мелодий на заданный текст;
  • умение находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.

Для испытывающих затруднения детей необходимо использовать различные подсказки, или индивидуальные задания, варьирование заданий, помогающие направить творческий процесс в нужное направление. Главное, ребёнка «включить» в действие.

В работе педагогом учитывается уровень музыкального развития детей, индивидуальность, степень активности. (Творческая песенная деятельность связана с поиском собственного исполнения и интерпретации художественного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, динамика, ритм, тембр)). Поэтому педагогический процесс выстраивается только с ориентированием на возможности детей.

Таким образом, систематическая целенаправленная работа позволяет продуктивно выстроить творческий процесс. В игровой форме дети учатся импровизировать, с лёгкостью усваивая вокальные навыки, обеспечивается эмоциональный подъём, а интерес к деятельности становится устойчивым и эффективным.

Пути развития песенного творчества:

- Развитие у ребёнка основных музыкальных способностей: развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

- Развитие воображения, фантазии, свободной ориентировки в непривычных ситуациях, умения применять свой опыт в новых условиях.

Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

Н. А. Ветлугина выделяет наиболее эффективные методы развития музыкального творчества:

- Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении;

- Упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев;

- Обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного творчества.

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений

Начинаем с самых простых творческих заданий: научиться передавать голосом самые различные интонации (жалобы, просьбы, радости, вопросительные и утвердительные интонации). Формой для таких упражнений являются мотивы и короткие интонационные обороты, различные подражания.

Например, можно попросить ребенка показать, как жалобно мяукает котенок, как утвердительно кричит петушок, как уверенно шагают дети на зарядку: «раз-два, раз-два», используя при этом всего два звука разной высоты. При этом надо нацеливать детей на то, чтобы их музыкальные образы были эмоционально окрашены. Все это нужно освоить для успешной творческой деятельности, как необходимый этап.

Музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи, поэтому, развивая интонационную выразительность, можно использовать детские стихи, народные потешки, попевки, предложив ребенку произнести текст в разных регистрах (низким и высоким голосом, с разной динамикой (тихо, громко, в разном характере (грустно, ласково, сердито, радостно, напевно). Такие задания проводятся в игровой форме: к каждой интонации можно подобрать определенный образ и уже в образе произносить заданный текст. Филологи насчитывают в русском языке 20 интонаций. Каждая из них выражает соответствующее эмоциональное состояние и передается через комплекс выразительных средств – звуковысотную интонацию, темп, тембр, динамику. Целенаправленно изменяя тембр, высоту звука, темп, динамику в произношении текста, наполняя его необходимыми эмоциями, ребенок добивается осмысленной выразительной интонации. Этот навык поможет детям выполнять творческие задания в пении.

Ежик

Бедный ежик, бедный ежик,-

По ночам не спит!

Весь в иголках, лечь не может,

Сядет и сидит. (грусть, сопереживание)

Барабанщик

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд! (уверенно)

К начальным попыткам обучить детей импровизированию относится просьба спеть свое имя. Это знакомый прием, хорошо себя зарекомендовавший. Педагог нараспев произносит свое имя и отчество. Естественно, что, называя себя, ребенок не сможет повторить мелодию, так как она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества. Это творческое задание по силам детям 4-5 лет, но и в старших группах находятся дети, которые затрудняются его выполнить.

Перед педагогом стоит задача – учить ребенка петь свое имя на звуках разной высоты, пробуждать интерес к творческому процессу.

В творческом задании «Лошадка» можно попросить ребенка спеть, как скачет лошадка. Ребенок пропевает слова «цок, цок» в своем темпе, в своем ритме. С такой же просьбой педагог обращается к другому ребенку: «А как твоя лошадка скачет?» В самом вопросе уже подразумевается, что лошадка должна скакать по-другому. Это побуждает к поиску собственных интонаций.

Отсюда и задачи – развивать ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике. Побуждать детей к поиску различных интонаций, различных ритмических рисунков для передачи образа.

«Беззаботная песенка»

Предлагается импровизировать свой мотив, состоящий из нескольких звуков на слог «ля». Используется игровой прием «творческое соревнование». Дети соревнуются в том, кто больше придумает разных «беззаботных песенок». Важно поупражнять детей в самостоятельном нахождении мелодических оборотов, ходов, передавая радостное, беззаботное настроение. Задача –

развивать интонационно-певческие навыки, упражнять детей в нахождении «позитивных», мажорных мелодических оборотов, создавая «копилку» для творческих проявлений детей.

Приобретя определенные навыки, переходим к новому этапу развития творческих способностей детей в пении.

«Заверши мелодию»

В этом творческом задании дети должны завершить мелодию, начатую педагогом, спеть ее окончание. На первом этапе можно использовать звукоподражания, например, предложить детям придумать, как жужжит пчела в песенке «Пчела жужжит» Ломовой. Взрослый пропевает почти весь текст песни, а ребенок импровизирует на последнюю строчку. Прежде, чем попросить ребенка сделать это самостоятельно, необходимо показать, как можно спеть звукоподражание на слог «жу». Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый должен помочь ему завершить мелодию.

Пчела жужжит, музыка Т. Ломовой.

У пчелы полно хлопот –

Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» (2 раза)

Задачи – обогащать вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. Формировать первоначальные навыки песенной импровизации.

«Вопрос – ответ»

Осваиваем новую форму импровизации «Вопрос – ответ». Это музыкальный диалог взрослого и ребенка. Музыкальный руководитель задает вокальный вопрос, а ребенок отвечает своей мелодией. Текст должен быть прост и доступен. Примеры:

Вопрос: Маша, где же ты была?

Ответ: Я в садочке чай пила.

Вопрос: Что такое Новый год?

Ответ: Это – дружный хоровод!

Вопрос: Зайка, зайка, что ты грустный?

Ответ: Не найду качан капустный.

Вопрос: Петуха спросили дети:

«Почему зовут вас Петей?»

Так ответил детям Петя:

Ответ: «Хорошо умею петь я!»

Напомнить детям, чтобы их музыкальные ответы отражали содержание текста, ведь музыка – это язык чувств и настроений. Задача – закреплять умение импровизировать различные вокальные ответы в диалоге взрослого и ребенка. Учить детей самостоятельно подбирать разные по настроению интонации.

«Сочини свою песенку» (импровизация на заданный текст)

На первом этапе нужно предложить детям произносить нараспев различные словосочетания, например, «ласковое солнышко», «котик заболел», придавая своим интонациям эмоциональную окраску. Поупражнять детей в поиске выразительных интонаций. Далее можно переходить к освоению более сложного задания – импровизации мелодий на заданный текст.

Детям предлагается текст для импровизации. Настроение, характер этого текста обязательно нужно с детьми обговорить, подумать, какие музыкально-выразительные средства можно использовать для данного текста (характер мелодии, темп, ритм). Педагогу необходимо исполнить, показать детям несколько вариантов мелодий на один и тот же текст. Образцы служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения.

Тексты возможных песенок:

«Весна-красна»

Весна-красна идет

И песенку поет!

(использовать радостные интонации)

«Снежинка»

Легкие пушинки –

Белые снежинки.

(использовать спокойные, нежные интонации)

«Дождик»

Ветер песню напевает,

Тучки на небе качает.

(использовать грустные, печальные интонации)

Колыбельная
Мама Валечку качала
И, качая, напевала:
А-а-а, а-а-а…


Осенью
Улетают птицы вдаль,
Расставаться с ними жаль.

Весной
Весенний день звенит!
Встречай, скворец летит!

Плясовая
Я притопну каблучком,
Я махну платочком,
Полечу я ветерком,
Закружусь листочком.

Грустная песня
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора.

Веселая песенка
Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля,
Весело на свете.

Задача – расширять интонационно-вокальный диапазон, упражняя детей в поиске новых творческих интонаций. Совершенствовать интонационную выразительность в пении, используя мажорный и минорный лад.

«Музыкальные картинки»

Детям раздают картинки. На них могут быть изображены птичка, белочка, лошадка, машинка, картины природы и т д. Ребенок должен придумать песенку по содержанию картинки на заданный текст.

Картинка «Белочка»

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Картинка «Лисичка»

Шла лиса по мостику

И виляла хвостиком.

Картинка «Петушок»

Петя, Петя, петушок

Целый день учил стишок.

Задача данного творческого задания – упражнять детей в импровизации мелодий на заданный текст, развивая навык песенной импровизации.

«Сочинение мелодий в определенном жанре»

Работу надо начинать с разучивания стихов, текстов, которые будут использоваться в этом задании. Текст для импровизаций должен быть ярким, лаконичным, удобным для музыкального воплощения.

Дети к этому этапу уже накопили определенный опыт в сочинении мелодий и неплохо справляются с заданием. Они применяют знания, полученные на занятиях. В этом возрасте дошкольники хорошо определяют жанры музыки по характеру мелодии и аккомпанемента, они знают музыкально-выразительные средства каждого из них. Но, если кто-то из детей затрудняется выполнить задание, можно использовать не текст, а слоги. Например, импровизировать мелодию марша на слог «та», мелодию польки на слог «ля», колыбельную на короткое слово «баю». А тексты могут быть такими:

В жанре польки

Улыбнись, дружочек мой,

Потанцуем мы с тобой!

В жанре марша

На зарядку мы спешим,

Стать мы сильными хотим!

В жанре колыбельной песни

Баю, баю, баиньки,

Засыпайте, заиньки.

Задачи – учить импровизировать мелодии в характере марша, польки, колыбельной песни, находить нужные интонации, использовать «музыкальный язык» для воплощения того или иного жанра.

«Музыкальный театр»

Для выполнения этого творческого задания подходят русские народные сказки. Например, в сказке «Теремок» детям предлагается придумать мелодии вопросов и ответов для персонажей сказки.

Вопрос: - Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ: Я, мышка-норушка…

Я, лягушка-квакушка…

Я, зайчик-побегайчик…

Чтобы заинтересовать детей этим заданием, можно использовать куклы би-ба-бо. Надевая куклу на руку, ребенок «входит» в образ, его импровизации становятся интереснее, разнообразнее. Задачи – формировать навык самостоятельно находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа. Развивать творческую активность ребенка, его творческое мышление, воображение.

Во всех видах творческих заданий необходимо использовать метод показа (наглядный метод). Ребенок должен услышать несколько вариантов выполнения задания. Это творчески развивает и обогащает музыкальный опыт детей, они учатся комбинировать знакомые интонации, в результате получая свои собственные. Это и есть творческий процесс.

Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение. Игровые методы больше, чем другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма ребенка, так как ставят серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей.

Благодаря различным методам и приемам можно превратить творческое развитие в осознанное и интересное для ребенка дело. Например, в творческом задании «Музыкальные картинки» предложить всем превратиться в игрушки: в белочек, петушков, лошадок, лисичек, изображенных на этих картинках. Дети принимают это условие и уже от лица игрушки выполняют задание.

Сочиняя мелодии в определенном жанре, дети берут на себя роль композитора. «Кто сегодня хочет быть композитором?» - спрашивает музыкальный руководитель. Конечно же, хотят все. Дети по одному выходят, становятся лицом к «зрителям», объявляют, в каком жанре будут импровизировать. Это творческое задание иногда называют игрой «Композитор».

Дети любят наряжаться, поэтому элементы костюмов (шапочки, ушки) тоже помогают создать игровую ситуацию («Лошадка», «Заверши мелодию»)

Использование игрушек («Вопрос – ответ», музыкальных инструментов («Сочини песенку», театральных кукол («Музыкальный театр», введение элементов соревнований («Беззаботная песенка») – все позволяет сделать творческий процесс интереснее, доступнее, плодотворнее.

Задача музыкального руководителя – обучение превратить в игру, а игру – в обучение и развитие, ведь именно в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва. Просвещение 1988г.

2 Радынова О. П. «Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №о 2012г. Москва. Издательство ООО МЦФЭР.

3 Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». Москва. Наука 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему:"Организация самостоятельной деятельности детей и планирование".

Мастерство воспитателяярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Доклад:"Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею"

Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею...

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

доклад "Самостоятельная двигательная деятельность детей"

Самостоятельная двигательная деятельность детей в режимен дня...

Доклад на педагогический совет "Условия для самостоятельного художественного творчества в детском саду"

Доклад раскрывает условия создания в группе условий для самостоятельной деятельности детей...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА доклад для родителей

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАдоклад для родителей Виды самостоятельной музыкальной деятельностиСамостоятельную музыкальную деятельн...