Главные вкладки

    Методическая разработка (старшая группа) на тему:
    Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

    Сорокина Екатерина Сергеевна

     "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_dokladmicrosoft_word_2.docx21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, действующие на основании соответствующего Положения, «Детский сад №42» государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области

    Доклад

    на окружную зимнюю методическую неделю на тему:

    «Развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности».

    Подготовил: воспитатель  

    Сорокина Екатерина Сергеевна.

    2017г.

    В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

    По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

    Под инициативой детей понимается врожденное качество, так как чтобы они ни делали, - это все "первый шаг", всё впервые, дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

    Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.

    Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

    Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

    Сейчас перед специалистами и педагогами все чаще встает вопрос о развитии детской  самостоятельности   т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, через практические подходы взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе.. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

    Моя деятельность направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через изобразительно- игровое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, условий её развития, Дети любят изобразительную деятельность.

    Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, изобразительной.).

    Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

    Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации. Я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей,( слайд со средой ) обеспечивающую разные виды активности. Такая среда становится основой для самостоятельной деятельности, и в ней каждый из детей может активно действовать, в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

    * спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

    * Центр исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми;

    * Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

    * Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

    * Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

    * Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

    Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

    Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

    Дети моей группы любят делать подарки, и если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку для мамы ,папы, друзей и т.д, а также  помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – я считаю это высоким уровнем самостоятельности.

    Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если поддерживать инициативу ребенка  регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, которая проявляется в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

     Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т.д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы.

    Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть  игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего изобразительно –игровой деятельности, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности,  ориентирует эту деятельность на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Маша не умеет надевать варежки покажи как надо правильно), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

    .

     

    Использованная литература:

    1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

    2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

    3. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль: «Академия развития», 1999 г.;

    4. Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;

    5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

    6. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;

    7. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;

    8. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

    Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

    Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

    Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

    Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

    В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

    Формирование инициативы и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

    Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исслед...

    «Развитие исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

    Доклад из опыта работы по организации с детьми дошкольно возраста исследовательской деятельноти...

    ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Серьезные изменения социально-экономического, идеологического характера в нашей стране, происходящие в последнее десятилетие побуждают и отечественных ученых  по-новому взглянуть на проблему агре...

    «Клубный час» как средство развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    Педагогическая технология клубный час – это технология современной педагоги, направленная на развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольногог возраста. Из опыта работы....