«Формирование инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет средствами волонтерской деятельности».
методическая разработка

Дериева Елена Александровна

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_st.podg_.gr_._rasp.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\радуга.gif

                                         

                                                     ПРОГРАММА

По саморазвитию педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4

ТЕМА:

«Формирование инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет средствами волонтерской деятельности».

Срок реализации 2 года (2021-2023 год)

                                                                      Разработал воспитатель I квалификационной категории Дериева Е.А.

                                                                           

                         г.о.г. Выкса 2021 г

Пояснительная записка

Данная программа направлена  на изучение передового педагогического опыта по формированию инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами волонтерской деятельности с участием воспитанников, родителей, пе

Актуальность

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

         Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель в основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию,  готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечаются более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

 Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим,  понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

 Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысят свою педагогическую компетентность.

Срок реализации программы 2 года (2021-2023 г.)

Цель  

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в реабилитационную практику.

Задачи самообразования по теме: 

1.Изучение научно-теоретического материала и диагностических методик.

2. Разработка, апробация и внедрение  в образовательный процесс ДОУ, разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы.

3.Изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно - образовательной  работы.

4.Повысить экологическую культуру и грамотность у всех участников образовательного процесса.

5.Привлечь родителей к сотрудничеству в данном движении.

Ожидаемые результаты:

Повышение профессиональной компетентности педагога: знаний, умений и личностных качеств, в процессе совершенствования работы по самообразованию. Самостоятельная работа по   самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Основные направления реализации программы саморазвития

1.Самообразование по теме.

2.Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов.

3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.

Этапы реализации программы саморазвития педагога:

1. Информационный блок (сентябрь – ноябрь) – переработка теоретических материалов и изучение передового педагогического опыта по данной проблеме, изучение литературы.

2. Технологический блок (ноябрь – апрель) – разработка методических рекомендаций ,  памяток, бесед, плана работы с детьми, плана работы с родителями, пополнение картотек по вопросу дидактических игр дошкольников.

3. Организационный блок. Систематизация материалов, подготовка аналитических справок и отчетов.

№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Аналитико-проектировочный

Подбор  литературы:

Вертинская В.И. «Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи» ТЦ Сфера, 2016

Акулова Е.И., «Формируем у детей самостоятельность и ответственность»

Бехтерева Е., «Технология формирования ответственности»

Гришаева Н.П., «Технология эффективной социализации детей 3-7 лет, система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие;

Деркунская В.А., «Социальные акции и волонтерское движение в детском саду»;

Каблучко Л.Б., «Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников»;        

Щетинина А.М. «Диагностика социального развития ребенка»;

Гордеева Д.С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста;

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, - М.. ООО фирма

Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022. - №5. - С.77-83.

Никитина, Н.М. Проект создания волонтерского клуба "Волонтеры книжной культуры" [Текст] / Н. М. Никитина // Школьная библиотека. - 2018. - №7. - С.16-18.

Николаенко, Т.И. Учимся творить добро! [Текст] / Т. И. Николаенко // Воспитание школьников. - 2018. - №1. - С.49-52.

Пономарева, А.В. Детское волонтёрское движение "Планета добра" - основа формирования нравственных ценностных ориентаций детей и подростков А. В. Пономарева // Региональная школа управления. - 2015. - №3. - С.61-66.

Сентябрь – октябрь

Аналитические справки

2

Практический

1.Подбор методической литературы и иллюстрационного материала.

Разработка волонтерского проекта «Добрые сердца».

Разработка плана мероприятий волонтерского отряда.

Организация центра «4 сезона добра».

Разработка дидактических игр.

Проведение акций различного характера.

2.Работа с родителями.

Привлечение  родителей к участию в акциях.

Родительское собрание «Маленькие волонтеры»

Родительское собрание «Чем мы можем помочь маленьким волонтерам»

Разработка памяток, буклетов («Как развить самостоятельность у детей старшего возраста», «Кто такие волонтеры», «Инициативные дети – это как?» и т.д.)

Привлечение к участию в спортивных и развлекательных праздниках.

Привлечение к участиям в конкурсах.

3.Работа с педагогами.

Консультации для педагогов.

Мастер-класс.

Привлечение участия в акциях различного характера.

Август-ноябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-январь

Январь-февраль

Февраль-март

Март-май

В течении учебного года и проведение акций.

В течении реализации проекта.

В течении года.

1.Картотека альбомов о животных, природе, пожилых людях.

Альбомы семьи.

Проект «Добрые сердца».

План мероприятия «Ситуация месяца».

Макеты улиц, схемы, рисунки.

Календарь добрых дел

«Колесо праздников»

Картотека дидактических игр.

Картотеки консультаций, буклетов, сценарии конспектов родительских собраний

 

Картотеки консультаций, конспекты мастер-классов

3

Обобщающий

Обобщение по теме на педагогическом совете. выступление на ММПО

май

Доклад о проделанной работе.

8. Виды отчетности - презентация.

9. Список литературы

1. Вертинская В.И. «Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи» ТЦ Сфера, 2016

2. Акулова Е.И., «Формируем у детей самостоятельность и ответственность»

3. Бехтерева Е., «Технология формирования ответственности»

4. Гришаева Н.П., «Технология эффективной социализации детей 3-7 лет, система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие;

5. Деркунская В.А., «Социальные акции и волонтерское движение в детском саду»;

6. Каблучко Л.Б., «Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников»;        

7. Щетинина А.М. «Диагностика социального развития ребенка»;

8. Гордеева Д.С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста;

9. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, - М.. ООО фирма

10. Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022. - №5. - С.77-83.

11. Никитина, Н.М. Проект создания волонтерского клуба "Волонтеры книжной культуры" [Текст] / Н. М. Никитина // Школьная библиотека. - 2018. - №7. - С.16-18.

12. Николаенко, Т.И. Учимся творить добро! [Текст] / Т. И. Николаенко // Воспитание школьников. - 2018. - №1. - С.49-52.

13. Пономарева, А.В. Детское волонтёрское движение "Планета добра" - основа формирования нравственных ценностных ориентаций детей и подростков А. В. Пономарева // Региональная школа управления. - 2015. - №3. - С.61-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».

Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...

Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»

Консультация для педагогов«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»...

Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по жела...

Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»

5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...