Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
статья

Швецова Светлана Михайловна

Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится инициативным тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_didakticheskie_igry.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста.

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Чем же раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.  

Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится инициативным тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

 Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам Алексей Николаевича Леонтьева (советского педагога-психолога), овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Дидактические игры –это разновидность игр с правилами.

Основная цель: Развитие познавательных и умственных способностей детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.

         Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.

        Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей, помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

Разновидности дидактических игр:

- настольно-печатные,

- словесные,

- с предметами

- компьютерные

Покажем на примере различных видов дидактических игр, как происходит развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.

Практика.

Настольно -печатная игра «Цветочный магазин»

Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух, уверенность в своих силах, инициативность.
Ход игры: на магнитную доску поставить карточки с цветами. Воспитатель рассказывает: «Это у нас цветочный магазин, в нем продаются разные цветы. Одни – с короткими названиями, например: пион; другие с длинными названиями, например: незабудки. У вас есть у каждого числовая карточка с кружочками. Это – «деньги». Кто-то будет покупателем, а кто-то – продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его, если ошиблись, цветок остается на прилавке».

В конце игры воспитатель показывает числовую карточку и просит назвать купленные цветы, в названии которых столько слогов, сколько кружочков на карточке. 

Мы играем в различные словесные игры, такие как «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Словесные игры «Доскажи словечко». Задачи таких игр: развивать логическое мышление, чувство рифмы, творческое воображение; расширять словарный запас. (пример из слайда)

Одна из полюбившихся игр   - словесная игра «Измени сказку». Дидактическая задача: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки в том случае, если привычное окончание сказки детям не очень нравится. При чтении и разыгрывании сказок с детьми особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости, торжестве правды над обманом. Старшие дошкольники уже имеют представления о добре и зле, о хорошем и плохом. Не все сказки имеют хороший конец.  Изменяя конец сказки можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло.

Дидактическая игра «Я научу тебя» Игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.

Дети играют по кругу

(вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ___» и показывает действие или

имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ___, а я научу тебя ___». Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру. Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо!»

Например:

Первый ребенок говорит второму:

– Я научу тебя строить дом.

Второй ребенок говорит третьему:

– Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.

Третий ребенок говорит четвертому:

– Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.  Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать

И  т.д.

Игра с предметами «Угадай, что в мешочке»
Цель: формирование умения описывать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

Задачи:- формировать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов;

-воспитывать инициативность.

Ход игры: Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и попытаться дать описание, не вынимая предмет из мешка, чтобы другие дети могли отгадать, что он нашел.

Геоборд – необычная развивающая доска со штырьками, к которой прилагаются резиночки. С помощью резинок на доске создаются разные фигуры и рисунки.

Задачи игры:

  1. Развитие внимания, памяти и усидчивости.
  2. Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов.
  3. Развитие воображения и творческих способностей ребенка.
  4. Развитие математических способностей и пространственного мышления.

В заключении, хочется отметить: воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, самостоятельности. Необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и самостоятельности

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка « Ты- молодец, у тебя все получится!»

Наша вера в ребенка и вера ребенка в свои силы может сотворить чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Создание «Детских новостей» наполняет новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность является эффективным фактором развития их речевой и ...

Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."

laquo;По  следам  детских  идей…» - это  проект  по  развитию  инициативы  и  самостоятельности  детей  старшего  дошкольного...

Рецензия «Дидактические игры для развития психо-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста».

Рецензируемый набор дидактических игр выполнен педагогами, как методическое оснащение к картотеке, составленной  по книге С.Е. Гавриной «Мои эмоции». Предназначен для совместной работ...

«Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно....

«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...

Дидактическая игра по развитию речи «Ходилка - «Говорилка» для детей старшего дошкольного возраста

Авторское игровое пособие для развития речи  детей старшего дошкольного возраста "Ходилка - говорилка"...