Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)

Ерошенко Наталья Юрьевна

Создание «Детских новостей» наполняет новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность является эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности по созданию новостей будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематика

Поддержание детской инициативы и самостоятельности

 Название проекта

Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Целевая группа

Данная разработка предназначена для воспитателей детских садов.  Проект может быть реализован внутри коллектива детей (группы), но большую значимость и ценность он будет иметь при условии межгруппового взаимодействия детей ДОУ.

Актуальность

           Человечество на протяжении всей своей историей восхищалось ребенком как самым чистым и открытым творением, и основная задача педагога не навредить ребенку, не заглушить в нем интерес к познанию окружающего мира и себя, а обогатить его развитие.

Условия развития подробно описаны А.Н. Леонтьевым. Он говорит о том, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Но этого недостаточно, необходимо второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития (то есть общения со взрослыми и сверстниками), а также для развития всех видом деятельности. Третье условие необходимое для нормального развития – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, коммуникативная).

Л.С. Выготский называл одним из участников воспитательного процесса - коллектив. 

 Можно сделать вывод, что одним из важней условий развития ребенка является поддержка его инициативы и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками. Об этом говориться и в ФГОС ДО. Красной нить через весь Стандарт проходит идея поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Поэтому выстраивая образовательный процесс детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять особое внимание созданию условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Основная идея

Как создать условия для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка? Дать возможность ему самому рассказать о том, что ему интересно, делиться своими новостями с окружающими. Такую возможность детям дает создание студии «Детских новостей».

 Мы предполагаем, что создание «Детских новостей» наполнит новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности по созданию новостей будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.

  Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Задачи:

- развивать интересы детей, любознательность, познавательную мотивацию;

- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;

- развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;

- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;

- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;

- вовлекать родителей в образовательную деятельность;

- создать условия для открытости образовательного процесса в ДОУ.

Основными принципами создания «Детских новостей» являются систематичность работы, учет интересов детей в разных областях познания, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный 

Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

1 направление.  Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации.

Содержание:

  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
  2. Анализ предметно-развивающей среды.
  3. Изучение литературы (журналы, книги, Интернет).
  4. Подбор речевых, дидактических игр.
  5. Подбор иллюстративного материала для ознакомления детей с деятельностью людей создающих Новости.

2 направление Цель: побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.

Содержание:

  1. Проблемная ситуация (Как рассказать родителям о новостях нашей группы?).
  2. Введение в проблему (Рассматривание иллюстраций и фотографий о создании «Новостей» в печатном варианте и на телевидении. Беседа: «Люди, которые создают новости»).
  3. Разработка сетевой паутинки проекта по технологии Л.В. Свирской совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
  • Планирования 

Содержание:

  1. Обработка схемы последовательных действий совместно с детьми (кто, чем будет заниматься –выбор деятельности).
  2. Организация деятельности родителей - ознакомление родителей с возможностями поддержания детской инициативы и самостоятельности дома и в детском саду.
  • Основной
  1. Создание студии «Солнечные новости»:
  1. Создание предметно-развивающей среды:

изготовление атрибутов:

  • кепки для журналистов;
  • микрофон;
  • блокноты для записей.

оборудование:

- фотоаппарат.

  1. Обсуждение содержания «Солнечных новостей»:

- почему наша группа называется «Солнышко»;

- о наших любимых играх и игрушках;

- о правилах группы;

- о том, что интересного дети узнали;

- о новостях каждой недели;

- о наших соревнованиях;

- о наших героях-победителях;

- поздравление с праздниками сотрудников и детей детского сада.

  1. Организация деятельности родителей (помощь в организации предметно-развивающей среды, обеспечение необходимым оборудованием, в подборе материалов для статей).
  2. Разработка правил интервьюирования.
  3. Сбор информации, представление и обсуждение «рабочих материалов».  
  4. Оформление отобранных новостей. Изготовление папки - передвижки для новостей в бумажном варианте.
  5.  Создание «Дневнике группы» для хранения «старых новостей».

  1. Создание студии «Яблонька TV»:
  1. Создание предметно-развивающей среды:

изготовление атрибутов:

  • кепки для журналистов;
  • микрофон;
  • декорации для студии.

оборудование:

  • фотоаппарат, смартфон или планшет для сьёмки сюжетов;
  • ноутбук для монтажа;
  • телевизор для просмотра материалов.
  1. Подбор тем для репортажей: «Как саду прошли праздники, посвященные 8 марта», «Откуда к саду появились чемоданы», «Музей в чемодане», «Участие нашей команды в квесте», «Экскурсия в Канский краеведческий музей».
  2. Выбор «рабочие группы» ответственной за создание того или иного репортажа, распределение обязанности в группе.
  3. Просмотр, обсуждение и отбор материалов для репортажей.
  4. Организация группы в социальных сетях для родителей воспитанников.

  • Презентация продукта проекта
  1. Представление детьми «Солнечных новостей» и «Дневника группы» на родительском собрании.
  2. Размещение «Новостей» на сайте детского сада и в социальных сетях для просмотра родителями.
  3. Трансляция «Новостей» в группах детского сада.

  • Анализ результативности работы 
  1. Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
  2. Анализ активности в совместной (детей и родителей) подготовке материалов для новостей.
  3. Наблюдение за деятельностью детей в ходе создания «Новостей» с фиксацией результатов в карте наблюдения  (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, выполнение правил, проявление детьми самостоятельности и инициативы, активность детей).
  4. Анализ продуктов детской деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

  • Информационные ресурсы:
  1. Интернет;
  2. Библиотека методического кабинета ДОУ.

  • Кадровые ресурсы:
  1. Два воспитателя группы (Дойкова Прасковья Афанасьевна и Ерошенко Наталья Юрьевна), работающие в тесном взаимодействии по организации создания «Детских новостей».

  1. Старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, специалисты ДОУ, оказывающие поддержку в создании детьми «Новостей», мотивирующих их на продолжение работы.
  2. Социальные партнеры (Канский краеведческий музей, Детская городская библиотека), оказавшие помощь в создании репортажей.

  • Родительская помощь:
  1. Обеспечение оборудованием студий «Солнечные новости» и «Яблонька TV».
  2. Помощь детям в подборе интересной информации для новостей.

Планируемые и полученные результаты

Участвуя в создании «Детских новостей», и наблюдение это доказывают, дети достигли следующих результатов:   

- обладают установкой положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе это проявляется в интересе детей к жизни окружающих и желании поделиться своими знаниями и впечатлениями;

- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других и это мы наблюдали во время обсуждения новостей, выборе корреспондентов и интервьюируемы, которые должны рассказать об этих новостях;

- выражают свои мысли и желания – появление рубрики «Мне интересно» и активное участие детей - «молчунов» в публикации статей для этой рубрики;

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам – это мы увидели в ходе обсуждения тем репортажей, вопросов для интервью в умении корреспондентов выстраивать диалог с интервьюируемым «на ходу» придумывать, необходимы вопросы.

Помимо этого, важным результатом является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией, их включение в совместную подготовку мини- проектов «Мне интересно» и подготовку «Солнечных новостей» и то что, образовательный процесс в ДОУ стал открытым для семей воспитанников.

Использование детской журналистики помогает нам:

  • знакомить детей с музеями, библиотеками и другими культурными объектами;
  • поощрять их попытки делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
  • привлекать детей и родителей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
  • приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции).

Мы считаем, что работа над «Детскими новостями» позволяет детям осветить жизнь группы, сада, поддерживая интерес к изучению родного города, стимулируя их активность и самостоятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детские НОВОВСТИ МБДОУ № 11

Слайд 2

Детские новости

Слайд 3

Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Слайд 4

Задачи: развивать интересы детей, любознательность , познавательную мотивацию; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность; развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас ; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца ; воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров; создать условия для открытости образовательного процесса в ДОУ ; вовлекать родителей в образовательную деятельность.

Слайд 5

Метод трех вопросов

Слайд 6

Обсуждение тем для новостей

Слайд 7

Сбор информации

Слайд 8

Оформление «Солнечных новостей»

Слайд 9

Поздравительные газеты

Слайд 10

Солнечные новости

Слайд 11

Новости недели

Слайд 12

Представление новостей в группах детского сада

Слайд 13

Центр журналистики

Слайд 14

Алгоритм проведения интервью

Слайд 15

Интевью

Слайд 16

Этапы создания телерепортажей I этап. Организационный момент. 1. Беседа «Что такое музей для чего он нужен?» II этап. Мотивационная составляющая 1. Проблемная ситуация «Стоит ли нам идти в музей» 2. Обсуждение вопросов для интервью в музее? 3. Выбор корреспондентов, оператора, помощника режиссера. III этап. Основная часть – Сбор информации в музее. 1. Экскурсия 2. Интервью 3. Обработка материалов 4. Просмотр передачи IV этап. Рефлексия. 1. Представление новостей родителям и гостям группы. 2. Обсуждение результатов

Слайд 17

Создание детских новостей помогло нам: знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами; поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.; привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок); приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции).

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода  проблемного обучения» на практике....

Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....

Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...

Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."

laquo;По  следам  детских  идей…» - это  проект  по  развитию  инициативы  и  самостоятельности  детей  старшего  дошкольного...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода  проблемного обучения» на практике...

«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...