Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему

Кокина Марина Владимировна

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоя­тельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кокина Марина Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21»

г.Усолье-Сибирское,  Иркутская область

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Рассматривая игры  направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника, их  можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8–10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высота).

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6–7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, то есть средства, облегчающие процесс запоминания.

Все мы знаем, что цвета спектра легче запоминаются по первым буквам фразы "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Таким маленьким секретам можно научить и дошкольников. И помогут вам в этом игры по развитию памяти.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление – то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Дидактическая  игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство  воспитания различных сторон личности ребенка.

Зная огромные возможности игровой деятельности, в своей работе я успешно использую дидактические или развивающие, как теперь говорят, игры с воспитанниками.   Игра – это не только удовольствие и радость,  для ребенка, что само по себе очень важно. С  ее помощью  мы развиваем внимание, память, мышление, воображение дошкольника, то есть те качества, которые  необходимы для дальнейшей жизни. Дидактические игры  помогают подготовить ребенка  к школе. Это игры, которые  развивают  элементарные математические представления, знакомят со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Организуя игру, я всегда учитываю индивидуальные  особенности ребенка. Если он быстро и  легко справляется  с заданиями, предлагаю ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше побольше  задержаться на простых. Ни в коем  случае  нельзя форсировать выполнение  заданий, упрекать ребенка в том,  что он что- либо не умеет, даже если это с  легкостью делают  его сверстники.

Важно не только научить  ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение  отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений. Я стремлюсь к тому, чтобы научить ребенка принимать критику без обид  и выдвигать новые идеи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно - эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Таким образом, дидактическая игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Литература

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1972.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 1989.

3. Распорова Е.М. Отображение социальных отношений в игре. -М.: Академия, 1997.

4. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой. -М.: Просвещение, 1989.

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982.

6. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. -№3.

7. Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985.

8. Немов Р.С. Психология в 2 т. Т.2. -М.: Владос, 1995.

9. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. №3.

10. Петровский А.В., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М.: Новая школа, 1993.

11. Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12.

12. Рыжкова И. Учимся вместе. Учимся играя! //Дошкольное воспитание. -1997. -№3.

13. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М.: Просвещение, 1987.

14. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982.

15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М.: Академия, 1996.

16. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -М.: Просвещение, 1991.

17. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. -М.: Академия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе».

Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе»....

Буклет "Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе"

Буклет: Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе....

Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...

Рецензия «Дидактические игры для развития психо-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста».

Рецензируемый набор дидактических игр выполнен педагогами, как методическое оснащение к картотеке, составленной  по книге С.Е. Гавриной «Мои эмоции». Предназначен для совместной работ...

«Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно....

Статья «Использование дидактических игр для развития лексико – грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста »

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...

Дидактическая игра по развитию речи «Ходилка - «Говорилка» для детей старшего дошкольного возраста

Авторское игровое пособие для развития речи  детей старшего дошкольного возраста "Ходилка - говорилка"...