САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА доклад для родителей
консультация

Скитикова Татьяна Александровна

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

доклад для родителей

 

Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Самостоятельную музыкальную деятельность мы рассматриваем как «частное» подразделение в иерархии основных видов: игровой, трудовой, учебной. В этом смысле она ближе всего к игровой, т.к. их объединяют существенные  признаки. И та и другая деятельность возникают в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по их самостоятельному замыслу, они схожи по характеру действий, в них отражаются имеющиеся впечатления ребят, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и музыкальной деятельности есть и различия. Мотивом  самостоятельной музыкальной деятельности часто выступает стремление детей  к усовершенствованию полученных умений. Это проявляется и в характере действий, (они становятся учебными), и в форме организации (дети применяют упражнения типа самостоятельных занятий).                                                                                                                        Рассмотрим,   как   применяются   детьми   различные виды   музыкальной   деятельности   в   условиях   са­мостоятельной детской деятельности.                                                                Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: воспроизводящей и творческой.                                                                                                  Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении (например, в игре на детских  музыкальных инструментах).              В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (Например, сочиняют мелодию, наигрывая на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение, или целую сценку).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

сюжетно-ролевые игры импровизация на детских музыкальных инструментах;

песенное и танцевальное импровизирование;

театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности детьми используются такие формы, как:

игра с пением;

настольные музыкально-дидактические игры;

хороводные музыкально-дидактические игры;

игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);

сюжетно-ролевые игры

театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, петух и лиса».)

игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

концерты детской художественной самодеятельности (развлечения, организованные  стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом «Музыкальная карусель», «Музыкальный телефон»…..).                                                                                                                                            Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Можно отметить две наиболее часто встречающиеся формы организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Первая — сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений («Ищем таланты», концерт, игра в оркестр, музыкальные занятия и т.д.), распределяют роли и сюжет получает свое развитие. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкаль­ного репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.                                                                                                                               Многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти- и художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня — одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие мультипликационные и художественные фильмы.  Репертуар следует постоянно обновлять примерно раз в месяц. Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу.

Песни о животных                                                                                                                                                                   Песни о временах года                                                                                                                     Сюжетно-ролевая игра «Больница»                                                                                                                Сюжетно-ролевая игра «Магазин» и т.д.

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.  Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.                                                                                                                                               Среди игр не последнее место занимают «музыкальные занятия», «праздники» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.                      «Музыкальное занятие» в детской игре может иметь более слож­ную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятель­ности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копи­руют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Напри­мер, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспи­тателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню. Приемы влияния занятий на самостоятельную деятельность: правильное соотношение показа действий и действий по собствен­ной инициативе; побуждение к самообучению и к взаимной помощи; подготовка к умению выражать в конкретном образе свой замы­сел в песне, танце, игре; подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара. Эти приемы, конечно, могут быть конкретизированы, видоизменены, дополнены, но общность опре­деленных сторон обучения и самостоятельной деятельности очень важна. Недаром так часто дети играют в музыкальные занятия. Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся специалистом в отдельном зале, большинство зада­ний предлагается всему коллективу, а при самостоятельной музыкальной дея­тельности дети находятся в группе только с воспитателем, кото­рый всем предоставляет возможность проявить свою инициативу. Музыкальный материал дети выбирают уже сами, собираются чаще всего небольшими подгруппами, парами, иногда действуют в одиночку. Дети начинают осознавать, что музыкальное произведение, песня могут быть исполнены в виде инсценировки, художественно оформленной атрибутами.                                    В «концерте» дети организуют чередование различных «номе­ров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих това­рищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Од­ним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.                                                  Дети старшего дошкольного возраста к игре «Поиграем в праздник» относятся более осознаннее. Вспоминая содержание праздника, они называют почти все его эпизоды. У ребят сложилось общее представление о ходе торжества, они пытаются оценить обстановку, в которой предстояло действовать. Они долго могут повторять отдельные номера, исполняя их уже по-своему.  Праздничные утренники и развлечения, сценарии которых тщательно продумываются воспитателем и музыкальным руководителем,— всегда волнующее событие для каждого ребенка. Активное участие в них тоже находит отражение в самостоятельной детской деятельности. Вскоре после праздника или интересного развлечения дети в своих играх в собственной интерпретации передают то, что особенно им понравилось (песенки, стихи, танцы), ребята стараются повторить и оформление (снежинки, флажки, цветы и т. д.). Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Дети старшей группы распределяют роли сами, показывают друг другу различные элементы танцев. Программа праздника или развлечения сначала обсуждается несколькими детьми. Номера весьма разнообразны. Иногда ребята включают целые сценки из кукольного спектакля. В таких показах способности отдельных детей проявляются наиболее ярко и разносторонне. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком.                                                                                                                               В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музы­кально-дидактические   игры,   которые   развивают  у   ребят   способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет»  «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную  мелодию на  металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направле­ние мелодии и ее ритм.                                                              Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможно­стью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкаль­ное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесен­ки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.                                                                                                                                 В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треу­гольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выучен­ные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». Такие игры, попевки, считалки стимулируют самостоятель­ную детскую деятельность, побуждают детей к созданию своих песенок и игр. Применение единого материала на занятиях и вне их — важное условие развития музыкальных наклонностей. Предложенный доступный материал может стать любимым и необходимым, если на занятиях будет преподнесен в увлекатель­ной форме. Тексты песен с забавными прибаутками дети могут использовать в качестве считалки при выборе ведущего в подвижных играх. Выбрав ведущего, они могут провести народную игру – на музыку русской народной песни («У медведя во бору»).

В самостоятельной практике детей может иметь место и слуша­ние музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в ис­полнении мастеров искусств. Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства — опера и балет — интересны детям. Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка». Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются:

·         яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность;                                                     ·         конкретность образа; выразительность образа.

Другую форму можно отнести  к играм-упражнениям преимущественно автодидактического характера, во время кото­рых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно,  не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражне­ний; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, пра­вильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении  тех   или   иных  действий,   показывают,   как   надо   сплясать, спеть.                                                                                                                                            Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.  Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музы­кальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным про­явлением самообучения.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содер­жание и форму организации музыкальной деятель­ности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвен­ным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впе­чатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятель­ности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо пере­носит из опыта своих активных действий на за­нятия. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках. Поэтому так важно, чтобы музыкальные занятия были увлека­тельными, вызывали желание повторять выученные произведения. Полезно, чтобы на развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хо­роводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звуча­ние музыки, позволяет детям и в музицировании действовать ак­тивнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.   Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окру­жение ребенка в семье. Во многих семьях есть музыкальные центры, магнитофоны. Для детей создано немало аудиозаписей: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы.

Чтобы ребенок мог по-своему использовать материал заня­тий, надо создать условия, приближенные к повседневной дея­тельности, которая чаще всего связана с игрой. Воспитатель может применять различные способы музыкального оформления разучиваемой песни фортепианным сопровож­дением (всю подряд или выделяя партии детей), на нескольких инструментах (металлофоны, триолы, треугольники), подчеркивая ударными сильные доли музыкального вступления, ритмический рисунок; инсценировать ее в движениях, предоставив возможность детям показывать небольшими группами различные моменты песни; привлечь другие виды художественной деятельности, предложив нарисовать персонажей и показать рисунки на музыкальном занятии, вместе с воспитате­лями готовить персонажам песни  шапочки, загадывать собственные загадки.

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впе­чатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.                                                    В семье дети часто слушают радио, смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Вос­питатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского - Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинско-го) и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.

Разумеется,  на  детей  влияют  не  только  специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

В   начале   учебного   года   воспитатель   присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и пото­му, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптималь­ные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.                                                                                  В старшей группе педагог, тактично включаясь в музыкальную деятельность воспитанников, оказывает им необходимую помощь, напоминает и показывает приемы игры, исправляет неточности в танце, песне. Воспитатель активизирует малоактивных детей, по­буждает проявлять самостоятельность и собственную инициативу, стараясь в то же время не навязывать готовых решений, пользу­ясь преимущественно советами, напоминаниями.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музы­кальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разло­жить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показы­вает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люб­лю? — говорит воспитатель и проигрывает аудиозапись — Хорошо бы нам сделать библиотечку аудиокассет. Можно вырезать прямоугольники-кассеты или кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка».   Так как дети проявляют большой интерес к музыке, воспитатель иногда может предложить им прослушать записи знакомых произведений. Дети узнают песню или мелодию, начинают сами подпевать или танцевать, одни движения сменяются другими. Воспитатель поощряет ребят.                                                                                               Говоря о косвенном влиянии педагога на детское музицирование, можно иметь в виду особые, очень тонкие методические приемы, а именно предварительное планирование и создание условий, сти­мулирующих эту деятельность, и ненавязчивый характер действий самого педагога. Предложения его должны быть лаконичны и идти как бы от соучастника: «Поиграем в праздник»; «Интересно теперь послушать, как Маша сыграет на металлофоне эту попевку»; «А хотите, я вам покажу музыкальную сказку?» Это не инструкция, как надо действовать, а лишь побуждение. Взрослый идет навстречу желаниям ребят — ведь самостоя­тельная музыкальная деятельность происходит в часы игр и мо­жет развернуться как в помещении, так и на воздухе, если поз­воляют погодные условия. Конечно, дети поют или играют по своему желанию. Но педагог наблюдает, почему некоторые из них не участвуют, — от того ли, что не интересуются, стесняются, или не находят контакта с другими, В таких случаях делается попытка заинтересовать, помочь каждому проявить себя. Созда­ется атмосфера непринужденности и особого расположения к этой деятельности. В этих условиях воспитатель не регистра­тор, не руководитель, наблюдающий за дисциплиной, а активный соучастник музицирования. Участие его состоит не столько в ис­полнении песен, сколько в создании воображаемых обстоятельств недавно прошедших празднеств, развлечений или затеваемой игры, в стимулировании общего настроения, которое так сбли­жает ребят, создает дружный коллектив.                                                                                                                                                                                           Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудова­ние музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодель­ные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.                                                                                                              В календарном плане воспитателя должны быть предусмотрены музыкально-дидактические игры, приемы стимулирования само­стоятельной детской музыкальной деятельности. Например, педагог планирует спросить детей, какой танец, игра им понравились на снятии, на празднике, затем предложить им организовать игру в праздник, занятие или кукольный театр. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощ­рять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «коорди­нировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.                                                                                                                                                  Как было показано, за  общую постановку музыкальной само­стоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.                             Музыкальный руководитель принимает участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной  деятельности,   помогает   воспитателю   повысить  качество его пения, танца, игры на инструментах.                                                                                                                                        Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потреб­ность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитате­ля кроется причина успехов детей.                                                                                                                                                        Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необхо­димые советы, оказывает практическую помощь в руководстве са­мостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Музыкальные впечатления ребенка:

а) что смотрит по телевизору?

б)  слушает ли музыкальные произведения по радио, магнитофону?

в)  сколько раз в неделю?

г)  бывает ли в театрах, каких, сколько раз в месяц?

д)  что предпочитает из зрелищ?

е)  своим отношением к искусству показывают ли взрослые члены семьи пример детям? (поют, музицируют и т.д.)

Содержание музыкальной деятельности:

а) поет ли ваш ребенок дома?

б) танцует?

в) разыгрывает спектакли?

Условия, наличие оборудования, пособий для музыкальной деятельности:

а) есть ли теле-видео аппаратура

б) магнитофон 

в) пластинки, кассеты с детскими песнями, сказками 

г) театральные игрушки

д) детские музыкальные инструменты.

4. Общие пожелания и замечания по музыкальному воспитанию ребенка в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyat._muz.deyatelnost_doklad.doc89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

доклад для родителей

Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Самостоятельную музыкальную деятельность мы рассматриваем как «частное» подразделение в иерархии основных видов: игровой, трудовой, учебной. В этом смысле она ближе всего к игровой, т.к. их объединяют существенные  признаки. И та и другая деятельность возникают в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по их самостоятельному замыслу, они схожи по характеру действий, в них отражаются имеющиеся впечатления ребят, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и музыкальной деятельности есть и различия. Мотивом  самостоятельной музыкальной деятельности часто выступает стремление детей  к усовершенствованию полученных умений. Это проявляется и в характере действий, (они становятся учебными), и в форме организации (дети применяют упражнения типа самостоятельных занятий).                                                                                                                        Рассмотрим,   как   применяются   детьми   различные виды   музыкальной   деятельности   в   условиях   самостоятельной детской деятельности.                                                                Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: воспроизводящей и творческой.                                                                                                  Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении (например, в игре на детских  музыкальных инструментах).              В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (Например, сочиняют мелодию, наигрывая на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение, или целую сценку).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

сюжетно-ролевые игры импровизация на детских музыкальных инструментах;

песенное и танцевальное импровизирование;

театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности детьми используются такие формы, как:

игра с пением;

настольные музыкально-дидактические игры;

хороводные музыкально-дидактические игры;

игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);

сюжетно-ролевые игры

театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, петух и лиса».)

игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

концерты детской художественной самодеятельности (развлечения, организованные  стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом «Музыкальная карусель», «Музыкальный телефон»…..).                                                                                                                                            Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Можно отметить две наиболее часто встречающиеся формы организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Первая — сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений («Ищем таланты», концерт, игра в оркестр, музыкальные занятия и т.д.), распределяют роли и сюжет получает свое развитие. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.                                                                                                                               Многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти- и художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня — одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие мультипликационные и художественные фильмы.  Репертуар следует постоянно обновлять примерно раз в месяц. Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу.

Песни о животных                                                                                                                                                                   Песни о временах года                                                                                         Сюжетно-ролевая игра «Больница»                                                                                                                Сюжетно-ролевая игра «Магазин» и т.д.

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.  Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.                                                                                                                                               Среди игр не последнее место занимают «музыкальные занятия», «праздники» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.                      «Музыкальное занятие» в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню. Приемы влияния занятий на самостоятельную деятельность: правильное соотношение показа действий и действий по собственной инициативе; побуждение к самообучению и к взаимной помощи; подготовка к умению выражать в конкретном образе свой замысел в песне, танце, игре; подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара. Эти приемы, конечно, могут быть конкретизированы, видоизменены, дополнены, но общность определенных сторон обучения и самостоятельной деятельности очень важна. Недаром так часто дети играют в музыкальные занятия. Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся специалистом в отдельном зале, большинство заданий предлагается всему коллективу, а при самостоятельной музыкальной деятельности дети находятся в группе только с воспитателем, который всем предоставляет возможность проявить свою инициативу. Музыкальный материал дети выбирают уже сами, собираются чаще всего небольшими подгруппами, парами, иногда действуют в одиночку. Дети начинают осознавать, что музыкальное произведение, песня могут быть исполнены в виде инсценировки, художественно оформленной атрибутами.                                    В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.                                                  Дети старшего дошкольного возраста к игре «Поиграем в праздник» относятся более осознаннее. Вспоминая содержание праздника, они называют почти все его эпизоды. У ребят сложилось общее представление о ходе торжества, они пытаются оценить обстановку, в которой предстояло действовать. Они долго могут повторять отдельные номера, исполняя их уже по-своему.  Праздничные утренники и развлечения, сценарии которых тщательно продумываются воспитателем и музыкальным руководителем,— всегда волнующее событие для каждого ребенка. Активное участие в них тоже находит отражение в самостоятельной детской деятельности. Вскоре после праздника или интересного развлечения дети в своих играх в собственной интерпретации передают то, что особенно им понравилось (песенки, стихи, танцы), ребята стараются повторить и оформление (снежинки, флажки, цветы и т. д.). Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Дети старшей группы распределяют роли сами, показывают друг другу различные элементы танцев. Программа праздника или развлечения сначала обсуждается несколькими детьми. Номера весьма разнообразны. Иногда ребята включают целые сценки из кукольного спектакля. В таких показах способности отдельных детей проявляются наиболее ярко и разносторонне. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком.                                                                                                                               В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музыкально-дидактические   игры,   которые   развивают  у   ребят   способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет»  «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную  мелодию на  металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.                                                              Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.                                                                                                                                 В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». Такие игры, попевки, считалки стимулируют самостоятельную детскую деятельность, побуждают детей к созданию своих песенок и игр. Применение единого материала на занятиях и вне их — важное условие развития музыкальных наклонностей. Предложенный доступный материал может стать любимым и необходимым, если на занятиях будет преподнесен в увлекательной форме. Тексты песен с забавными прибаутками дети могут использовать в качестве считалки при выборе ведущего в подвижных играх. Выбрав ведущего, они могут провести народную игру – на музыку русской народной песни («У медведя во бору»).

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства — опера и балет — интересны детям. Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка». Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются:

·         яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность;                                                     ·         конкретность образа; выразительность образа.

Другую форму можно отнести  к играм-упражнениям преимущественно автодидактического характера, во время которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно,  не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении  тех   или   иных  действий,   показывают,   как   надо   сплясать, спеть.                                                                                                                                            Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.  Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках. Поэтому так важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения. Полезно, чтобы на развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хороводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.   Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребенка в семье. Во многих семьях есть музыкальные центры, магнитофоны. Для детей создано немало аудиозаписей: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы.

Чтобы ребенок мог по-своему использовать материал занятий, надо создать условия, приближенные к повседневной деятельности, которая чаще всего связана с игрой. Воспитатель может применять различные способы музыкального оформления разучиваемой песни фортепианным сопровождением (всю подряд или выделяя партии детей), на нескольких инструментах (металлофоны, триолы, треугольники), подчеркивая ударными сильные доли музыкального вступления, ритмический рисунок; инсценировать ее в движениях, предоставив возможность детям показывать небольшими группами различные моменты песни; привлечь другие виды художественной деятельности, предложив нарисовать персонажей и показать рисунки на музыкальном занятии, вместе с воспитателями готовить персонажам песни  шапочки, загадывать собственные загадки.

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.                                                    В семье дети часто слушают радио, смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Воспитатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского - Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинско-го) и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.

Разумеется,  на  детей  влияют  не  только  специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

В   начале   учебного   года   воспитатель   присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.                                                                                  В старшей группе педагог, тактично включаясь в музыкальную деятельность воспитанников, оказывает им необходимую помощь, напоминает и показывает приемы игры, исправляет неточности в танце, песне. Воспитатель активизирует малоактивных детей, побуждает проявлять самостоятельность и собственную инициативу, стараясь в то же время не навязывать готовых решений, пользуясь преимущественно советами, напоминаниями.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает аудиозапись — Хорошо бы нам сделать библиотечку аудиокассет. Можно вырезать прямоугольники-кассеты или кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка».   Так как дети проявляют большой интерес к музыке, воспитатель иногда может предложить им прослушать записи знакомых произведений. Дети узнают песню или мелодию, начинают сами подпевать или танцевать, одни движения сменяются другими. Воспитатель поощряет ребят.                                                                                               Говоря о косвенном влиянии педагога на детское музицирование, можно иметь в виду особые, очень тонкие методические приемы, а именно предварительное планирование и создание условий, стимулирующих эту деятельность, и ненавязчивый характер действий самого педагога. Предложения его должны быть лаконичны и идти как бы от соучастника: «Поиграем в праздник»; «Интересно теперь послушать, как Маша сыграет на металлофоне эту попевку»; «А хотите, я вам покажу музыкальную сказку?» Это не инструкция, как надо действовать, а лишь побуждение. Взрослый идет навстречу желаниям ребят — ведь самостоятельная музыкальная деятельность происходит в часы игр и может развернуться как в помещении, так и на воздухе, если позволяют погодные условия. Конечно, дети поют или играют по своему желанию. Но педагог наблюдает, почему некоторые из них не участвуют, — от того ли, что не интересуются, стесняются, или не находят контакта с другими, В таких случаях делается попытка заинтересовать, помочь каждому проявить себя. Создается атмосфера непринужденности и особого расположения к этой деятельности. В этих условиях воспитатель не регистратор, не руководитель, наблюдающий за дисциплиной, а активный соучастник музицирования. Участие его состоит не столько в исполнении песен, сколько в создании воображаемых обстоятельств недавно прошедших празднеств, развлечений или затеваемой игры, в стимулировании общего настроения, которое так сближает ребят, создает дружный коллектив.                                                                                                                                                                                           Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.                                                                                                              В календарном плане воспитателя должны быть предусмотрены музыкально-дидактические игры, приемы стимулирования самостоятельной детской музыкальной деятельности. Например, педагог планирует спросить детей, какой танец, игра им понравились на снятии, на празднике, затем предложить им организовать игру в праздник, занятие или кукольный театр. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.                                                                                                                                                  Как было показано, за  общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.                             Музыкальный руководитель принимает участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной  деятельности,   помогает   воспитателю   повысить  качество его пения, танца, игры на инструментах.                                                                                                                                        Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.                                                                                                                                                        Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Музыкальные впечатления ребенка:

а) что смотрит по телевизору?

б)  слушает ли музыкальные произведения по радио, магнитофону?

в)  сколько раз в неделю?

г)  бывает ли в театрах, каких, сколько раз в месяц?

д)  что предпочитает из зрелищ?

е)  своим отношением к искусству показывают ли взрослые члены семьи пример детям? (поют, музицируют и т.д.)

Содержание музыкальной деятельности:

а) поет ли ваш ребенок дома?

б) танцует?

в) разыгрывает спектакли?

Условия, наличие оборудования, пособий для музыкальной деятельности:

а) есть ли теле-видео аппаратура

б) магнитофон  

в) пластинки, кассеты с детскими песнями, сказками  

г) театральные игрушки

д) детские музыкальные инструменты.

4. Общие пожелания и замечания по музыкальному воспитанию ребенка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к педсовету "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста" с презентацией

В ходе подготовки к методобъединению мною был подготовлен доклад с презентацией на тему "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста". Презентация была представлена док...

Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Живя в таком замечательном, прекрасном городе, который входит в число красивейших городов мира, познакомить ребёнка и историей и культурой родины не сложно - всё вокруг него. Основное в образовании ре...

Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫСейчас в безумном ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и радио могут заменить нашим внукам и детям нас, родных и близких, наше душевное тепло. Всё лучшее укореняется в д...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и их родителей Тема: «Дарите людям доброту»

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по укреплению семейных традиций. Помочь родителям преодолеть трудности  в воспитании духовно-нравственной личности....

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...

Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (доклад из опыта работа)

laquo;Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»(доклад из опыта работы)...