Лего-конструирование и робототехника в ДОУ
статья

Захарова Мария Борисовна

Лего-конструирование и робототехника в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kruzhok_konstruirovanie_zaharova_.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Лего-конструирование и робототехника в ДОУ

Автор: Захарова  Мария Борисовна

Организация:  МБДОУ  д/с  «Сказка» воспитатель

Общеизвестно, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Однако проблема социально-личностного развития дошкольника   в процессе его взаимодействия с окружающим миром  особо актуальна на современном этапе. Актуальность данного вопроса обусловлена  тем, что   в настоящее время, «век всеобщей компьютеризации» приносит обществу не только новые инновационные разработки, но и откладывает негативный отпечаток на подрастающее поколение: дети   стали меньше общаться «в живую»,  компьютерные игры заменили малышам и подросткам настоящих друзей, а виртуальная жизнь несет отнюдь не правильные нормы социального поведения.  В результате, педагоги констатируют у дошкольников проблемы, связанные не только с неумением организовывать коммуникативные контакты, отсутствие готовности выслушать и принять иную точку зрения, но и затруднения в осуществлении планирования  и  самоанализа собственной деятельности. В связи с чем вопросы социального развития дошкольников выходят на первостепенное место, возникает потребность в создании условий для развития успешной социализации дошколят. Один из основных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, также указывают на необходимость создания в ДОУ таких условий, которые бы обеспечили полноценное социальное развитие детей, открыли возможности  для  позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  соответствующих возрасту видам деятельности. Данные факторы подтолкнули коллектив к поиску   новых инновационных форм и методов работы с дошкольниками, способствующих их социализации и расширению социальных контактов с окружающим миром, предоставляющих возможность для творческой инициативы и самореализации дошкольников. В  результате анализа и отбора  инновационных технологий, коллектив учреждения остановил свой выбор на   внедрение в работу  с детьми технологии «Лего-конструирования  и робототехники», позволяющей успешно создать такие условия. 

В настоящее время Лего-конструирование и робототехника реализуется в ДОУ третий год. Изначально, практика развивалась в рамках инновационной деятельности. Однако, отрадно отметить, что в настоящее время,  именно это направление работы получило свое дальнейшее развитие. Сегодня в ДОУ  сложилась вызывающая интерес практика,  накоплен значительный опыт.  Но самое главное, в учреждении получены положительные результаты работы, которые стимулируют коллектив на дальнейшее развитие.

Сущность данной практики состоит в том, что лего-конструирование  и робототехника  выступает средством всестороннего развития дошкольников, при этом являясь идеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в конструктивной игровой деятельности. Также нельзя не отметить, что внедрение данной технологии позволило расширить спектр дополнительных   образовательных услуг, предоставляемых учреждением.

В настоящее время для реализации данной практики в ДОУ созданы все необходимые условия, достижение которых стало возможным при реализации ряда шагов.  Так основной целью нашей деятельности на начальном   этапе стало     вовлечение всех участников образовательного процесса в мир технического конструирования посредством организации дополнительного кружка по лего-конструированию.  В ходе работы была разработана и прошла успешную апробацию  дополнительная образовательная программа технической направленности «Страна LEGO», которая  реализуется в нашем учреждении. В рамках проекта   была создана образовательная среда, способствующая вовлечению дошкольников в коммуникативную конструктивную деятельность. На базе учреждения создан собственный Лего-центр, материальная база которого включает более 20 различных видов образовательных конструкторов ЛЕГО, включающих как простые тематические наборы, так и программируемые робототехнические комплекты, имеющих лицензионное программное обеспечение. Для качественной работы у дошкольников и педагогов имеются ноутбуки.  Ресурсы учреждения позволяют пополнять Лего-центр новинками образовательных конструкторов, что в свою очередь позволяет разнообразить образовательную деятельность с дошкольниками.

Проведя оценку заинтересованности целевых групп (родителей, воспитанников, педагогов)  и увидев увлеченность инновационной деятельностью всех участников образовательного процесса, подтолкнуло коллектив к принятию решения о включении   лего-творчества в образовательный процесс с детьми начиная со 2 младшей группы, а также   о   создании  полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители».  Своё дальнейшее развитие практика  получила через интеграцию  основного и дополнительного образования с активным привлечением  родителей воспитанников. Как показали наблюдения, лего-конструирование стало излюбленным занятием для дошколят.

Анализ полученных результатов работы за 2 года показал  возросшую  активность  педагогов  по внедрению лего-технологии и робототехники в ДОУ, обогатил социально-личностный опыт дошкольников, а работа в рамках реализации совместных ЛЕГО-проектов сплотила детей и родителей.

Одним из достижений   детского сада, стало участие  команды в республиканском конкурсе «Легомир» «Я-Инженер» «Парад Роботов» , посещение которого,  только  укрепило желание коллектива   продолжить и совершенствовать работу в данном направлении.

Поэтому  целью 3 этапа работы  (в 2016 -2017год) стало    создание условий для расширения  технического творчества дошкольников через  интеграцию лего-конструирования  в разнообразную образовательную деятельность детей, а также   внедрение  новых форм   работы с дошкольниками, способствующих формированию социальной компетентности, таких как  социально-образовательные проекты,  а также  соревнования технической направленности.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и в ближайших планах коллектива – создание  на базе учреждения Детского технопарка, включающего в себя не только объединения по техническому конструированию, но и создание естественно-научных лабораторий, внедрение в работу с детьми  курса алгоритмики и программирования.

Таким образом, на наш взгляд, представленная практика имеет право назваться лучшей, так как не только обеспечивает   условия для взаимодействия с окружающим миром, в котором и   происходит социализация дошкольников,  обеспечивает формирование  у дошкольников мотивации к развитию и обучению, но и  имеет практическую значимость для развития Ямальского региона, так как способствует:

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики ЯНАО;

- предоставляет возможность преемственности между образовательными учреждениями  поселка  и социумом;

- способствует  созданию партнерских отношений с родителями и  удовлетворённости  родителей качеством дошкольного образования.

 

Ссылка на Интернет-ресурс: http://crrbelosnegka.ucoz.ru. Раздел в главном меню  сайта «Инновационная деятельность».

    

Литература:

  1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: М.С.  Ишмакова. - Всерос. уч-мет центр образоват.робототехники.-М. Изд.-полиграф. Центр «Маска». - 2013. - 100с.;
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008
  3. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2019 N 1155 ;

Интернет ресурсы:

  1. Фгос-игра.рф - сайт Учебно-методического центра  инновационного образования;
  2. http://crrbelosnegka.ucoz.ru-сайт - МБДОУ «ЦРР-д/с «Белоснежка» п. Пурпе-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубаняк Т.Ю. Лего-конструирование и образовательная робототехника для дошкольников. (рекомендации для педагогов и родителей)

В буклете даны краткие рекомендации родителям и педагогам как использовать LEGO конструктор в развитии детей старше 3 лет....

Методическая разработка "Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации"

Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогическ...

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».

Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...

Авторская программа по лего - конструированию «Робототехника и лего - конструирование»

Программа «Робототехника и лего - конструирование» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми...