Тема по самообразованию «социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру» на 2023-2024 учебный год.
материал

Мифтахова Гульнара Зуферовна

 

Тема по самообразованию  «социализация детей  с ОВЗ  через дидактическую игру»      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЖНЕКАМСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ "НАДЕЖДА" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

        ТЕМА

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ»

                                                                                                     Разработала:Мифтахова Г.З.

Нижнекамск

2023

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

  1. Ф.И.О. педагога Мифтахова Гульнара Зуферовна
  2.  Специальность, образование:  воспитатель, высшее
  3. Стаж работы : 21 год
  4. Квалификационная категория: 1 категория
  5. Тема самообразования: «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»
  6. Работа начата: сентябрь 2023
  7. Предполагается закончить: май 2024
  8. Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактической игры для социализации детей с ОВЗ.
  9. Задачи:
  • повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогический опыт;
  • изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
  • внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр для всестороннего развития детей;
  • создание соответствующей предметно-пространственной среды;
  • приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
  1. Актуальность темы:

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности.

Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребёнка, ставит перед взрослым задачу обучения ребёнка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагога к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

Для родителей нормально развивающегося ребёнка детский сад – это место, где ребёнок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребёнка.

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ОВЗ. Но такие дети все же дети, и ведущим видом деятельности для них также является игра.

Ребёнок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организация жизни, средство всестороннего развития.

Новизна темы заключается в том, что, использование дидактических игр оказывает воздействие  именно на ту психическую функцию ребёнка, которая нуждается в коррекции. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий, отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушения детей с ОВЗ происходит более успешно.

  1. Взаимодействие с родителями

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

  • «Игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Развитие детей с ОВЗ через игру»;
  • «Домашние дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта».
  1. Литература
  • Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2012 г.
  • Астапов В. М., Лебединская О. И., Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. // Детский практический психолог. 2005 г.
  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008 г.
  • Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Спб, 2003 г.
  • Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Спб., Речь, 2004 г.
  • Дзюба П. П. дидактическая копилка воспитателя детского сада. – м.: Феникс. 2008 г.
  • Интернет-ресурсы
  1. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ  ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

Этапы

Форма работы

Практическая деятельность

Время реализации

Информационно-ознакомительный

Подбор и изучение научно-методической литературы

Подбор книг, статей из журналов

Сентябрь-октябрь

Сбор необходимого инвентаря и оборудования  

Оформление уголка и оснащение ее необходимым материалом

систематически

Разработка дидактического материала

Создание карточек для работы с детьми

систематически

Подготовка консультаций для родителей

Материалы консультаций

Октябрь-декабрь

Анкетирование родителей

Разработка анкеты на тему «Выявление игровых интересов ребёнка»

Сентябрь-октябрь

Разработка плана по теме самообразования

План по самообразованию

Сентябрь-декабрь

Практический

Проведение диагностики уровня развития игры

Использование методики Н. Ф. Комаровой

Декабрь-январь

Работа с детьми

Использование дидактических игр в различных видах деятельности (режимные моменты, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы)

Систематически

Дидактические игры

Изготовление дидактического материала для игр

Систематически

Игры с предметами и игрушками

Систематически

Настольно-печатные игры

Систематически

Словесные игры

Систематически

Игры на развитие сенсорных способностей (игры на развитие тактильных ощущений, на развитие цветового восприятия, на развитие слухового внимания)

Систематически

Игры на развитие мелкой моторики

Систематически

Изготовление трафаретов для игр

Систематически

Игры с прищепками

Систематически

Игры-шнуровки

Систематически

Лепка из теста и пластилина

Систематически

Мозаика

Систематически

Конструкторы

Систематически

Участие в жизни группы и детского сада

Конкурсы на различные тематики

в течение года

Презентации фотографий деятельности детей

в течение года

Участие в выставках

в течение года

Организационно-педагогическая работа

Изучение опытов воспитателей, сообществ на Интернет-ресурсах

в течение года

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования

Мониторинг уровня развития игры у детей по Н. Ф. Комаровой

Апрель-май

Отчёт по самообразованию о проделанной работе за 2020-2021 гг.

Май

Планирование педагогической работы на следующий учебный год.

Май

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

выполнения

Работа с детьми

Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием нетрадиционных форм работы

Сентябрь - май

Проведение познавательно-развлекательного мероприятия для детей по теме «По дорогам сказок»

Октябрь

 Проведение досуговых мероприятий

Ноябрь

Цикл занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ

Февраль –

Май

Открытое занятие «Приключения в волшебном лесу»

Апрель

Май

Работа с родителями

Выступление на заседании родительского собрания по теме «АРТ-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»

Октябрь

Консультирование родителей по вопросам развития детей с ОВЗ

Оформить памятку для родителей «Развиваемся играя»

 Сентябрь - май

 Оформить картотеку упражнений «Арт-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»

 Сентябрь - май

Самореализация

Участие в системе методической работы в ДОУ:

выступление для педагогов учреждения по теме «Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Май

Изучение методической литературы

1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013г.). - СПб.: Реноме, 2013г.

2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Речь, 2007г.

3. Коваленко, А. А. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей ограниченными возможностями 

4. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.

5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. – Речь, 2011г.

6. Лаптева Г.В. Развитие эмоций и творческих способностей у детей. – Речь, 2012г.

7. Михеева, С. Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] /Михеева С., Скокова Г.// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/528412/, свободный. - Электрон. текстовые дан. - Загл. с экрана.

8. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. – Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005г. – №3(9).

9. Шиманская А.Н. Сказки на песке. Практика песочной терапии. – Речь, 2010г.

В течении года

        

С родителями:

  1. Выступление на заседании родительского собрания по теме «АРТ-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»
  2. Консультирование родителей по вопросам развития детей с ОВЗ
  3. Оформить памятку для родителей «Развиваемся играя»
  4. Оформить картотеку упражнений «Арт-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»

        Для  достижения цели была изучена следующая литература:

        1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013г.). - СПб.: Реноме, 2013г.

        2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Речь, 2007г.

        3. Коваленко, А. А. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей ограниченными возможностями 

        4. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.

        5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. – Речь, 2011г.

        6. Лаптева Г.В. Развитие эмоций и творческих способностей у детей. – Речь, 2012г.

        7. Михеева, С. Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] /Михеева С., Скокова Г.// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/528412/, свободный. - Электрон. текстовые дан. - Загл. с экрана.

        8. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. – Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005г. – №3(9).

        9. Шиманская А.Н. Сказки на песке. Практика песочной терапии. – Речь, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи)

«Закончи предложение», «Режим дня» , «Кому угощение?» , «Назови три слова» , «Кто кем хочет стать?» , «Зоопарк» , «Сравни предметы» , «Кто кем был или что чем было» , «Назови как можно больше предмето...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» на 2015-2016 учебный год.

 В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее...

Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год

Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру». на 2020-2021 учебный год

laquo;Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».на 2020-2021 учебный год Выполнила:воспитатель первойквалификационной категорииФедорина Н. И. Актуальность:Во...

Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год

Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

quot;Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...