Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Белая берёза, милая сестра"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

В материале представлено занятие по ознакомлению с окружающим на тему: "Белая береза, милая сестра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza_zanyatie_podg_gr.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №125

Невского района Санкт-Петербурга

Занятие на тему:

«Белая берёза, милая сестра!»

Провела: Шагрова И. Н.

Цели:1. Уточнить представления детей о строении дерева -берёзы, о значении её частей (“серёжек”  и бересты).

2. Закрепить знание отличия берёзы от других деревьев (белый ствол).

3. Развивать связную речь детей, обогащая их знания о берёзе, о её пользе.

4. Активизировать словарь  за счёт слов; берёзонька, кудрявая, стройная, белоствольная, высоконькая, нарядная, моложавая.

5. Пробудить у детей светлые, добрые чувства и заботливое отношение к природе, к Родине.

Предварительная работа

  1. Прогулки  и нахождение берёзы среди других деревьев. Вождение хороводов вокруг берёзы.
  2. Заучивание и отгадывание загадок.
  3. Рисование берёзы во все времена года.

Материал и оборудование.

  1. Разрезные картинки (берёза, берёзовая ветка, лист берёзы).
  2. Стенде фотографиями памятников .
  3. Поделки из бересты.
  4. Шапочки; листья берёзки и перья Жар-птицы.
  5. Загадки и стихи.

Ход:

Воспитатель: “ Ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете    выполнив следующее задание, каждой из команд надо будет из разрезанных картинок составить целую картину.”

Воспитатель (подходит к первым): “ Что у вас получилось. Как вы узнаете берёзу в лесу? (берёза имеет белый ствол с чёрными полосами.)- Чем покрыт ствол берёзы.( ствол берёзы покрыт берестой.)                                 Воспитатель (подходит ко вторым): - А что у вас получилось. Почему вы решили, что это - берёзовая ветка? (Определили по форме листка и по серёжкам.)

- А зачем берёзке - серёжки? ( В серёжках находятся крылатые семена, а из семян вырастают молодые берёзки.)

Воспитатель( подходит к третьим): - А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас получилось? И какой же берёзовый листок. Опишите его. ( Светло-зелёный, с зазубринками, с острым кончиком на конце).

Воспитатель: Так о чём же мы с вами будем сегодня говорить (о берёзе)

Воспитатель: “Правильно, о нашей русской берёзе, и из ваших правильных ответов я поняла, что вы много знаете об этом красивом дереве. На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья.

- А кто из вас, ребята, знает какими, ласковыми словами в народе называют берёзу? (Берёзонька, кудрявая, стройная, белоствольная, берёзка, высоконькая, нарядная, моложавая.)

Воспитатель: Словно с девушкой-красавицей её сравнивают. Давайте, ребята, заглянем в берёзовую рощицу.

Инсценировка:

Воспитатель: Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой, словно девочки-

Подростки. Белоствольные берёзки.

1-й Ребёнок(исполняет роль берёзки) Я, берёза, простого

рода. Мой батюшка-ясен месяц. Он ночью мне

распевает. Моя сестра-ранняя заря, она росой меня

 питает…

ЖАР –ПТИЦА: - А я. Жар-птица, рода царского, из сада райского. Не чета    тебе-дереву.

Мои перья золотыми лучами сияют…

Далее идёт диалог между листочками Берёзы и перьями Жар-птицы.

3-ий ребёнок: Моей лучиной избу освещают…

4-ый ребёнок: Я вся огнём пылаю…

5-ый ребёнок: А я из печи жаром всех согреваю…

6-ой ребёнок: Мои перья царские одежды украшают…

7-ой ребёнок: А я в лапти всех обуваю, в коробах и лукошках всё сохраняю…

8-ой ребёнок: Мои яйца на царские столы попадают…

9-ый ребёнок: Мой сок берут и пьют…

10-ый ребёнок :Я хвост веером распускаю…

11-ый ребёнок: Моим дёгтем в тележных колёсах скрип унимают…

12-ый ребёнок: Я Жар-птица. Моей красоте весь свет дивится. Сказки обо мне слагают и в песнях воспевают.

1-ый ребёнок:- А вокруг меня, белой берёзы, на семик-Троицу девушки хоровод ведут, венки вьют, меня в песнях восхваляют, красавицей называют. 2-ой ребёнок: Победила ты меня ты меня, Берёза. Нечем мне, Жар-птице, больше хвалиться. Вернусь я в сады царские, на деревья райские.

Воспитатель: Вставайте, дети, вокруг Берёзы.

                      Будем её красоту воспевать. ( дети

                      Встают вокруг ребёнка-Берёзы)

Дети: Берёза, моя берёзонька,

           Берёза моя белая. Берёза кудрявая.

           Посередь долинушки.

           На тебе берёзонька листья зелёные.

           Под тобой берёзонька. Травка шёлковая…

Воспитатель: А теперь, ребятки, мы приглашаем вас  в мини музей      БЕРЕЗЫ… (рассматриваем поделки из бересты)

Воспитатель: Вот хороши поделки - самоделки. Как вы думаете из чего они сделаны?(из бересты).Издавна крестьяне плели из бересты лукошки и туески для ягод и грибов. Это наши русские умельцы нашли такой замечательный материал для поделок. Они знали, что береза -гонкое … дерево, т.е. быстрорастущее. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья и, конечно, про березу.(дети загадывают загадки о березе)

1.Ствол белеет. Шапочка зеленеет.

2.Стоит в белой  одежде, свесив кудри и сережки.

3.Русская красавица стоит на поляне. В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Воспитатель: А я вам тоже хочу загадать загадку. В ней встретится незнакомое слово угодье. Оно обозначает: все нужное, что годится человеку.

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве 4 угодья

1-ое от тьмы – свет.

2-ое разбитому – связь.

3-е больному – здоровье.

4-е людям - некопаный колодец.

Отгадка очень простая. Конечно это береза.

Давайте разберем эту загадку:

1-ое угодье от тьмы свет. Как вы понимаете? (Раньше вместо электричества для освещения изб использовали березовую лучину)

В старину в деревнях темными, долгими вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием, пряли, ткали, шили и вышивали.

 2-ое угодье разбитому связь. Кто может что-нибудь сказать про это угодье?(поломанные вещи  связывались прочной берестой.)

3-е угодье. Больному - здоровье.(Почки березы- лекарственное средство.

Березовыми вениками в бане хворь выгоняют.)

4-ое угодье. Некопаный колодец - это сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает людей.

Береза щедрое и доброе дерево.(стихи о березе читают дети)

С.Есенин « Белая береза», Прокофьев «Люблю березу русскую».

Многие поэты и художники восхищались этим деревом. Недаром березу считают одним из символов земли русской. А вы знаете, что береза может прожить 150-180 лет. Поэтому многие взрослые деревья видели и помнят все то, что было много, много лет назад. И хорошее, и плохое, и веселое, и страшное, и ту войну, о которой мы говорили вчера. Как рвались снаряды и гибли люди, защищая свою страну. И если мы посмотрим на эти фотографии с изображением памятников нашим героям, то увидим позади монументов березы и это не случайно. Они как бы склонили свои ветви-оплечья и скорбят о гибели многих людей. И называют такие березы?(плакучие). И в горечи, и в радости наши русские люди всегда любили песни, танцы. И на один из праздников, который называется Троица, люди приносили в дом веточки березы. Пели песни и водили хороводы вокруг березы. Дети, берегите природу. Не ломайте веточки березы и других деревьев. Ухаживайте за ними. И когда-нибудь обязательно посадите деревце для себя и других людей. А  теперь,  давайте и мы проведем хоровод.(Во поле березка стояла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....