Отчет о проделанной работе по плану самообразования
статья

Петренко Светлана Анатольевна

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2023.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

 

Отчет о проделанной работе по плану самообразования

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Петренко Светлана Анатольевна

музыкальный руководитель

г.Верхняя Салда

2019- 2023 г.г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Срок реализации:

Начало работы над темой: сентябрь 2019года

Окончание работы: май 2023 года

Моя цель: Углубить и систематизировать знания о музыкальном развитии и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи самообразовательной работы:

1. Изучить современные технологии использования различных музыкальных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.

2.  Изучить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.

3. Изучить технологии развития способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание, воображение, фантазии и творческие способности, развитие потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений, развитие ловкости, точности координации движений, чувства уверенности в себе.)

4. Совершенствовать предметно - развивающую среду музыкального зала.

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку.
  • Музыкальный слух.
  • Чувство ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (А через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

И в начале учебного 2021 года мною был составлен индивидуальный план по данной теме до окончания срока реализации.  В план вошли следующие формы реализации:

  • Музыкальные занятия с детьми.
  • Индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми ОВЗ.
  • Праздники и развлечения.
  • Интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.
  • Организация среды, и создание условий для развития музыкальности у детей. Изготовление костюмов и атрибутов для детских выступлений, обновление и пополнение оформления музыкального зала.

В течении  2019-2023  г.г.  проводилась НОД,  согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени на основании основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №43 «Буратино», разработанной и утвержденной ДОУ.

Каждая форма НОД включала в себя все виды музыкальной деятельности. А именно:  приветствие, развитие чувства ритма,  слушание музыки и все виды исполнительства: пение, игра на музыкальных инструментах,  музыкально - ритмические движения, игру.

За учебные 2019-2023 г. Индивидуально и совместно с педагогами были подготовлены и  реализованы следующие основные мероприятия для детей всех возрастных групп:

  • День дошкольного работника-сентябрь
  • Праздник урожая
  • День народного единства- ноябрь
  • День Матери
  • Новый год- декабрь
  • Рождественские колядки- январь
  • Международный женский день
  • День защитника отечества
  • Масленица-март
  • День Победы- май
  • Выпускной бал

На всех праздниках и многочисленных развлечениях активно применялись инновационные технологии.

Была проделана работа с одаренными детьми и детьми НОДА. Итогом стали участия в городских и различных интернет- фестивалях. Чему есть подтверждение- дипломы и грамоты ( на моем мини сайте  https://nsportal.ru/user/1082689 )

В течение всего времени я изучала подобранную методическую литературу по данной теме:

-Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М., 1981

-Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1989.

-Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М.-Л., 1947 г.

-Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой.

-Методики и разработки Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!»  

Так же Для того чтобы повысить свой профессиональный уровень в этом учебном году я прошла курсы повышения квалификации  (https://nsportal.ru/user/1082689 )

И проанализировав изученную литературу по данной теме,  мной были разработаны,  для каждой возрастной группы,  диагностические карты и задания, для определения уровня развития музыкальных способностей детей .

Однако, проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу, что есть разделы музыкально-образовательной работы, которые требуют дополнительного внимания:

1) Игра на музыкальных инструментах. Навыки игры в оркестре находятся на среднем и низком уровне, следовательно, требуется работа с детьми по дальнейшему развитию и закреплению таковых.

2) Сольное пение детей. Необходима более тщательная индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения в данной области. С этой целью предлагается усилить внимание к данной проблеме, а также по итогам ее работы в конце года провести вокальный конкурс «До-ми-соль-ка» среди всех возрастных групп.

Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди коллег.

 И в 2023-2024 учебном году я планирую провести мастер-класс на тему: «Русско-народные и хороводные игры, как средство воспитания дошкольников», и открытое занятие для педагогов внутри сада «По лесенке к песенке»

Анализируя проделанную работу, можно отметить, что занятия, праздники, развлечения, проводились в соответствии с составленными планами и принесли ожидаемые результаты.         Как мне кажется – праздники стали более качественные, яркие, и интересные, творческие. Не могу не сказать что успех праздничных мероприятий – это успех всего коллектива. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – по сильный вклад всех педагогов нашего ДОУ.

Подводя итог, можно сделать вывод, что: благодаря полномерному и систематическому осуществлению деятельности по реализации поставленных, в начале года задач, уровень музыкальных способностей детей вырос,  заметно увеличилось количество детей, желающих принимать участие в концертной деятельности и само презентации своих талантов. Я считаю, что с поставленной целью и задачами, как музыкальный руководитель, я справилась.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи :

Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;

Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;

Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе в рамках самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

В современном дошкольном образовании огромное внимание уделяется сохранению психического и физического здоровья детей. Одной из важных задач является формирование начальной ключевой здоровьесберегающе...

Отчет о проделанной работе по теме самообразования

«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...

Отчет о проделанной работе по теме самообразования: Развитие речи дошкольника в возрасте 2- 4 лет.

Отчет о проделанной работе по развитию речи на конец учебного года....

Отчет о проделанной работе в рамках самообразования за 2018 – 2019 г.г.

Тема:  «Развитие грамматического строя речи через дидактические игры» Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи де...

Презентация Отчет о проделанной работе по теме самообразования « Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через интерактивные технологии»

Цель:  - Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.-Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности...

Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....

Отчет о проделанной работе по теме самообразования: «Нетрадиционные формы работы с родителями» 2020-2021 гг.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. И наше дошкольное учреждение не исключение. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаютс...