Приемы и способы развития критического мышления в образовательной области «Музыка»
методическая разработка

Юр Марина Георгиевна

Некоторые способы развития критического мышления дошкольников на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приемы и способы развития критического мышления в образовательной области «Музыка»

   Критическое мышление, как известно, предвосхищает творческое мышление, дает ему своеобразный импульс и начало. Характерной особенностью критического мышления является то, что процесс рассуждения нестандартный, отсутствует готовый образец решения вопроса или ситуации. Поэтому одним из важнейших условий развития критического мышления является создание проблемных ситуаций, которые требуют тщательного обдумывания, анализа и оценки. Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности, заставляет искать оптимальные пути решения поставленной задачи с привлечением уже имеющихся знаний и навыков, а также с поиском новых, недостающих знаний и умений.

   Такой раздел музыкального воспитания как «слушание» дает нам возможность создания проблемных ситуаций и вопросов, направленных на развитие критического мышления ребенка. Мы предлагаем вам несколько приемов и способов создания таких ситуаций и вопросов.

«Слушание с остановками».  Педагог заранее определяет в слушании  музыкального произведения 1-2 остановки, с последующими вопросами «Что произойдет дальше?», «Какое настроение вызвал фрагмент?», «Поменялось ли настроение после следующего фрагмента, почему?»

«Обсуждение названия». До слушания музыкального произведения познакомить с названием, спросить «О чем будет рассказано в произведении?», «Какой характер может быть у произведения?» После прослушивания обсудить, совпали ли первоначальные предположения детей с услышанным.

«Взаимоопрос». Этот прием проводится в парах. Дети задают друг другу вопросы при повторных прослушиваниях произведения по содержанию, характеру и т.д. Например: «Кто написал это произведение? Какой у него характер? Сколько частей в произведении? Как называется пьеса?» и т.п. Данный прием учит детей правильно формулировать вопросы, выслушивать и оценивать ответы сверстников, вести диалог.

«Найди иллюстрацию». Дети выбирают из набора иллюстраций, близких по содержанию и характеру музыкального произведения, одну, подходящую, по их мнению, и объясняют, почему выбрали именно эту. Иллюстрации должны быть не контрастными произведению, отличаться деталями, эмоциональной окраской. Задача детей – проанализировать и выбрать наиболее близкий к своему восприятию образ, объяснить свой выбор.

«Снежный ком». Педагог называет музыкальный термин, понятие (название произведения, имя композитора, музыкальный инструмент и т.п.), дети «по цепочке» добавляют по одному, два слова. Например: «скрипка» - «Скрипка музыкальный инструмент» - «Скрипка музыкальный струнный инструмент» - «Скрипка музыкальный струнный инструмент симфонического оркестра».

«Толстые и тонкие вопросы». Педагог формулирует два типа вопросов. «Тонкие»: Кто….Что….Когда….Может ли…..Верно ли, что…..Такие вопросы предполагают конкретный ответ из области имеющихся знаний. «Толстые»: Почему вы думаете…..В чем разница…..Предположите, что будет, если….Почему….Эти вопросы требуют размышления и развернутых ответов.

«Эстафетная палочка». В этом приеме в качестве палочки может быть микрофон, музыкальный инструмент. Передавая его друг другу, дети должны дать возможно большее количество синонимов исходному понятию. В основном, этот прием используется для определения характера музыкального произведения. Например, педагог задает эпитет «веселая», дети продолжают: «радостная, смешная, игривая, шутливая, бойкая, подвижная»; «грустная» - «печальная, невеселая, задумчивая, обиженная, жалобная»; «страшная» - «грубая, жесткая, злая, сердитая, пугающая»; «нежная» - «спокойная, ласковая, тихая, неторопливая, светлая, мягкая».

«Верите ли вы, что….?» Педагог задает вопросы с «неправильными» и «правильными» сведениями. Дети должны найти правильный ответ и исправить «ошибку» педагога. «Верите ли вы, что гармонь это струнный инструмент?» (нет, гармонь это клавишный инструмент). «Верите ли вы, что  «Полет шмеля» написал Роберт Шуман?» (нет, это произведение написал Н. А. Римский – Корсаков). «Верите ли вы, что пьеса «Смелый наездник» быстрая и четкая?» (да, у этой музыки такой характер).

Таблица «Знаю – хочу знать – узнал». Это один из способов графической организации и логико – смыслового структурирования материала. Эта форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

После первого прослушивания музыкального произведения дети отвечают на вопрос «Что узнали?» и «Что хотите узнать?» (ответы могут располагаться в виде картинок – обозначений, графических символов в таблице на доске). В конце деятельности дети отмечают, что узнали. Например: знаю – название, хочу узнать – о чем произведение, знаю – название, композитора, содержание, характер и т.д.

   Надеемся, что приведенные выше приемы помогут в работе всем, работающим с дошкольниками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности с дошкольниками

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс строится на основе системно - деятельностного подхода, использования инновационных психолого-педагогических технологий, предполагаемые задания носят ли...

Семинар-практикум Тема выступления: «Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности у дошкольников».

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.Цел...

Развитие критического мышления в образовательном процессе - Тема «Весна»

Развитие критического мышления в образовательном процессеТема «Весна»Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему. Научить из огромного потока ин...