"Говорящая стена", как современный метод развития детей дошкольного возраста
консультация

В статье представлен опыт работы по теме "Говорящая стена" , как современный метод развития детей дошкольного возраста" знакомит с использованием технологии "Говорящая стена".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchaya_stena.statya.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Говорящая стена», как современный метод развития детей

дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по теме «Говорящая стена», как современный метод развития детей дошкольного возраста» знакомит с использованием технологии «Говорящая стена». Содержит описание, способы реализации данной технологии в практике работы дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание, технология «Говорящая стена», развивающая предметно-пространственная среда

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами -дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды.

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. [5]

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО), поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность. Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения в полном объёме.[1]

Основная проблема-нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему педагоги нашего учреждения решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Так и появилась идея внедрения в работу технологии «Говорящая стена».

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает и обучает все» и люди, и книги, и понятия. В условиях ДОУ могут воспитывать даже стены.

Откуда пришла к нам технология «Говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т.д. Далее можно говорить о первой письменности, рисуночной (состоящей из своего рода пиктограмм, рисунков, знаков) и ее постепенном переходе к иероглифам, пока в первом тысячелетии до н.э. финикийцы не изобрели алфавит. Но этот шаг не означал отказа от закрепления, написанного на «вечных» носителях – каменных досках, скалах и т.п. То есть «заговорили» стены на самом рассвете человечества, почти над колыбелью homo sapiens.

Главная цель этой технологии - преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и воспитывающую. Это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ.

«Говорящая стена» решает важные задачи: создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. А также «Говорящая стена» даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Все педагоги знают, что развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям отвечает и «Говорящая стена», являясь составляющей предметно – пространственной среды.

Содержание «Говорящей стены» должно соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать свободный выбор пособий, отвечать требованиям безопасности развивающей предметно - пространственной среды. Технология «Говорящая стена» развивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность возможность самовыражения для всех воспитанников. Развивающая «Говорящая стена» позволяет периодически менять игровой материал и представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон. [3] Это обеспечивает вариативность развивающей предметно-пространственной среды.

Работая с «Говорящей стеной», мы составляем перечень игр, направленных на закрепление умений и навыков, который постоянно пополняется.

Создать развивающую «Говорящую стену» несложно. Важно подобрать необходимый материал и правильно его разместить. Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия.[4]

Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования, магнитную и клеящую. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика и различные плоскостные предметы. Игры содержат в себе: образцы, схемы, карты–алгоритмы, игровые фишки, различные тематические картинки и т.д.

Часть материала развивающей стены имеет магнитную основу, а другая часть оснащена прищепками, лентами, наборным полотном, тканями с лентой липучкой, втулками, вкладышами, ковровым полотном, кармашками, и т.д.

«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой непосредственно - образовательной деятельности (НОД). Эта технология помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На НОД знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия.[2] Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы изучаем материал, затем, в свободном доступе остаются все игры по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать.

Использование данной технологии для детского сада имеет только положительные аспекты. У детей развивается познавательная активность, дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания, у детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств, у детей развиваются коммуникативные навыки. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. [4]

Таким образом, «Говорящая стена» — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного учреждения в своеобразный живой экран. Это способ организовать самостоятельную деятельность детей.[3]

Литература

  1. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал : [сайт]. – URL: , свободный. – Загл. с экрана.

2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014

3. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: [сайт]. – URL: , – Текст: электронный.

4. Сенсорная стена «Разноцветные домики» // Официальный сайт МБДОУ детский сад № 232. – Режим доступа: http://жемчужинка#1088;ф, свободный. – Загл. с экрана.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155: Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

«Применение дистанционных образовательных технологий в ДОО как инновационный метод развития детей дошкольного возраста»

Применение дистанционных образовательных технологий в ДОО как инновационный метод развития детей дошкольного возраста...

Эссе на тему "Современное речевое развитие детей дошкольного возраста»

В эссе представлена актуальность современного речевого развития  дошкольников. Представлен перечень современных технологий по развитию речи в дошкольном возрасте....

Эссе «Современное речевое развитие детей дошкольного возраста»

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета.Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие являетсянапрасным, ребяческим усилием.Марк Туллий Цицерон...

Говорящая стена как средство познавательного развития детей в ДОУ

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателем стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы детям было не только уютно, но и интересно. Основная пробле...

Мастер - класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Говорящая стена, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников"

Цель мастер – класса:  повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании игрового пространства ДОУ.Задачи мастер-класса:Познакомить педагогов с технологией «Говорящ...