Игра как основной способ обучения в раннем детстве.
статья

Долихина Марина Валерьевна

Данная статья исследует игру как основной способ обучения в раннем детстве. Внимание уделяется значимости игры для развития детей в различных сферах, таких как когнитивные, эмоциональные, социальные и моторные навыки. Рассматриваются принципы и методы игровой педагогики, которые могут способствовать гармоничному развитию ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как основной способ обучения в раннем детстве.

Раннее детство – это важный период в жизни ребенка, когда он активно открывает мир, изучает окружающую среду и развивает свои навыки. Игра в этом возрасте играет ключевую роль в развитии ребенка, поскольку она не только приносит радость и удовольствие, но и способствует его физическому, эмоциональному, когнитивному и социальному развитию.

Перед тем, как погрузиться в подробности о значении игры в раннем детстве, важно понять, что именно мы подразумеваем под игрой. Игра – это активная и спонтанная деятельность ребенка, которая несет с собой свободу выражения и экспериментирования. В игре ребенок создает собственный мир, исследуя его через ролевые игры, конструирование, рисование, игры с песком и водой, а также множество других форм игровой активности.

Теперь давайте рассмотрим, почему игра является основным способом обучения и развития в раннем детстве.

1. Физическое развитие: Игра активизирует двигательные навыки и моторику ребенка. Прыжки, бег, ползанье, броски и ловля предметов – все это стимулирует развитие грубой и мелкой моторики. Игра на улице, использование различных спортивных инструментов и препятствий помогают развивать силу, координацию и гибкость.

2. Когнитивное развитие: Игра способствует развитию логического мышления, воображения и творческих способностей детей. Во время игр с пазлами, конструкторами и игрушками, ребенок учится решать проблемы, классифицировать предметы, развивает пространственное восприятие и математические навыки. Играет большую роль и ролевая игра, где дети могут вживаться в различные роли, осваивать новые знания и учиться справляться с разными жизненными ситуациями.

3. Эмоциональное развитие: Игра позволяет детям выражать свои эмоции, развивать эмпатию и самовыражение. Во время игры ребенок может имитировать ситуации из своей повседневной жизни, выражая свои переживания и опыт. Также игра предлагает ребенку возможность управлять своими эмоциями и учиться взаимодействовать с другими людьми.

4. Социальное развитие: Во время игры, ребенок вступает во взаимодействие со своими сверстниками, что способствует развитию социальных умений и навыков. Он учится делиться игрушками, сотрудничать, решать конфликты и развивать коммуникативные навыки.

Стремление к игре является врожденным у детей, и в нашей работе воспитателям важно создать стимулирующую образовательную среду, которая будет прежде всего основана на игре. Это может включать в себя разнообразные игры, развлечения, концентрированные занятия и свободное время. А также обогащение обучающей среды разными игровыми материалами и игрушками.

Игра – это ключевой элемент в развитии детей раннего возраста. Она способствует развитию физических, интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Каждый воспитатель должен признать и использовать значимость игры в своей работе, создавая возможности для детей расти и развиваться через игру.

Игра - это не только источник радости, но и средство обучения. Когда ваш малыш рассказывает стишок наизусть, это способствует развитию его речевых навыков. Вашему ребенку нравится подбрасывать и ловить мяч?  Это развивает важные навыки крупной моторики и координацию движений.

 Игра – понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется (философия, педагогика, психология, социология, теория искусства)  оно имеет разные толкования. Игра относится к числу основных видов деятельности человека. Игры животных, особенно млекопитающих, показывают глубинные биологические механизмы стремления к игре. Игра присутствует в жизни человека постоянно, на всех этапах жизни. Трудно переоценить роль игры в детстве.

Итак, сузим наш предмет рассмотрения до очень узких рамок: с точки зрения педагогики, на коротком возрастном промежутке 2 -3 года, затем остановимся на одной разновидности игры – дидактической.

 Существуют различные систематизированные теории игровой деятельности:

  1. Игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Источником игры являются инстинкты.
  2. Игра представляет собой пустую трату избытка энергии, которая накапливается ребенком.
  3. Смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребенку. Игра – это скорее наслаждение.
  4. Игра – это способ выражения общественных запретов. В игре отражаются общественные запреты.

Игра есть средство познания ребенком действительности.

Итак, игра – ведущий вид деятельности ребенка. Ведущий не потому, что ребенок большую часть своего времени проводит в играх, а потому, что именно игра вызывает качественные изменения в психике.

Для ребенка игра – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием качеств, свойств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в которых ему предстоит жить. Игра – важнейшее условие полноценного психического развития ребенка. Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она дает ощущение  психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Она развивает произвольное поведение малыша; препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка. Она развивает изобретательность, дает возможность развиться фантазии. Она дает  возможность  ребенку почувствовать уверенность в себе, испытать чувство свободы и всесилия. В ней развиваются психические процессы: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатываются навыки социального поведения.

В процессе развития ребенка игра видоизменяется, меняется ее содержание, появляются новые, более сложные виды игр.

В связи с ее огромной важностью в жизни воспитанников, игра является основным способом обучения, воспитания, общения в работе воспитателя. Обучение проводится в виде игровых занятий. Чтобы побудить ребенка поступить определенным образом, мы часто обыгрываем ситуацию. Например, малыш  хочет взять на прогулку мягкую игрушку. Мы объясняем , что бедный тигренок замерзнет, он без одежды, хочет поиграть с другими игрушками в другими игрушками в детском саду. Ребенок охотно включается в игру и оставляет игрушку.

Игра проходит несколько стадий развития. С трех месяцев у малышей мы наблюдаем сенсомоторную игру; в 6-9 месяцев она превращается в ознакомительную игру с предметами. В 9-12 месяцев появляется подражательная игра, которая выражается в многократном воспроизведении (имитации) действий или слов окружающих в конкретной ситуации (катает мяч, сжимает и разжимает резиновую игрушку, открывает крышку). Примерно в полтора года появляется простая отобразительная игра: малыш умеет кормить, качать куклу, но делает это без сюжета. Около  двух лет наблюдается сюжетно- отобразительная игра. Малыш совершает последовательные действия, например, нагружает и возит машинку, кормит куклу,  раздевает ее и укладывает спать. В два года игра у детей параллельная: дети играют рядом, но не вместе, между ними не существует взаимодействия.

К трем годам у ребенка появляются элементы ролевой игры. Понятие о роевой игре в педагогике впервые было  дано Д. Б. Элькониным. В ролевой игре ребенок отождествляет себя и свою куклу с персонажем сказки, с представителем какой-нибудь профессии, с животным. Войдя в роль собачки, он ползает на коленях, имитирует лай, лает, кусается. Но ребенок часто забывает о взятой на себя роли. Ролевая игра получает дальнейшее развитие в дошкольном возрасте (после 3 лет). Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения, что готовит его к более сложным играм.

При проведении игры необходимо учитывать психологические возможности ребенка третьего года жизни. Диапазон возможностей ребенка этого возраста еще очень невелик. Качественное отличие раннего возраста от младенчества – психологическое отделение  от матери, разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «Мы», как называл ее Л. С. Выготский. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы  самосознания.

Раннее детство синтезивно к усвоению речи, быстро растет пассивный словарь и развивается активная речь. Развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Причем среди этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие, дети максимально привязаны к наличной ситуации. Творческого воображения в раннем возрасте еще нет. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Внимание ребенка третьего года жизни непроизвольно. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту. На интересном предмете или деле малыши могут сосредоточиться до получаса. Но никакого насилия со стороны их внимание не потерпит. Переключить  внимание на другой предмет с помощью слов можно только после многократного повторения. Именно поэтому детям так сложно немедленно выполнить просьбы принести что-то, убрать игрушки. Объем внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш – всего один-единственный. Память в этом возрасте также своеобразна.  Ничего преднамеренно, специально дети запомнить не могут. Но в то же время дети прекрасно запоминают то, что им понравилось.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. В раннем возрасте ребенок эгоцентричен, общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, не учитывая желания другого.

Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Эта простейшая, первичная форма самосознания. Потом ребенок называет себя – сначала по имени, потом, к трем годам, появляется местоимение «я». У ребенка появляется и первичная  самооценка  - «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии, поэтому самооценка всегда завышена.

Игры, проводимые с детьми раннего возраста, могут быть разными: подвижные, сюжетные, дидактические. Следует заметить, что такое деление на разделы весьма и весьма условно: существует огромное количество игр, включающих в себя элементы и подвижных, и сюжетных, и дидактических. Например, закатить шарики определенного цвета в соответствующие воротики. То есть это и дидактическая игра (направленная на развитие сенсорики ребенка), и подвижная (развивает ловкость ребенка, его координацию). Или одеть двух кукол, большую и маленькую, на прогулку. Здесь есть элементы и сюжетной игры, и дидактической (развитие сенсорного восприятия – величина).

Итак, дидактические игры – это обучающие и развивающие игры. Они служат для развития основных психических процессов ребенка – внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, ориентировки в пространстве. Такие игры проводятся с дидактическими пособиями или без них (игры на дифференцирование цвета, формы, величины, тактильных ощущений, развитие числовых представлений , пространственной ориентировки, зрительного и слухового восприятия, развития речи и ориентировки в окружающем).

Дидактическая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является  и учителем, и участником игры. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра обладает большими возможностями при решении вопросов всестороннего воспитания детей.

Умственное воспитание. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, их речь, особенно монологическая (умение выражать свои мысли).

Нравственное воспитание. В работе с детьми младшего возраста частым содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку» и др.

Эстетическое воспитание. Яркие, красивые, эстетически оформленные дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание с ними играть.

Физическое воспитание. Особенно важны игры на развитие и укрепление мелкой мускулатуры рук, что благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму.

Эмоциональное воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие. Дидактическая игра укрепляет коллективные переживания, коллективные эмоции. В игре дети выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договаривайся играть, не требуй всегда ведущей роли, бережно относись к материалам для игр. Эти аспекты особенно актуальны для детей на третьем году жизни, ведь только в этот период дети начинают учиться играть вместе, а не рядом.

С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей – робость, замкнутость, упрямство, настойчивость, любознательность, Поведение ребенка – основа для диагностики и последующей коррекции. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся замкнуто. Бывает и так, что ребенок много знает, но не проявляет находчивости, а другой при меньших знаниях отличается быстротой и гибкостью мышления.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Следует отметить, что планирование и проведение дидактических игр происходит с учетом не только общих возрастных особенностей детей, но и особенностей индивидуальных, связанных с типом нервной деятельности: есть малыши подвижные и медлительные, возбудимые и спокойные.

Наряду с развитием ребенка дидактические игры усложняются, совершенствуются, видоизменяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"

Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения п...

Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста

Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...

Статья на тему: "Игра как основная форма обучения детей правилам безопасного движения на дорогах"

Правила дороного движения одинаковы для детей и взрослых ,но знания,умния и навыки полученные в детстве запоминаются легче и остаются на всю жизнь.Именно по этой причине обучение детей ПДД целесообраз...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де...

Статья по теме "Игра как основной метод обучения иностранному языку на раннем этапе"

Начиная изучать иностранные языки ещё в дошкольном учреждении, у ребёнка так развивается процесс мышления, что чужой язык еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходи...

Проект "Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет"

Здоровьесберегающая и личностно-ориентированная технология.Тема проекта: «Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет». Систем...

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье» Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная ...