СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (старшая группа)

Магомедова Людмила Нурметовна

Развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста необходимо отводить существенную роль. Регулярная практика и разнообразные методики помогут детям улучшить свои графические умения и развить необходимые навыки для успешной учебы и адаптации в современном мире. Для достижения этой цели важно создать подходящую образовательную среду и индивидуальную поддержку для каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudmila_m.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Магомедова Л.Н.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Важной составляющей развития детей дошкольного возраста является формирование графомоторных навыков. Графомоторные навыки включают в себя способность детей управлять движениями руки и пальцев для создания графических образов. Эти навыки имеют серьезное значение в процессе обучения и будут полезными в дальнейшей жизни ребенка.

Для многих дошкольников самым трудным предметом, когда они попадают в начальную школу, является письмо, так как развитие графомоторных навыков у них слабое и недостаточное. Причина этому - низкий уровень сформированности мелкой моторики, плохая координация движения, недостаточностью пространственно-временных ориентировок и самоконтроля.

Проблема формирования графомоторных навыков дошкольников интересовала   ученых и исследователей М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова, В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянова и других. Нарушение графомоторных навыков у дошкольников приводит к появлению графических ошибок на письме, снижает школьную успеваемость и осложняет учебную деятельность ребенка.

Графомоторные навыки включают в себя умение держать карандаш, рисовать, писать, а также выполнять другие манипуляции, связанные с движениями рук. Они необходимы для успешного освоения навыков письма и чтения. Более того, развитие графомоторных навыков способствует улучшению координации движений и развитию мелкой моторики, что важно для многих аспектов повседневной жизни дошкольника.

М.М. Безруких дает следующее определение графомоторному навыку: «это привыч0ное положение и движение пишущей руки, которое позволяет изображать письменные звуки и их соединения. Сформированный графомоторный навык позволит четко, разборчиво, красиво и быстро писать буквы. Плохо или неправильно сформированный графомоторный навык создаст трудности на письме: неразборчивый и небрежный почерк, медленный темп» [Безруких, 2002, с .133].  Кроме того, автор отмечает, что переделка неправильно сформированного графомоторного навыка затруднена, а в некоторых случаях даже невозможна.

В исследованиях Н.Г.  Агарковой  графомоторный навык рассматривается  как «автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов)» [Агаркова, 2007,  с. 57].

Процесс формирования графомоторных навыков имеет трудности как физиологического, так и психологического характера. В координированную работу при письме вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, почти все мышцы тела. Для развития навыка, необходимо, чтобы ребенок имел подготовку в обучении этого навыка.

Современные дошкольные организации и учреждения придерживаются разнообразных методик, разработанных для развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Эти методики учитывают возрастные особенности детей и представляют собой интерактивные и игровые формы. Вот некоторые из них:

Методика Монтессори.  Основная идея этой методики - предоставить детям свободу выбора и самостоятельность в обучении. В рамках методики Монтессори предоставляются специальные материалы, которые помогают развивать моторику рук, включая пинцет, материалы для лепки и разнообразные учебные карточки.

Развивающие игры и упражнения. Дети в детских садах учатся через игру. Разнообразные игры с использованием различных материалов, таких как песок, вода, пластилин, помогают развивать моторику рук и улучшать координацию движений.

Индивидуальный подход.  Педагоги в современных детских садах учитывают индивидуальные потребности каждого ребенка. Если у ребенка есть особенности в развитии графомоторных навыков, ему предоставляются дополнительные упражнения и поддержка.

Технологические средства. Современные детские сады могут использовать планшеты и компьютерные программы, специально разработанные для развития моторики и графических навыков. Это может быть полезным дополнением к традиционным методикам.

Творческие мастерские и занятия по рисованию. Детские сады часто проводят занятия по рисованию, лепке, и созданию поделок, что способствует развитию графомоторных навыков через творчество.

Рисование и раскрашивание. Предоставление детям возможности рисовать, раскрашивать, и даже следовать за точками по линиям, помогает им улучшить контроль над мелкими движениями и развивает координацию глаз и рук.

Манипуляции с конструирующими элементами. Игры с конструкторами, мозаиками и пазлами требуют точных движений и помогают развивать графомоторные навыки.

Изготовление поделок. Работа с различными материалами, такими как бумага, глина или пластилин, позволяет детям экспериментировать с разными текстурами и формами, улучшая моторику рук.

Письмо.  Занятия по обучению письму - важный этап развития графомоторных навыков. Здесь важно помнить, что процесс должен быть игровым и интересным.

Физическая активность. Упражнения, направленные на развитие моторики и координации, такие как игры с мячом или прыжки, также могут способствовать развитию графомоторных навыков.

Развитие графомоторных навыков требует регулярной практики. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям может потребоваться больше времени и поддержки, чтобы достичь определенных целей в развитии графомоторных навыков.

В научной педагогической литературе всегда уделялось особое внимание подготовке дошкольников к письму, так, например, ученые С.Е. Гаврина и Н.В. Новотворцева разработали целые комплексы мероприятий по развитию движения пальцев рук. Они отмечают, что «готовить детей к освоению письма надо в раннем возрасте, начиная с игровых упражнений в лепке, аппликации, рисовании и плетении, на первый взгляд, далеких от письменных, но эффективных для подготовки руки» [Гаврина, 2005] и [Новотворцева, 2005].

Известный педагог-новатор В.А. Сухомлинский отмечает, что способности и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, «от пальцев идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли» [Сухомлинский, 1981].

Таким образом, развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста необходимо отводить существенную роль. Регулярная практика и разнообразные методики помогут детям улучшить свои графические умения и развить необходимые навыки для успешной учебы и адаптации в современном мире. Для достижения этой цели важно создать подходящую образовательную среду и индивидуальную поддержку для каждого ребенка.

Литература:

1. Агаркова.  Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В. Джежелей [Текст]/ Н.Г.Агаркова, – М.: Дрофа, 2007. – 116 с.

2. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б. Эльконина [Текст] / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002. – 165 с.

3. Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л., Топоркова, И. Г., Щербинина, С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 27 с

10. Новотворцева, Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с.

11. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю [Текст] / В. А. Сухомлинский. – Ижевск: Удмуртия, 1981. - 296 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующ...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их ...

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Статья на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья поможет раскрыть потенциал ребенка в графомоторных навыках , улучшит письмо ребенка...