Сценарий деловой игры «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сценарий деловой игры для педагогов по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_20.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры

«Нравственно – патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Задачи:
- обобщить знания по вопросам нравственно- патриотического воспитания;

- развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.

Ход игры

Здравствуйте, уважаемые коллеги!, нравственное воспитание дошкольников представлено в образовательной области социально-коммуникативное развитие, а патриотическое - основано на приобщении к истокам русской народной культуры(парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Основными содержательными компонентами (блоками) патриотического направления воспитания являются:

-Наше Отечество;

- С чего начинается Родина;

- Родная природа.

Основными содержательными компонентами (блоками) социально-нравственного направления воспитания являются:

-Моя семья;

- Мои друзья;

- Азбука общения;

- Я среди людей;

- Рядом друг с другом;

- Вместе друг с другом.

Одной из задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

#1058;ренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины:

-закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);

-обмен мнениями, прослушивание народных песен и просмотр видеозаписи «Картины родной природы»;

-выработка общего понятия «Родина»;

-подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители и др.)

Так что такое Родина? Дадим общее понятие… Родина -это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своей стране изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ ».

Игра состоит из четырех раундов

Правила игры:

  • Принимать активное участие в игре.
  • Уметь слушать других.
  • Соблюдать культуру речи и педагогический такт.

Итак, начинаем нашу игру!!!

Для этого мы с вами должны разбиться на 2 команды.

Придумайте, пожалуйста, названия вашим командам.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Победит тот, кто без ошибок пройдет все раунды и получит наибольшее количество жетонов.

Итак, на ринге встречаются две команды:«Патриоты» и «граждане России»

1Раунд «Мозговая разминка»

Кто быстрее даст правильный ответ:

  1. Земля, где ты родился?(Родина).
  2. Древнее название России? (Русь).
  3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
  4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
  5. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
  6. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу?(Патриотизм).
  7. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?(Страна).
  8. Что означает «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте).
  9. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).
  10. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
  11. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?(Родители).
  12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
  13. Официальная эмблема государства? (Герб).
  14. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция)

2 раунд «Педагогическая эрудиция»

  1. Документ, в котором практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО, обеспечивающее построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи.

(Образовательная программа ДОУ).

  1. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта?

(Принцип дифференциации).

  1. Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» Что это? (Развивающая предметно – пространственная среда).
  2. Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи нравственно-патриотического воспитания и что предусматривает?

( Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»; основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.)


3 рауд «Подвижно-игровой»

Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Предлагаю поиграть в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают по три ленточки.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

4 раунд «Педагогическая эрудиция»

  1. Назовите образовательную программу, определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

(Парциальная программа О.Л.Князевой,М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ).

6. Назовите формы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию?

  • Беседы, чтение художественной литературы.
  • Посещение музеев, экскурсии,
  • Праздники, развлечения, квесты, акции.
  • Организация выставок, конкурсов.
  • Продуктивная, трудовая деятельности.
  • Альбомы для рассматривания «Мой самый лучший друг», «Моя семья» , «Моя Шахунья», «Моя Россия»
  • Целенаправленные игры.

7. Назовите формы работы с родителями(законными представителями) по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста?

  • Родительские собрания
  • Совместная досуговая, проектная деятельности.
  • Вечера встреч.
  • Туристические походы.
  • Субботники
  • «Родительская газета»
  • Анкетирование
  • Выставки, акции.
  • Создание альбомов, журналов.

#1053;азовите примерное содержание центра нравственно-патриотического направления разных возрастных групп ?

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Содержание уголка:

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

˗куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

˗книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

˗русские народные игрушки;

˗иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

˗предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

˗альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников.

-государственная символика (флаг, герб, гимн с аудиозаписью);

˗портрет президента;

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Наша армия», «Мой родной город»;

˗иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

˗иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года; растительный мир России;

˗куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;

˗иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

˗предметы декоративно-прикладного искусства и быт;

˗развивающие и дидактические игры;

˗книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

˗картотека народных подвижных игр.

˗государственная символика (флаг, герб, текст гимна и его аудиозапись) России;

˗портрет президента;

˗карта страны, карта округа, глобус;

˗куклы в национальных костюмах;

˗альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Нижний Новгород –город трудовой доблести», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Столица нашей Родины», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Мои права», «Народный календарь», и др.;

˗иллюстрации фотографии с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города, «Как жили люди на Руси»;

˗книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, сказками и легендами;

˗различная познавательная и художественная литература;

˗конвенция о правах ребенка (в картинках);

˗иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

˗генеалогические древа детей. Герб семьи;

˗ аудиозапись сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации;

˗предметы декоративно-прикладного искусства и быта;

˗развивающие игры. Картотека народных подвижных игр;

˗макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);

˗красная книга России, гербарий;

- Наша планета земля – глобус, детская карта мира;

-календарь природы и инвентарь для ухода за растениями.

Уважаемые коллеги, все раунды игры закончились, подведем итоги ,подсчитываем жетоны.

Рефлексия «Всё в наших руках»

Ведущий. У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры для детей старшего дошкольного возраста "Выборы Президента леса".

Сценарий деловой игры для детей старшего дошкольного возраста. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина. Данный сценарий актуален, так как каждый человек должен знать св...

Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

Цель:  расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работ...

Проект по нравственно-патриотическому старшего дошкольного возраста: С чего начинается Родина.

           В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением ...

План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...

План самообразования на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовительная группа

Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками 2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для...

Сценарий деловой игры для детей старшего дошкольного возраста «Выборы президента леса».

Сформировать начальные и элементарные представления о предвыборной кампании и проведении выборов; способствовать формированию активной жизненной позиции....