Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств»
материал

 

         Проблема духовного здоровья общества действительно остра и находит отражение в  послании  президента  В. В. Путина России к Законодательному собранию: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-этической сферы - свидетельствуют о духовном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

        Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становиться наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.

         Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное  значение для развития детских взаимоотношений. Традиционно в качестве содержания работы по нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает нравственное становление растущего человека. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

     Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой  ценностей, усвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.    

Духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности помогает ребенку приобрести тот самый необходимый опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Основой педагогической технологии является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей  к игре-драматизации, как одной  из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.

    Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей.

Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. 

Сказки помогают показать:

  • как дружба побеждает зло («Зимовье»);
  • как добро побеждает зло («Волк и семеро козлят»);
  • что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

               Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

             Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки

Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

             Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Наша жизнь с ее бешеным ритмом, стрессами и нехваткой времени вытесняет те  традиции,  когда в долгие  зимние  вечера  сказка была желанной гостьей в каждом доме.  Сейчас редко дети засыпают под завораживающие  истории  с  немудрящим  зачином: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были... Именно в такие минуты, когда ребенка ничто не отвлекает, он полностью погружается в сказку, живет и действует вместе с героями. Сказка воздействует не только на сознание маленького человека, но и на его   подсознание.   Воспитательное   воздействие   сказки   незаметно, ненавязчиво и действенно.  Все сказки, как правило, заканчиваются победой  добра и справедливости,  но до наступления этой счастливой развязки дети успевают поволноваться,   разделить чье-то горе, посочувствовать обиженному, воспылать гневом к обидчику. Доброе, открытое детское сердечко способно сопереживать, даже если сказка знакома и концовка известна.

             С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения  и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью  вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Например этюд на выражение эмоции радости и удовольствия «Вкусные конфеты» (Чистяковой М.И.) - у девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка. С одной стороны дети, которые участвующие  в этюде испытывают положительные эмоции, с другой примеряют на себя  определенную модель поведения «делай другим добро и в ответ получишь благодарность».                                                 

   В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле. Например, этюд-импровизация «Удивительная история»:  детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Карточки отдаются педагогу как только ребенок озвучит название персонажа. Вот пример импровизации. «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало  холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому, что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь  кошке не придется мерзнуть на улице».

                 Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

             Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области; помогают ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, постичь его глубокую человечность, доброту, приобщиться к вечному и прекрасному. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

            Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Xристианович  Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_2022g.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                               ДОКЛАД

                                                   2022г.

«Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности, формирование  культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств»

         

Подготовила доклад:                        

                                                                               Музыкальный руководитель Глазырина А.А.

         Проблема духовного здоровья общества действительно остра и находит отражение в  послании  президента  В. В. Путина России к Законодательному собранию: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-этической сферы - свидетельствуют о духовном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

        Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становиться наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.

         Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное  значение для развития детских взаимоотношений. Традиционно в качестве содержания работы по нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает нравственное становление растущего человека. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

     Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой  ценностей, усвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.    

Духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности помогает ребенку приобрести тот самый необходимый опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Основой педагогической технологии является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей  к игре-драматизации, как одной  из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.

    Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей.

Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. 

Сказки помогают показать:

  • как дружба побеждает зло («Зимовье»);
  • как добро побеждает зло («Волк и семеро козлят»);
  • что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

               Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

             Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки

Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

             Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Наша жизнь с ее бешеным ритмом, стрессами и нехваткой времени вытесняет те  традиции,  когда в долгие  зимние  вечера  сказка была желанной гостьей в каждом доме.  Сейчас редко дети засыпают под завораживающие  истории  с  немудрящим  зачином: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были... Именно в такие минуты, когда ребенка ничто не отвлекает, он полностью погружается в сказку, живет и действует вместе с героями. Сказка воздействует не только на сознание маленького человека, но и на его   подсознание.   Воспитательное   воздействие   сказки   незаметно, ненавязчиво и действенно.  Все сказки, как правило, заканчиваются победой  добра и справедливости,  но до наступления этой счастливой развязки дети успевают поволноваться,   разделить чье-то горе, посочувствовать обиженному, воспылать гневом к обидчику. Доброе, открытое детское сердечко способно сопереживать, даже если сказка знакома и концовка известна.

             С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения  и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью  вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Например этюд на выражение эмоции радости и удовольствия «Вкусные конфеты» (Чистяковой М.И.) - у девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка. С одной стороны дети, которые участвующие  в этюде испытывают положительные эмоции, с другой примеряют на себя  определенную модель поведения «делай другим добро и в ответ получишь благодарность».                                                 

   В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле. Например, этюд-импровизация «Удивительная история»:  детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Карточки отдаются педагогу как только ребенок озвучит название персонажа. Вот пример импровизации. «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало  холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому, что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь  кошке не придется мерзнуть на улице».

                 Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

             Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области; помогают ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, постичь его глубокую человечность, доброту, приобщиться к вечному и прекрасному. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

            Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Xристианович  Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»

Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности  дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Опыт работы нашего детского сада по театрализованной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности...

Программа «Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

1. Анализ ситуацииДанный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса ...

Презентация "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Презентация подготовлена к педсовету " Духовно - нравственное воспитание дощкольников средствами театральзованной деятельности"...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельностиВ повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...