Конспект открытого мероприятия "Международный день толерантности".
план-конспект занятия

Шибаева Наталья Сергеевна

Конспект открытого мероприятия "Международный день толерантности" по внеклассной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

                        Конспект

https://gazeta-bam.ru/media/project_smi3_721/4f/a2/e4/f2/11/30/tolerantnost.png

                                                       Подготовила – Шибаева Н.С.

Форма: беседа-практикум

Цель -  познакомить и расширить знания обучающихся о понятии толерантность.

Задачи: - развести понятия «терпение» и «терпимость», охарактеризовать толерантную интолерантную личность;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

      -способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств, -способствовать воспитанию взаимоуважения, формировать навыки, необходимые в конфликтной  ситуации обучающихся.

Оборудование: ромашка, презентация, на лепестках которой написаны определения толерантности на разных языках мира, листы бумаги, слова- помощники, ручки.

                                        Ход мероприятия:

I Вступительная часть.

Ученик 1 и ученик 2 читают по строчке из стихотворения

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья

В слове «мы» - сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах! (Роберт Рождественский)

Педагог: О сем это стихотворение? О том, что нас очень много, все мы разные, но всех нас объединяет наша общая планета, страна, город и т.д. Мы все одна большая семья.

Педагог: А что было бы, если бы все были одинаковы , похожи внешне, похожи темпераментом и характером? Было бы скучно и грустно.

Педагог: но к сожалению иногда люди не понимают и не принимают друг друга, возникают личные неприязни, конфликты, буллинг.

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Наверняка, многие из вас уже встречались с этим понятием, но сегодня мы  более подробно поговорим об этом.

Упражнение «Приветствие»

Ребята, вы, конечно, знаете о том, что в каждой стране существуют разные языки, но креме этого существуют разные формы приветствия. Так, например, в нашей стране так принято, что мужчины при встрече пожимают друг другу руку.

Сейчас я предлагаю вам побыть в роли разных представителей национальностей и соблюдая их обычаи поприветствовать друг друга.

Например, Вы представитель африканского племени Масаи. Поприветствуйте друг друга прыжками. Чем выше Вы прыгните, тем большее уважение окажете.

Вы – японец. Поприветствуйте друга поклоном.

Вы – самоанец. Самоанцы при встрече обнюхивают друг друга.

Вы - житель Тибета. Там при встрече показывают друг другу язык.

Вы представитель Индии. Соедините ладони на уровне груди и поприветствуйте друга.

Вы араб. Прижмите правую руку к сердцу в знак уважения.

Филиппинцы при встрече берут правую руку знакомого и дотрагиваются до нее лбом.

Вы китаец. Китайцы при встрече кивают друг другу головой.

Вы представитель африканского племени зулус. зулусы). Поприветствуйте друг другу фразой: «я тебя вижу».

Вы француз. Французы обожают отправлять от одного до пяти воздушных поцелуев при встрече.

Вы эскимос. Эскимосы при встрече слегка ударяют знакомого по голове и плечам.

Вы житель Конго. Там протягивают навстречу друзьям руки и дуют на них.

Таджик жмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.

Вы - абориген Новой Зеландии. Похлопайте ладонями по бедрам и со всей силы потопайте ногами.

II Основная часть.

Смысл, который несет в себе понятие «толерантность», очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высоко духовного и интеллектуального развития личности, группы, человечества в целом.

Педагог: Что же такое толерантность? (ответы обучающихся). Термин  «толерантность»  произошёл  от  латинского  «tolerantia»  и  переводится  как  «терпение».. В  справочной  литературе  под  толерантностью  понимается  терпимость  к  чужим  мнениям,  верованию,  поведению. (слайд 1)

Педагог: Но все же  это понятие в различных языках имеет различные смысловые оттенки, а вот какие именно мы узнаем благодаря лепесткам «ромашки толерантности». (Обучающие поочередно отрывают лепестки и зачитывают)

-Так, в английском языке толерантность- это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

-В немецком языке- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- Во французском языке- это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

- В китайском- умение позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.

- В арабском - это прощение,  мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

-В персидском - терпение ,терпимость,  выносливость, готовность к примирению.      

Педагог: 16 ноября 1995 года ООН приняла Декларацию принципов терпимости (Утверждено резолюцией 5.61 Генеральной Конференцией Юнеско). Однако о существовании определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности, известно с глубокой древности. Ценности любых народов, как утверждают этнопедагоги, этноносоциологи и этнопсихологии, примерно одинаковые. Например, гостеприимство и почитание старших присуще не только кавказским народам, но и многим другим. Интересно проследить отношения, правила поведения разных народов в пословицах и поговорках: Обсуждение значения пословиц

1. « В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская ).

2. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская).

3. « Когда находишься в Риме поступай как римлянин» (английская).

4. « В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» ( итальянская).

5. « В какой народ придешь, таку шапку и снимешь» ( русская).(слайд 2)

Не смотря на краткость пословиц и поговорок, в них четко прослеживается довольно полные рекомендации к поведению с «чужими». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.      

Педагог: Чем отличаются понятия   «терпение» и «терпимость? Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль,  насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость - это   свойство открытости и свободного мышления.  (слайд 3)

       Поскольку  проявления  толерантности  не  так  сильно  бросаются  в  глаза,  рассмотрим  поведение,  противоположное  толерантному – интолерантное.

    Интолерантность  проистекает  из  убеждённости  человека  или  социо-культурной  группы  в  том,  что  их  система  верований  или  образ  жизни  является  высшими  по  отношению  к  системе  верований,  образу  жизни  других  людей.     Это  происходит  в  силу  невоспитанности  людей  или  из-за их  пренебрежительного  отношения  к  другим. В  основании  этих  явлений  лежит  отрицание  безусловной  ценности  человеческой  личности. Нетерпимость  представляет  собой  симптом,  указывающий  на  наличие  опасной  для  жизни  общества  болезни – насилия.

        Педагог: Разделимся на 2 группы. Одна группа из слов-помощников, будет подбирать характерные черты для толерантной личности, а другая группа - для интолерантной личности.

Толерантная личность:

- уважение мнения других,

-доброжелательность,

- желание что-либо делать вместе,

-понимание  и принятие чужого мнения,

- чуткость,

- любознательность

-снисходительность,

-быть справедливым,

- уметь учитывать интересы других (слайд 4)

Интолерантная личность:

-  непонимание,

- игнорирование,

- эгоизм,

-буллинг,

- нетерпимость,

-выражение пренебрежения,

- раздражительность,

-цинизм,

-немотивированная агрессивность(слайд 5)

Педагог: Многие могут подумать, что если человек толерантен, то он будет со всеми соглашаться, терпеть несправедливость, обиды, но эго вовсе не правильная точка зрения. Проявление  толерантности, не  означает  терпимого  отношения  к  социальной  несправедливости,  отказа  от  своих  убеждение или  уступки  чужим  убеждениям. Это означает, что  каждый  вправе придерживаться  своих  убеждений  и  признаёт  такое  же  право  за другими. Это  означает  признание  того,  что  люди  по  своей  природе  различаются  по  внешнему  виду,  положению,  речи, поведению  и  ценностям  и  обладают  правом  жить  в  мире  и  сохранять  свою  индивидуальность.

Педагог: Конечно толерантности надо учиться, и учиться принимать и понимать людей не только другой веры, национальности, а каждый день, в самых простых житейских ситуациях.

Рассмотрим ситуацию. (Два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации дежурства на территории  общежития)

Упражнение «Правила толерантности»

Ребята, сейчас вам нужно будет разгадать ребусы, в которых засекречены правила толерантности.

https://urok.1sept.ru/articles/683113/img1.jpg

https://urok.1sept.ru/articles/683113/img2.jpg

https://urok.1sept.ru/articles/683113/img3.jpg

Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили интолерантные личности

Несогласие – недовольство – противодействие – агрессия -  разрыв отношений.

Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили толерантные личности:

Несогласие – умение слушать – компромисс – понимание – согласие – юмор.

Упражнение «Волшебный стул».

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.

Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

- Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?

- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?

- Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире? 
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.(слайд)

- А  можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.   
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть памятки «Как стать толерантным человеком». Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Подведение итогов

Педагог.

- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)

- Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Будьте толерантны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "День матери" в подготовительной группе.

ознакомление детей с новым общественным праздником "День матери"....

Конспект открытого занятия «День Защитника Отечества»

Конспект открытого занятия (Ребенок и окружающий мир) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «День Защитника Отечества» для детей  среднего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия «День космонавтики» в группе «Одуванчики» Возраст детей: 4-5 лет, 1 год обучения

Конспект комплексного открытого занятия, посвященный Дню Космонавтики. В ходе занятия родители могут увидеть, чему научились их дети....

Конспект открытого занятия "День рождения Ослика"

Итоговое досуговое занятие в саршей логопедической группе...

Конспект открытого занятия "День Победы"

В этом материале представлено подробное открытое занятие, посвященное Дню победы в старшей группе...

Конспект психологического занятия «День Толерантности»

Цели и задачи: Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению однокласснико...

Конспект открытого мероприятия "День открытых дверей в детском саду".

День открытых дверей в детском саду для детей и родителей с мастер-классом....