Дидактическая игра "Тайны сенсорного ящика"
методическая разработка

Леонтьева Дарья Олеговна

Игра для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Тайны сенсорного ящика»

в подготовительной логопедической группе

ответственный: педагог – психолог Леонтьева Д.О.

Форма организации детей: малая группа (2 человека)

Оборудование: сенсорный ящик с выдвигающейся крышкой и с отверстиями, в которых закреплены матерчатые «рукава» на резинке. Шары, выполненные из разных материалов (деревянные, пластмассовые, текстильные и пр.) по 6 каждого вида; лотки  с картинками-обозначениями признаков предметов (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, звучит - не звучит, горячий - холодный), плакат «Небо», картинки для наклеивания «Воздушные шары», музыкальное сопровождение.

Игровое правило: доставать из ящика предметы, соответствующие описанию.

Игровое действие: обследование предметов (поглаживание, постукивание, сжимание, прокатывание, прикладывание к щеке и др.).

Цель: развитие тактильных ощущений, осязательного восприятия, навыков коммуникации и игрового взаимодействия.

Задачи:

1. Формировать осязательные представления о материале, фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий).

2. Улучшать координацию и точность движений пальцев рук при исключении зрительного контроля.

3. Совершенствовать память и мыслительную операцию – сравнение.

4. Расширять словарный запас детей за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов, способов действий.

5. Развивать связную речь.

6. Стимулировать желание сотрудничать, воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре.

Ход игры:

Приветствие «Наша добрая улыбка»:

Дети проговаривают слова вместе с педагогом-психологом и показывают движения:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Зазыв на игру:

Педагог-психолог:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра.

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

        Дети садятся за стол. Перед ними стоит накрытый платком лоток с шарами.

Педагог-психолог:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко

За морями, за горами

Жили-были братцы.

И были они все друг на друга похожи (спросить: чем? Что между ними общего? Какую форму они имеют?)…все шары округлые.

- Правильно, они все округлые. Это шары.

Но у каждого братца-шара был свой характер, непохожий на других. Познакомимся с ними?

Первый шар (предлагаю детям взять 1-й шар и обследовать его) был на ощупь какой?…(ответы детей) мягкий (как вата, подушка), теплый, ворсистый, молчаливый (если им постучать - не издавал никаких звуков), сделан из текстиля (текстильный).

Второй шар был… твердый, колючий, холодный, умел стучать, сделан из резины (резиновый), тяжелый. Что бывает таким же колючим? Сравнение: колючий как еж, морской еж, колючка, игольница и др.

Третий шар – твердый, шероховатый, теплый, был сделан из войлока (войлочный: как валенок), тяжелый.

Четвертый – мягкий, гладкий(как стекло, лед, яблоко и др.), холодный ( как лед, снег), сделан из резины (значит резиновый).

Пятый – мягкий, ворсистый, шуршаший (шуршал как песок, снег), теплый, легкий.

Шестой – твердый, гладкий, холодный, тяжелый, издавал стук.

Братцы, хоть и были разные, но были дружные. Как вы думаете, чем больше всего они любили заниматься?...играть. Особенно играть в прятки. Вот и на этот раз спрятались братцы в домике и тихо сидят, ждут, когда их найдут. Поищем братцев?(дети подходят к ящику). Это волшебный домик для шаров. В него можно войти и выйти из него только через специальный тоннель.

1.«Найди такой же»

Я покажу вам шарик, вы его ощупаете, а потом из домика достанете такой же шарик.

- Какой этот шарик на ощупь? (твердый, гладкий, тяжелый, стучит и пр.).

- Из чего он сделан?... Из дерева. Значит, какой шарик? Он деревянный. Найдите в домике такой же. Какой шарик вы нашли? Да, правильно (дети описывают). Молодцы!» (игра проводится 2 раза).

2. «Найди по описанию»

«Я загадаю какой-то шарик, расскажу о нем, а потом из домика вы достанете такой же шарик. У меня резиновый шарик. Он округлый, мягкий, гладкий и холодный (все остальные шары накрыть салфеткой). Найдите резиновый шарик в ящике. Правильно.  Какой этот шарик на ощупь?...округлый, мягкий, гладкий и холодный. Из чего он сделан? …Из резины. Значит, какой шарик?...Резиновый (игра проводится 2 раза).

Усложнение задания осуществляется за счет исключения зрительного анализатора при предъявлении образца: взрослый описывает шар, но не показывает ребенку.

3. «Запомни и найди».

На столе перед детьми лежат шары: по одному каждого вида (1 деревянный, 1 мягкий, 1 колючий, 1 резиновый и т.д.). Педагог просит детей запомнить все шары, закрыть глаза (или отвернуться), в это время убирается один из шаров, который дети еще не искали в ящике (колючий). По просьбе педагога дети открывают глаза и называют пропавший шар. Описывают его свойства (шар твердый, его невозможно сжать, он колючий, им можно постучать; сделан из резины, значит шар резиновый) и ищут такой же в ящике.

Педагог-психолог: Ребята, как здорово вы поиграли с шарами в прятки! Вам понравилось? А как вы думаете, как еще можно поиграть с шарами? (ответы детей).

Я вам предлагаю разделить их на разные группы. Попробуем?

4. «Сортировка»

Вопрос: на какие группы можно разделить все шары? (расставить лотки с условными обозначениями).

Варианты:

1 группа (по твердости): твердые и мягкие (картинки с условным обозначением: камень-подушка)

2 группа (по фактуре): гладкие и шероховатые /колючие(картинки с условным обозначением: яблоко-кокос/киви)

3 группа (по весу): тяжелые и легкие(картинки с условным обозначением: гиря-перышко/воздушный шар)

4 группа: (по звучанию): стучит –не стучит (картинки с условным обозначением: нота-нота зачеркнутая).

5 группа: (по температуре): теплые – холодные.

Вывод: шары похожи своей формой (они круглые), но отличаются на ощупь по твердости, гладкости, весу, издаваемым звукам, температуре).

Перспектива на будущее:

В какие игры еще можно поиграть с этими же шарами?

- метание в цель (в мишень, в корзину, в обруч);

- самомассаж рук с колючими шарами.

Рефлексия: приклейте на плакат с небом зеленый шар, если игра с шарами вам понравилась, было интересно, весело  и легко; если было скучно, неинтересно и трудно – приклейте красный шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по созданию сенсорных ящиков

Сенсорный ящик предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия. При проведении игр развивается восприятие, внимание, память, развивается навык соотнесения информации, полученн...

Дидактическое игровое пособие «Ящик ощущений».

Актуальность:В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Среди различных детских игр особое место занимают игры которые, в своём содержании, несут познавательно-исследовательско...

Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»

Одна из наиболее сложных проблем при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, - формирование монологической речи на основе обучения рассказыванию. Ребёнок, у которого речевое развитие соотве...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"...

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"

Дидактическое пособие "Сенсорный ящик"...