Дополнительная программа " Графомоторика"
методическая разработка (подготовительная группа)

Рохманийко Дарья Павловна
В программе представлен опыт работы педагога с детьми по развитию графомоторных навыков и подготовке детей к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotorika_08.02_rohmaniyko.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Серовский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению развития детей № 11 «Золотой ключик»

РАССМОТРЕНА, ПРИНЯТА                                                              УТВЕРЖДЕНА:                                                      

на заседании  педагогического совета №1                        Заведующей МАДОУ №11                              

МАДОУ № 11 «Золотой ключик»                                      ________ Е.С.Седусова

Протокол №1 от  «___»__  2021 г..                            Приказ №__   от «__»___2021 г.

Рабочая программа

дополнительного образования по реализации программы по подготовке руки к письму

«Графомоторика»

на 2021-2022 учебный год

Разработчик:

Воспитатель: Рохманийко Дарья Павловна

г. Серов 2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка........................................................................3

1.2. Цель и задачи программы.......................................................................4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы...........................7

1.4. Формы и режим занятий.........................................................................8

1.5. Особенности мелкой моторики  детей

старшего дошкольного возраста...................................................................9

1.6. Планируемые результаты......................................................................11

1.7. Мониторинг............................................................................................12

1.8. Календарно-тематический план...........................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................17

Список литературы......................................................................................18

  1. Пояснительная записка

Развитие двигательной  активности произвольных движений является   одной из важных составных  готовности  к  школьному  обучению.  Существующие  программы  дошкольного обучения не могут обеспечить достаточный уровень графической  подготовки ребенка к школе. Техника  письма  требует  слаженной  работы  мелких  мышц  кистей  всей  руки,  а  также хорошо  развитого  восприятия,    произвольного  внимания.  Поэтому    в  дошкольном  возрасте  важно развивать  механизмы,  необходимые    для  овладения  письмом,  формирование  и совершенствование    тонкой  моторики  кисти  руки,  пальцев  рук,  выработки  у  детей графомоторных навыков. Графомоторные  навыки,  являются  существенным  критерием  для определения  готовности  ребёнка  к  школе.  Их сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом, способствует интеллектуальному развитию ребенка, подготовить к овладению навыком письма.

Актуальность.

Трудности  в  овладении  письмом  требуют  пристального  внимания  к  организации подготовительной работы с детьми с целью формирования двигательных предпосылок письма.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, особенно тем воспитанникам, у которых страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т.д..

Программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения. 

1.2. Цель и задачи программы:

Цель: формирование графомоторных навыков,  двигательных предпосылок письма.

Задачи:

- формировать умение  ориентироваться  на  листе  бумаги,    произвольных

координационных  движений  пальцев,  гибкости  рук.  

- формировать практические умения  и  навыки  с использованием пальчиковых и дидактических игр, упражнений на нелинованном и линованном листах бумаги.

- развивать навыки  владения  линейной  графикой,  речи,  способность  к  образному мышлению  и  воображению,  произвольного  внимания,  зрительного  и  слухового  восприятия,  памяти, пространственной ориентировке.

- воспитывать умение получать положительные эмоции от общения с детьми и взрослым,  навыки  самооценки,  желание  добиваться  положительного  результата,  самостоятельность, наблюдательность, активность, волевые качества.

Особенности программы

Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком. Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физкультминуток.

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?».

Многие дети не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

Также использую шарик Су – Джок.

После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы имеют более низкие показатели развития мелкой моторики рук. Это факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук. 

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принцип нормативности.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.

Принцип соответствия.

 Содержание дополнительной программы соответствует возрастным особенностям ребенка.

Принцип доступности. 

Обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

Принцип доступности и безопасности среды заключается в том, что все материалы безопасны, доступны детям.

1.4. Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (5 - 6 детей) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:

  • беседа;
  • экскурсия;
  • дидактическая игра;
  • ролевая игра;
  • физические упражнения;
  • коллективное творчество;
  • индивидуальная корректировка действий.

1.5. Особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Мелкая моторика является основным составляющим компонентом осязания, а развитие пальцев рук дает начало умственному развитию ребенка, его психического и физического состояния на протяжении всего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, т.к. механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются ранее приобретённые навыки, появляются новые интересы. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. В этом возрасте руку ребенка готовят к школе.

Если развитием ребенка занимались с рождения, то на этом этапе совершенствуется «ручная умелость» ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте руку ребенка готовят к школе.

Мелкая моторика детей к этому времени имеет базу накопленных ранее навыков и содержит свои особенности развития:

‒лёгкость руки, развитость мелкой  мускулатуры пальцев, сенсорно-двигательную связь и координацию, которые позволяют выполнять произвольные движения более точные по скорости, силе, размаху и направленности;

‒развитость пространственной двигательной координации и ориентации на ограниченной плоскости: клеточке, строке, линейке;

‒сформированность зрительно-двигательных образов и представлений;

‒развитость аналитического восприятия и способности к воспроизведению письменных знаков или предметных изображений.

Таким образом, для успешного развития мелкой моторики необходимо дозревание центров на уровне нервной системы и головного мозга, а также раннее развитие и накопление двигательного опыта ребенка. Механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

1.6. Планируемые результаты.

По итогам реализации программы дополнительного образования «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» запланированы следующие результаты:

- в ходе выполнения предметно-практических действий у детей развита мелкая моторика рук;

- сформирована координация движений руки и глаза;

- развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления;

-сформированы элементарные графические умения и навыки;

-отмечены положительные изменения в сенсомоторной и пространственной координации;

-сформирована координация обеих рук;

-развит интерес к изобразительно-графической деятельности;

-отмечены улучшения в речевом развитии, восприятии информации, запоминании за счет синхронизации работы правого и левого полушария.

1.7. Мониторинг

С целью мониторинга освоения программы, в группе проводится диагностика уровня развития графомоторных навыков на начало и конец учебного года. В основу диагностического обследования положены исследования Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова. Задания адаптированы с учетом возраста детей и включают в себя следующие направления: выявление кинетического кистевого и пальцевого праксиса, определение графического навыка, определение развития уровня координации рук и глаз, степень сохранности премоторной зоны.

1.8. Календарно-тематический план

Содержание

1

1.Зарисовка по точкам и готовому контуру.

2.Штриховка прямыми линиями (вертикальными и горизонтальными) геометрических фигур

2

1.Зарисовка по точкам и готовому контуру.

2.Штриховка прямыми линиями (вертикальными и горизонтальными) геометрических фигур

3

1.Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.

2.Штриховка предметных изображений.

4

1.Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.

2.Штриховка предметных изображений.

5

1.Зарисовка наклонных линий.

2.Обводка и штриховка фигур косыми линиями.

3.Зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий

6

1.Зарисовка наклонных линий.

2.Обводка и штриховка фигур косыми линиями.

3.Зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий

7

1.Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

2.Зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий

8

1.Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

2.Зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий

9

1.Штриховка предметных изображений вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями.

2.Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

3.Копирование простых изображений по клеткам.

10

1.Штриховка предметных изображений вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями.

2.Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

3.Копирование простых изображений по клеткам.

11

1.Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

2.Копирование простых изображений по клеткам.

3.Выполнение простейших зрительных диктантов.

12

1.Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

2.Копирование простых изображений по клеткам.

3.Выполнение простейших зрительных диктантов.

13

1.Рисование прямых зигзагообразных линий.

2.Штриховка предметных изображений зигзагообразными линиями.

14

1.Рисование зигзагообразных линий.

2.Штриховка предметных изображений зигзагообразными линиями.

15

1.Рисование дуг.

2.Штриховка предметных изображений дугами различных видов.

16

1.Рисование дуг.

2.Штриховка предметных изображений дугами различных видов.

17

1.Рисование круга.

2.Штриховка предметных изображений кругами

18

1.Рисование круга.

2.Штриховка предметных изображений кругами

19

1.Петелька. Соединение двух точек прямой линией.

2.Выполнение «плотной» штриховки

20

1.Петелька. Соединение двух точек прямой линией.

2.Выполнение «плотной» штриховки

21

1.Линия с петлями без отрыва карандаша.

2.Штриховка зигзагами

22

1.Линия с петлями без отрыва карандаша.

2.Штриховка зигзагами

23

1.Волнистая линия.

2.Выполнение «плотной» штриховки с наклонными линиями

24

1.Волнистая линия.

2.Выполнение «плотной» штриховки с наклонными линиями

25

1.Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги.

2.Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка.

26

1.Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги.

2.Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка.

27

1.Проведение безотрывных спиралевидных линий.

2.Зарисовка по образцу фигур, состоящих из спиралевидных линий.

28

1.Проведение безотрывных спиралевидных линий

2.Зарисовка по образцу фигур, состоящих из спиралевидных линий.

29

Дорисовывание части изображения.

31

Дорисовывание части изображения.

32

Копирование графических изображений по клеткам в пределах строки.

33

Копирование графических изображений по клеткам в пределах строки.

34

Копирование графических изображений с соблюдением интервалов

35

Копирование графических изображений с соблюдением интервалов

36

Проведение разнообразных линий на нелинованном листе.

37

Проведение разнообразных линий на нелинованном листе.

Условия реализации программы

Форма занятий: подгрупповая.

Материально-техническое оснащение:

        специальные канцелярские принадлежности и (для мелкой моторики пальцев),

        шаблоны

        меловая доска (для демонстрации написания, начертания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание важность  речевого развития детей, можно сделать  вывод о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников.

Старшая группа.

1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.

2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной  исходной формы.

3. Развиты плавность и согласованность движений рук.

В перспективе продолжения работы над графомоторными навыками в подготовительной группе ожидается следующий результат.

Подготовительная группа.

1.  Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)

2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)

3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.

4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

5. Совершенствование навыков учебной деятельности.

В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР.

У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка.

Список литературы

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2007».
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  3. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000
  6. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет - М.: Ювента, 2009;
  7. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  8. Подрезова И. А. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  9. Подрезова И. А. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  10. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

Программа дополнительное образование "Графомоторика"

Графомоторика как важная часть развития и подготовки детей к школе....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...