Игра - как средство повышения речевой активности у младших дошкольников
статья (младшая группа)

Молодова Любовь Викторовна

Развитие речи-одно из важнейших направлений работ,.обеспечивает свевременное психическое своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Молодова Любовь Викторовна.

Игра - как средство повышения речевой активности у младших дошкольников

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. В начале развивается звуковая сторона речи (правильное звукопроизношение, овладение звуковой выразительности речи). На втором году он понимает обращенную к нему речь. Интенсивно растет словарный состав речи (освоение слов и их умственных употреблений). К 3 годам развивается монологическая и диалогическая речь. Многие дети к этому возрасту могут свободно объясняться с окружающими. В период младшего дошкольного детства в мышление детей происходит значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые интересы, знания и умения, а значит и совершенствуется речь. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игровой, бытовой, учебной. Большое значение в речевом развитии детей придается в игре. Ведь игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Игра доставляет ребенку радость и сопровождается положительными эмоциями.  Он удивляется, восхищается, познает. И творческая деятельность ребенка прежде всего проявляется в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связанно с развитием речи. Для речевого развития используют все виды игровой деятельности.

          Раздел «Игра» - включает 3 направления: обучение сюжетно-ролевым играм, подвижным и дидактическим. Сюжетно-ролевая игра, одна из основных видов игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Содержание и структура сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям. Например, игровые ситуации («Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду», «Искупаем куклу», «Мишка заболел»), в которых показываются и называются реальные действия на реальных предметах. Вначале ребенок выполняет поручение взрослого.         Дети словом обозначают свои действия, этим самым осмысливают их, словом они пользуются, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. При разыгрывании различных игровых жизненных ситуациях у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активируется в игре, c другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.  

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у младших дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует 3 вида дидактических игр:

  1. Игры с предметами или игрушками (направленная на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развивает творческое воображение, мышление) Д-И «Олины помощники» «Что за предмет?» «Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек» «Помоги Мишутке найти свою тарелку».
  2. Словесные игры (они построены на словах и действиях играющих). Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связанной диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря. Д-И: «Эхо», «Паровоз», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Кукушка и дудочка», «Будь внимателен», «Позови свою маму» и т. д.
  3. Настольно-печатные игры (используются, как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания). Д-И: «Подбор картинок по парам» (учит детей сравнивать предметы, находить одинаковые); «Разрезные картинки и кубики», «Матрешки», «Пирамидки» (развивает умения из отдельных 2-4 частей составлять целый предмет); «Найди такой же предмет» (учит детей соотносить предметы, изображенные на картине, с отдельными предметами.)

Дидактические игры делятся на группы:

1)Игры-путешествия (призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, например, «Путешествие в страну сказок», «Мы едем в далекие края»).

2)Игры-поручения (в основах их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения, например, «Собрать вместе все предметы одного цвета», «Разложить предметы по величине»).

3)Игры-предложения (что будет, если…. Что можно делать с…что будет, если… создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия).

4)Игры-загадки (разгадывание загадок развивает способность рассуждать, делать выводы).

5)Игры-беседы (в основе их лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное высказывать суждение, например, «Назови слова», -что можно купить? Что можно варить? Что можно читать? Что может летать, плавать? Чем можно играть, рисовать?).

Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры-универсальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желание работать с детьми весело и интересно!

Библиографический список:

1) Аникеева Н. П. «Воспитание игрой» Новосибирск; 1994; 150 с.

2) Кудашов Г. Н. «Игровое конструирование». Тюмень, Вектор Бук, 2008, 180 с.

3) И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». Издательство: Карапуз, 2010 г., 144 стр.

4) Романович О. А., Селищева Т. В., Стефанова Н. В. «Дидактические игры для дошкольников». Издательство: Учитель, 2012 г., 23 с.

5) Ушинский К. Р. «Воспитание человека». Избранное М: Карапуз, 2000 г., 256 с.



Предварительный просмотр:

                       Молодова Любовь Викторовна.

Игра - как средство повышения речевой активности у младших дошкольников

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. В начале развивается звуковая сторона речи (правильное звукопроизношение, овладение звуковой выразительности речи). На втором году он понимает обращенную к нему речь. Интенсивно растет словарный состав речи (освоение слов и их умственных употреблений). К 3 годам развивается монологическая и диалогическая речь. Многие дети к этому возрасту могут свободно объясняться с окружающими. В период младшего дошкольного детства в мышление детей происходит значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые интересы, знания и умения, а значит и совершенствуется речь. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игровой, бытовой, учебной. Большое значение в речевом развитии детей придается в игре. Ведь игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Игра доставляет ребенку радость и сопровождается положительными эмоциями.  Он удивляется, восхищается, познает. И творческая деятельность ребенка прежде всего проявляется в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связанно с развитием речи. Для речевого развития используют все виды игровой деятельности.

          Раздел «Игра» - включает 3 направления: обучение сюжетно-ролевым играм, подвижным и дидактическим. Сюжетно-ролевая игра, одна из основных видов игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Содержание и структура сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям. Например, игровые ситуации («Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду», «Искупаем куклу», «Мишка заболел»), в которых показываются и называются реальные действия на реальных предметах. Вначале ребенок выполняет поручение взрослого.         Дети словом обозначают свои действия, этим самым осмысливают их, словом они пользуются, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. При разыгрывании различных игровых жизненных ситуациях у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активируется в игре, c другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.  

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у младших дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует 3 вида дидактических игр:

  1. Игры с предметами или игрушками (направленная на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развивает творческое воображение, мышление) Д-И «Олины помощники» «Что за предмет?» «Разноцветный сундучок» «Чудесный мешочек» «Помоги Мишутке найти свою тарелку».
  2. Словесные игры (они построены на словах и действиях играющих). Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связанной диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря. Д-И: «Эхо», «Паровоз», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Кукушка и дудочка», «Будь внимателен», «Позови свою маму» и т. д.
  3. Настольно-печатные игры (используются, как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания). Д-И: «Подбор картинок по парам» (учит детей сравнивать предметы, находить одинаковые); «Разрезные картинки и кубики», «Матрешки», «Пирамидки» (развивает умения из отдельных 2-4 частей составлять целый предмет); «Найди такой же предмет» (учит детей соотносить предметы, изображенные на картине, с отдельными предметами.)

Дидактические игры делятся на группы:

1)Игры-путешествия (призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, например, «Путешествие в страну сказок», «Мы едем в далекие края»).

2)Игры-поручения (в основах их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения, например, «Собрать вместе все предметы одного цвета», «Разложить предметы по величине»).

3)Игры-предложения (что будет, если…. Что можно делать с…что будет, если… создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия).

4)Игры-загадки (разгадывание загадок развивает способность рассуждать, делать выводы).

5)Игры-беседы (в основе их лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное высказывать суждение, например, «Назови слова», -что можно купить? Что можно варить? Что можно читать? Что может летать, плавать? Чем можно играть, рисовать?).

Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры-универсальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желание работать с детьми весело и интересно!

Библиографический список:

1) Аникеева Н. П. «Воспитание игрой» Новосибирск; 1994; 150 с.

2) Кудашов Г. Н. «Игровое конструирование». Тюмень, Вектор Бук, 2008, 180 с.

3) И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». Издательство: Карапуз, 2010 г., 144 стр.

4) Романович О. А., Селищева Т. В., Стефанова Н. В. «Дидактические игры для дошкольников». Издательство: Учитель, 2012 г., 23 с.

5) Ушинский К. Р. «Воспитание человека». Избранное М: Карапуз, 2000 г., 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

педсовет  "В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра."...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

В презентации "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста" я хочу кратко познакомить коллег со своим опытом работы. В ней изложены актуальность,...

«Игра как средство повышения речевой активности дошкольников»

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повыш...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста (Творческий отчет)

В течении многих лет я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Особое внимание уделяю детям младшего дошкольного возраста так, как именно этот возраст наиболее б...

выпускная аттестационная работа НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная работа представляет собой педагогическую разработку для  повышения речевой активности детей....

"Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

quot;Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...