Педагогический опыт на тему: "Проектная деятельность в ДОУ" на примере детского проекта "Зачем нужна вода?"
презентация

Алёна Геннадьевна Мерзлякова

Педагогический опыт на тему: "Проектная деятельность в ДОУ" на примере детского проекта "Зачем нужна вода?", методические рекомендации по планированию проектной деятельности с использованием технологии Веракса Н.Е.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №28» города Усолье-Сибирское Тема педагогического опыта: «Проектная деятельность в ДОУ» На примере детского проекта: «Зачем нужна вода ?» авторы: Мерзлякова А.Г., Маркина О.С.

Слайд 2

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых так и для детей, является проектная деятельность. В результате этой технологии дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Н.Е.Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе. Таким образом, Н.Е.Веракса отмечает, что проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проект дает ребенку возможность найти себя- определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы.

Слайд 4

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является: развитие свободной творческой личности ребенка Задачи развития: * развитие творческого воображения и мышления * обеспечение психологического благополучия и здоровья детей * развитие коммуникативных навыков * развитие познавательных способностей Выше поставленная цель и задачи как раз помогают раскрывать собственный потенциал каждого ребенка.

Слайд 5

Н.Е.Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности: исследовательская творческая нормативная деятельность деятельность деятельность Типы проектной деятельности

Слайд 6

* Поисковый: определение темы проекта . * Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовительный этап . * Практический: основной этап(работа с детьми, родителями, оснащение предметно развивающей среды ). * Контрольный: результат, продукт деятельности. Этапы работы над проектом

Слайд 7

* Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; * устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности; * выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; * реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии Позиция детей как участников проекта

Слайд 8

* Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности; * не претендуют на право единственного верного источника знания. о граничиваясь статусом «ресурсной личности»; * предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Позиция взрослых как участников

Слайд 9

На примере проекта «Зачем нужна вода?» 1) что мы знаем о…? * она течет из крана, мы ее пьем ( Лисан ) * вода бывает горячая, холодная ( Димид ) 2) что мы хотим узнать о…? * для чего нужна вода? (Кирилл) * кому вода необходима для жизни?( Дарина ) * где я могу увидеть воду? (Тима) 3) как мне побольше узнать о …? * почитать в книгах (Алина) *посмотреть в интернете ( Димид ) * спросить у мамы (Алиса) * потрогать воду руками (Слава) * посмотреть фиксиков (Ваня) * провести опыты с водой (Андрей) Проект - это «Модель трех вопросов»

Слайд 10

Уважаемые родители мы хотим стать исследователями и узнать все о воде, но просто так исследователем не станешь. Без специальной подготовки тут не обойтись. Мы хотим многое узнать о воде, но без вашей помощи нам не обойтись! Мы будем вам благодарны, если вы поможете нам приобрести нужное для проведения опытов, и поиска информации. Вовлечение родителей В проектную деятельность можно и нужно вовлекать родителей, написав например такое объявление:

Слайд 11

Детский проект «Зачем нужна вода?» во время прогулки в детском саду заметили, что лёд, который утром был у входа в детский сад превратился в лужу. Мы решили выяснить, почему так происходит, почему лед превращается в воду и наоборот?

Слайд 12

Цель: выяснить, что вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Задачи исследования: исследовать свойства воды, с помощью опытов. Изучить, зачем человеку нужна вода? Выяснить, как путешествует вода в природе. Методы исследования: чтение художественной и познавательной литературы; беседы с взрослыми; опыты с водой; наблюдения за природой, за трудом взрослых; просмотр познавательных мультфильмов, телепередач, презентаций; поиск информации в интернете. Вид проекта: познавательно-исследовательский Продолжительность: краткосрочный (2 недели) Гипотеза исследования: предположим, что вода может находиться в разных состояниях. Проверим, что вода, лед, пар – родственники.

Слайд 13

Опыты

Слайд 14

Работа по изготовлению плаката «Круговорот воды в природе»

Слайд 15

Презентация книги опытов

Слайд 16

Презентация плаката «Круговорот воды в природе»

Слайд 17

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование по определенной позиции, по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28»

Методические рекомендации по планированию проектной деятельности с использование технологии Н.Е.Веракса

                                                                                       

                                                                                           Подготовили:

                                                                                            Маркина О.С.,

                                                                                        воспитатель

Мерзлякова А.Г.,

                                                                                         воспитатель

г.Усолье-Сибирское, 2022 год.

АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Выбор темы проекта, «переименование» рабочей темы с использованием деятельностного подхода.

Примеры

Вид проекта

Исследовательский                              Нормативный                                        Творческий

            Рабочая тема

Зоопарк                                             Правила общения в группе              Подарки на праздник

                                                    Тема с использованием деятельного подхода

Для чего нужен зоопарк?                  Как общаться друг с другом?            Где взять подарки?

  1. Формулирование цели проекта(погружение в проект) (пример)

                                                                 

                                                                Вид проекта

Исследовательский                  

Нормативный    

Творческий

Цель

Получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление.

Создание свода правил

Создание творческого продукта

  1. Формулирование задач проекта

Примеры формулирования задач ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО проекта

Задачи детей

(образовательный запрос ребенка)

Задачи педагогов

ЗНАНИЕ-ОТНОШЕНИЕ-ДЕЙСТВИЕ

Задачи направленные на родителей

1.Узнать о….

2.Научиться строить простейшие гипотезы, проверять их, подверждать или опровергать, иллюстрировать примерами.

3.Высказывать оценочное суждение и свое отношение к продукту деятельности.

1.Формировать у детей представления о свойствах и видах тканей.

2.Развивать познавательный интерес к исследованию объектов окружающего мира.

3.Формировать умение пользоваться различными источниками информации…

1.Познакомить родителей с вариантами образовательного запроса детей в рамках исследовательского проекта.

2.Включать…

   Показать…

   Побуждать...

Примеры формулирования задач НОРМАТИВНОГО проекта

Задачи детей(образовательный запрос ребенка)

Задачи педагогов

ЗНАНИЕ-ОТНОШЕНИЕ-ДЕЙСТВИЕ

  1. Научиться формировать правило…
  2. Соблюдать созданное правило.
  3. Высказывать оценочное суждение и свое отношение к поступкам.
  1. Формировать у детей представления о правилах поведения….
  2. Развивать интерес к….
  3. Формировать умение анализировать ситуацию с точки зрения ее безопасности.

Примеры формулирования задач ТВОРЧЕСКОГО проекта

Задачи детей

(образовательный запрос ребенка)

Задачи педагогов

ЗНАНИЕ-ОТНОШЕНИЕ-ДЕЙСТВИЕ

Задачи направленные на родителей

  1. Узнать о…(традициях праздника, сезонных изменениях и др.)
  2. Научиться….(делать подарки, петь песню, танцевать и др.)
  3. Высказывать оценочное суждение и свое отношение к идеям.
  1. Формировать у детей представления ….
  2. Развивать интерес к….
  3. Формировать умение…
  1. Познакомить…
  2. Побуждать родителей….
  3. Показать родителям возможности….
  4. Включать родителей в совместную проекную деятельность с ребенком
  5. Помочь родителям создать условия для…. в семье.

  1. Планирование деятельности в соответствии с этапами проекта

Планирование ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО проекта

Этапы проекта

Действия педагога

Действия ребенка

Действия родителей

  1. Создание ситуации.

- выявляет сферу интересов каждого ребенка

- создает проблемную ситуацию

- формулирует исследовательскую задачу

- помогают сформулировать исследовательскую задачу

  1. Реализация и оформление проекта

- создает условия для проведения исследования

- создает условия для оформления проектной книжки

- проводит исследование

- заносит результаты исследования в проектную книжку

- создает продукт (проектная книжка, макет, альбом, коллаж…)

- помогают оформить проектную книжку.

  1. Презентация проекта

- помогает подготовить рассказ

- помогает оборудовать место для выступления

- защищает (презентует) проект, рассказывая о своих исследованиях

- помогают подготовить рассказ

- участвуют в презентации

  1. Выставка проектов

- организует выставку проектов и предлагает различные задания и интелектуальные игры для закрепления знаний

- воплощает полученные представления в игровой деятельности

Планирование НОРМАТИВНОГО проекта

Этапы проекта

Действия педагога

Действия детей

  1. Выявление нежелательных ситуаций.

- выявляет ситуации нежелательного поведения.

-реагируют на ситуацию;

Проявляют эмоциональную отзывчивость

  1. Обсуждение вариантов поведения.

- инициирует обсуждение.

- способствует выявлению нежелательных последствий неприемлемого поведения.

- обсуждают варианты поведения

- рассуждают о последствиях нежелательного поведения

  1. Изображение нежелательных последствий.

- создает условия для изо деятельности

- предлагает детям изобразить нежелательные последствия непреемлемого поведения.

- самостоятельно выполняют рисунок

- проживают ситуацию в воображаемом плане

  1. Обсуждение рисунков.

- вовлекает детей в беседу

- рассказывают о своих рисунках

  1. Формулировка правила.

- Оказывает помощь в формулировке правил

- формулируют правило поведения

  1. Изображение правила.

- предлагает детям изобразить правило

- изображают правило

  1. Обсуждение рисунков (создание знаков правил)

- вносит предложение о создании знака

- создают знак правила

  1. Включение знака в книгу правил.

Мотивирует детей к выполнению (соблюдению) правила.

- создают продукт проектной деятельности-книгу правил.

-Выполняют правило

- организуют собственное поведение

        

Планирование ТВОРЧЕСКОГО проекта

Этапы проекта

Действия педагога

Действия детей

Действия родителей

  1. подготовительный

- создает ситуацию для обсуждения

- вовлекает детей в беседу

- пробуждает интерес

- определяют значимые социальные ситуации

_________

  1. определение мотивов.

- подводит к идее коллективного проекта

- делятся идеями

___________

  1. Детские идеи реализации

- отмечает наиболее интересные идеи

-высказывают идеи реализации проекта

___________

  1. Зарисовка идей

- создает условия для изо деятельности

- зарисовывают свои идеи

___________

  1. Демонстрация идей

- помогает каждому ребенку понять смысл и осуществить выбор

- демонстрируют работы свкрстникам

- рассказывают о рисунках

- осознают смысл проекта (мотив участия)

___________

  1. Информирование родителей

- создает условия (обогащает РППС) для продуктивной деятельности

- помогает создать объявление

Создают коллективное объявление (индивидуальное приглашение к участию и др.)

Предлагают варианты своего участия

  1. Реализация замысла

- обогащает развивающую предметно-пространственную среду

- приходит на помощь  в случае необходимости

- объединяются в рабочие группы на основе общих интересов

- реализуют замысел

- создают продукт (концерт, праздник, спектакль, детский дизайн, выставка творческих работ и др.)

Включаются в проектную деятельность

  1. Подготовка к презентации

- решают технические проблемы

- Участвуют в оформлении(группы, выставки и т.д.)

Участвуют в оформлении

  1. Презентация продукта

- решают технические проблемы

Презентуют продукт творческой проектной деятельности

Участвуют в презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме"Проектно-исследовательская деятельность."

Опыт работы по теме "Проектно-исследовательская деятельность"  -    в настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений с...

Педагогический совет на тему: "Проектная деятельность: что должен знать, уметь, понимать воспитатель?"

На данном педсовете  раскрываются основные определения, типы, этапы и формы работы проектной деятельности в детском саду....

Опыт работы Тема: Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.

Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициати...

Педагогический совет на тему "Проектная деятельность в ДОУ"

План проведения педагогического совета с использованием презентации....

Выступление на педагогическом совете по теме Проектная деятельность в ДОУ

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информац...

Педагогический совет по теме: "Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ"

Цель: создание условий и развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования....