Опыт работы Тема: Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_liparidze.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта:

Проектно-исследовательская деятельность, как основа познавательного развития детей.

  1. Литературный обзор состояния вопроса.
  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

         Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Учеными и обществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от  понимания механизмов функционирования  и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике образования во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире.

      Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.

     Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

     Элементы исследовательского обучения встречаются уже в структуре знаменитых бесед Сократа, и более поздние времена их активно использовали в образовании. Наиболее интенсивно разрабатывалась эта проблематика в начале ХХ века. Хорошо известны имена талантливых специалистов, результативно работавших в этом направлении: К.Н. Вентцель, Дж. Дьюти, И.Ф Свадковский, С.Френе. Большинство теоретических разработок и методических находок того времени не потеряли своей актуальности.

     За использование исследования как метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие: знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более глубокими и прочными. Психолог, исследователь детского мышления Н.Н. Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность исследования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности исследования».

     Современная психология интенсивно изучает механизмы функционирования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей ребенка, а педагогика разрабатывает теорию и методику исследовательского и проектного обучения.

    Однако современная образовательная практика по-прежнему недооценивает  значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребенка. Мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и нередко превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

     Главная особенность исследовательского и проектного обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в моей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для меня.

     Проектно-исследовательскую деятельность с детьми я начала в 2011 году.

Прежде чем начать работу с детьми я изучила много литературы по данному вопросу:

  • А.И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». (1-издание).
  • А.И. Савенков  «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». (2-издание).
  • О.А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Основные задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

      Я считаю, что в проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

 Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению.  В зависимости от задач проекта

 использую различные виды деятельности детей. В работе над проектами «Берегите птиц» (Приложение №1) и «Зубры Кавказского заповедника» (Приложение №2) мною была запланирована познавательно-коммуникативная деятельность(Приложение №1.4, Приложение №.,3), а в работе над проектом «Первоцвет » (Приложение №3) - продуктивная деятельность(Приложение №3.7, Приложение №3.8).

         Работу  над проектами стараюсь  строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью мы приобрели познавательную литературу для детей.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

  • приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов;
  •  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
  •  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
  •  медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
  •  прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
  •  специальный столик для экспериментальной деятельности.

       Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:

  •  о материалах;
  •  о природных явлениях;
  •  об агрегатных состояниях воды;
  •  о свойствах песка и глины;
  •  о мире растений;
  •  о предметном мире.

 Е.С.Евдокимова  выделяет 3 уровня развития проектно-исследовательской деятельности.

  • Подражательно- исполнительский.(3,5 – 5 лет)

Отсутствие у ребенка жизненно опыта, недостаточный уровень

Развития интеллектуально - творческих способностей – не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта. ( через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживания результата. Первые попытки самостоятельно решить проблему нужно поощрять : « Ты быстро придумал, вовремя  пришел на помощь».

  • Развивающий (5 – 6 лет)

Накоплен некий социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь  взрослого незначительна, дифференцирована.

  • Творческий (6 – 7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Так как базовая группа на момент проведения проекта была в возрасте от 3 до 4,5 лет, то в моем опыте рассматривается лишь подражательно-исполнительский уровень развития проектной деятельности, но в процессе дальнейшей работы, надеюсь, мне удастся пройти с детьми и более высокие ступени.

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Проектная  деятельность- это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

          Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы,  лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

          Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них.

          Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

          Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

        Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

          Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка        

          Опыт педагогический –  совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения.

          Мотивация - общее название процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

          Мотивом деятельности – называется то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности.

          Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

          Интеллект – это характеристика общих умственных способностей, необходимых для решения мыслительных  задач.

          Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

          Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели.

          Интеллект - общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

          Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

          Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

          Развитие личности - процесс формирования личности  как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

          Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Педагогическая технология - это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты.

  1. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада второй младшей, а затем и средней группы. В данной группе 22 человек: 7 девочек и 15 мальчиков. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.

В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

Одним из мотивов  может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и  начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников.

  Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по теме  «Птицы» (Приложение №1.8), где я выясняла уровень знаний дошкольников по направлениям:

- каких птиц вы знаете;

- как отличить птицу от животного;

- почему птицы могут летать;

- какую пользу принося птицы;

-чем питаются птицы;

- куда улетают птицы и почему.

     Выяснилось, что лишь 12,5% группы детей имели высокий уровень знаний по теме, а средний лишь 45%. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний  детей. Так возникла идея создания проекта «Берегите птиц». К окончанию проекта уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 42,1% (54,6%), средний вырос всего на 0,4 % (45, 4%), так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.

Было запланировано проведение  информационно – практического проекта «Первоцвет – 2014» (Приложение №2), в котором родители принимали самое активное участие. Вместе с детьми родители оформили выставку рисунков «Берегите первоцвет» (Приложение №3.9), придумали  экологические сказки (Приложение №3.10), издали листовки и пропагандировали население о бережном отношении к первоцветам (Приложение 3.13, Приложение 3.14).

       С целью сформировать познавательный интерес к жизни животных, расширить представления о животных родного края, о жизни диких животных, экзотических животных был создан информационно – познавательный проект «Зубры Кавказского заповедника» (Приложение №2)

Основные задачи познавательного проекта:

  • обогащать представления о родном крае;
  • расширять  знания детей о животном мире родного края;
  • формировать бережное и заботливое отношение к диким животным родного края;
  • воспитывать гордость за свой родной край.

        Презентацией работы по проекту стало совместное творчество детей и родителей: оформление «Красной книги» (Приложение №2.7), конкурс рисунков, поделок, фотографий «Эти прекрасные животные» (Приложение №2.9), фотоальбом «И это все о нем» (Приложение №2.10).

      Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.

Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

      Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. А так как наши проекты были, в основном, экологического содержания, то я решила расширить познавательные интересы детей, познакомив их с исследовательской деятельностью, которая помогла бы им выявить взаимосвязи, существующие в природе. Именно сознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды (Приложение №4, Приложение 4.1), воздуха (Приложение №5), песка (Приложение №6), глины, почвы (Приложение №6.1), камней, их взаимодействия  друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания.

      Если на начало проектно-исследовательской деятельности детей с высоким уровнем освоения материала было 11,15 % , дошкольников со средним уровнем, 45,5 %  и 43,35% с  низким, то после проведения исследовательской деятельности, бесед, изменения развивающей среды группы, совместных с родителями проектов,  детей с низким уровнем освоения материала не выявлено, а дошкольников с высоким и средним уровнем стало больше.

  1. Педагогический опыт.
  1. Описание основных  методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

По данной теме с детьми я проработала 2 года, и, накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы, который, я думаю, может помочь педагогам в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.

В процессе работы над темой данного опыта я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, игровые задания, тестирование, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников  я использовала:

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
  • Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • Метод демонстрации
  • Метод объяснения нового материала
  • Рассказ воспитателя
  • Рассказ ребенка
  • Чтение литературы
  • метод детского исследования,
  •  метод проектов
  •  метод моделирования проблемных ситуаций

 Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.

 Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

 Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.

 В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;
  • уметь доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

 Метод детского исследования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов (Приложение №1, Приложение2, Приложение №3), тематических развлечений(Приложение №1.7).

На данном возрастном этапе (3,5 – 5 лет) дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры (Приложение №1.11, Приложение №3.11),придуманы подвижные игры (Приложение №3.12) при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации  и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

Вместе с детьми и родителями была проведена экологическая акция «Птичья столовая» (Приложение №1.12), проведены выставки рисунков  и поделок «Берегите первоцвет», «Эти прекрасные животные»,  (Приложение №3.9, Приложение №2.9),  создан фотоальбом «И это все о нем», изданы листовки «Защитим первоцвет».(Приложение №2.10, Приложение №3.14), написаны экологические сказки (Приложение №3.10).

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, которые подводили итог нашей совместной деятельности.

3.2 Актуальность педагогического опыта.

     В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

      В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью моей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков проектно - исследовательского поведения.

     Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

     Формирование умения вести проектно-исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение проектной и исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

      Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Идея создания инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования в России.

 Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельности,  самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

      Проектно - исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте.

     Введение ФГОС начального общего образования с 2011-12 учебного года в школах предъявило новые требования к качеству предшкольной подготовки дошкольников, дошкольному образованию в целом. Не случайно на повестке дня государства стоит вопрос введения ФГОС дошкольного образования. Следовательно, преемственность должна быть соблюдена, выстроена по всем направлениям деятельности как в ДОУ, так и в школе.

     Согласно новым стандартам образование ориентируется на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, а процесс обучения становится не столько усвоением системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетентностей учащегося, сколько процессом развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

     Проектно-исследовательская деятельность учащихся – важная составляющая современного образования, позволяющая реализовать данные цели. Овладение ребенком проектными умениями, навыками сотрудничества в проектной группе – важная задача для воспитателя, ведь психологические особенности детей дошкольного возраста характеризуют этот период как время открытий и поиска, мотивации к познанию.

     Организация исследовательской деятельности дошкольников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным проектом или научным исследованием дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

      Основное предназначение проектно-исследовательской деятельности– предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектно-исследовательская деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектно-исследовательского метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

     Очень важно выстроить работу в детском саду так, чтобы дети, находящиеся, по словам Д. Б. Эльконина, «в одной эпохе человеческого развития, именуемой детством, с одной стороны, проявляли свои индивидуальные особенности, характер, раскрывали свои личностные качества, а с другой – сохраняли, обогащали и развивали тот потенциал, который был заложен в ДОУ».

  1. Результативность педагогического опыта.

      Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты,  чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки. В организацию воспитательно-образовательного процесса  были вовлечены не только педагоги ДОУ, но  и родители.

    Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей.

     Особенность в проектно-исследовательской деятельности и  взросло-детских  проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.

      Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции,  удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили  к новому поиску знаний.

      Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников,  организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

      Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

    После окончания работы над проектами  уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 42,1% (54,6%), средний вырос всего на 0,4 % (45, 4%), так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.                Занимаясь исследованиями в уголке экспериментирования, дети значительно расширили свои знания:

- о материалах;

- о природных явлениях;

- об агрегатных состояниях воды;

- о свойствах песка и глины;

- о мире растений;

 - о предметном мире.

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

     Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей познавательных интересов, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации проектно - исследовательской деятельности дошкольников, мною  была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

 В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:

• принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.

 • принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых

 • принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.

 • принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса

     Проектно - исследовательский метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности, как ответ на потерю детьми интереса к познанию мира. Ведь зачастую дети не хотят идти  в школу. Снизилась мотивация к получению знаний, успеваемость.

Все проекты(Приложение №1, 2, 3.), занятия (Приложение №1.4, Приложение № 1.5, Приложение №1.6, Приложение №2.6, Приложение №3.6, Приложение №3.7, Приложение №3.8), опыты (Приложение №4, Приложение № 4.1, Приложение №5, Приложение №6, Приложение №6.1) проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.

   Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

Основным  принципом  в работе с воспитанниками было дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.

Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.

Проектно – исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Проектно – исследовательская деятельность предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о проектно – исследовательской деятельности как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования  отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

 То есть, проектно – исследовательская развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое  и творческое мышление.

 Это сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Эта самостоятельность зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная - исследовательская деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

 При разработке и реализации проектно - исследовательского метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы  обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника. Проекты используются в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

 Уровень участия дошкольников в проектно – исследовательской деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младшей группе малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средней – ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшей – являются полноправными участниками проекта.

В своем опыте я поэтапно расписала работу над планированием, и претворением в жизнь проектов для детей младшего и среднего возраста.

 Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей.

  Исследовательские занятия проводятся другой по структуре:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (нужно заинтересовать детей, вызывать у них желание действовать, чтобы разрешить проблему).
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может организован до занятия).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования).
  6. Распределение детей на группы.
  7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

(выявление известного и неизвестного; подвести к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

  1. Выводы.

      Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

       Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

      Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Опыт работы Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в творческом развитии детей дошкольного возраста».

Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в  творческом развитии детей дошкольного возраста». Понятие «творчество» имеет многозначный характер. Творчеств...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...