"Система работы по развитию естественнонаучной грамотности дошкольников в детском саду"
материал

Арбузова Елена Владимировна

В документе рассказывается об организованной системе работы по развитию естественнонаучной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по познавательно исследовательской деятельности с дошкольниками

                                                                              воспитатель Е.В. Арбузова

С 2018 года педагоги детского сада стали внедрять программу по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников «Мир, в котором я живу» Александры Ивановны Ивановой, Натальи Викторовны Уманской.  В течение года педагоги столкнулись с трудностями как то: многие эксперименты, которые предлагает автор в методичках не представляется возможным осуществить (пример зачитываем из методички). И поэтому время от времени мы обращались к такому автору как Дыбина Ольга Михайловна в соавторстве с  Валентиной Владимировной Щетининой, Николая Николаевича Поддьякова. Вам наверняка известны как авторы книги «Неизведанное рядом» 2004 года выпуска, где предложены занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. С 2019 года на детский сад приобретены программы О.М. Дыбиной, В.В. Щетининой, Н.Н.  Поддьякова по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Ребенок в мире поиска» 2017 года выпуска, выпущенная все тем же творческим центром сфера. Отмечу, что методички Александры Ивановны Ивановой, Натальи Викторовны Уманской мы тоже используем, выборочно.

Так вот, поскольку у детского сада, воспитателями которого мы являемся приоритетное направление познавательно-речевое развитие детей, то, как вы понимаете основной упор, мы делаем, учитывая приоритет, с этой целью мы организовали (усилили) центры экспериментальной деятельности.

В нашем случае, а мы работаем на подготовительной к школе группе, создана мини лаборатория. Совместно с детьми разработаны правила посещения, игр в лаборатории. На слайде видно, что это не готово скаченные зарисовки, а отдельные картинки. Каким же образом скажете вы? Все создавалось, обсуждалось с детьми, затем мы искали картинки, показывали детям, а уже дети определяли, подходит ли картинка к их предложениям. Здесь отмечу, что картинки не цветные, схематичные для детей подготовительной группы как раз.

Поскольку группа комбинированная, разновозрастная, то на правилах посещения вы видите - это отражается (идет старший ребенок, берет с собой маленького).

Наполнение мини лаборатории имеет четкую структуру, принципы:

- дидактический (на верхней полке расположены книги, игры, энциклопедии и т.д.);

- методический (на средней полке расположены предметы для исследования);

- трудового воспитания (нижняя полка - фартуки, салфетки, палочки для рыхления цветов и т.д.).

        К слову сказать, отдельно располагаются стеклянные предметы: колбы, трубочки и дети знают не только по эмблеме, что без взрослого эти предметы не берут.

        Для облегчения работы составлен перечень оборудования (для удобства, когда работает другой воспитатель).

        Каким же образом осуществляется деятельность с детьми?:

- в сетке занятий «Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними» (раз в неделю);

- в сетке совместной деятельности;

- самостоятельное экспериментирование детьми.

        Летом деятельность по экспериментированию не останавливается, мы переходим к экспериментированию, наблюдениям на прогулке. На участках есть грядки, клумбы, где мы с детьми сажаем цветы, выращиваем овощи. Рассматриваем семена, насекомых, листики и т.д.

        В нашем детском саду проходил смотр-конкурс по организации центров экспериментирования, мы являемся победителями этого конкурса. Неоднократно делились опытом с коллегами по организации непосредственно образовательной деятельности с использованием экспериментирования. Не так давно для молодых педагогов детского сада проведено открытое мероприятие по ознакомлению с окружающим по теме «Зима» с элементами экспериментирования. Эти факты говорят о том, что мы активно используем экспериментирование, организуя деятельность детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время  произносятся педагогами, психологами и родителями....

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

         Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...

Организация работы по развитию мелкой моторики дошкольников в детском саду

Попробуем разобраться, что же это такое развитие мелкой моторики...

Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника

Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...