Доклад "Формирование умения рассуждать"
учебно-методический материал

Росянова Ирина Ивановна

Тема: «Организация деятельности детей по формированию умения рассуждать»

Проблема:

         Отсутствие алгоритма рассуждения и недостаточное овладение умением рассуждать в активной речевой деятельности.

1) Цель:

         Создать теоретическую базу для разработки и внедрения методики обучения детей умению рассуждать.

Задачи:

         1. Изучит литературу по  данной теме и выбрать оптимальную методику.

         2. Пополнить, систематизировать и адаптировать выбранную методику.

         3. Диагностировать уровень подготовленности детей  для решения данной проблемы.

Ожидаемый результат:

Наличие теоретической и практической базы, необходимой для организации экспериментальной деятельности.

План мероприятий:

         1. Подобрать методическую литературу.

         2. Изучить методическую литературу.

         3. Отобрать наиболее оптимальную методику.

         4. Адаптировать к возрастным особенностям детей и к нашим программам.

5. Провести диагностирование уровня подготовленности детей; разработать критерии.

         6. Составить сводные таблицы результатов.

2) Цель: создать систему методических приемов для формирования умения рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_organizatsiya_umeniya_rassuzhdat.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Тема: «Организация деятельности детей по формированию умение рассуждать»

 (выступление на педагогическом совете)

Воспитатель: Росянова И.И.

Тема: «Организация деятельности детей по формированию умения рассуждать»

Проблема:

        Отсутствие алгоритма рассуждения и недостаточное овладение умением рассуждать в активной речевой деятельности.

1) Цель:

        Создать теоретическую базу для разработки и внедрения методики обучения детей умению рассуждать.

Задачи:

        1. Изучит литературу по  данной теме и выбрать оптимальную методику.

        2. Пополнить, систематизировать и адаптировать выбранную методику.

        3. Диагностировать уровень подготовленности детей  для решения данной проблемы.

Ожидаемый результат:

Наличие теоретической и практической базы, необходимой для организации экспериментальной деятельности.

План мероприятий:

        1. Подобрать методическую литературу.

        2. Изучить методическую литературу.

        3. Отобрать наиболее оптимальную методику.

        4. Адаптировать к возрастным особенностям детей и к нашим программам.

5. Провести диагностирование уровня подготовленности детей; разработать критерии.

        6. Составить сводные таблицы результатов.

2) Цель: создать систему методических приемов для формирования умения рассуждать.

Задачи:

1. проанализировать результаты диагностики и выявить наиболее важные проблемы по теме.

2. Отобрать для применения методические приемы, оптимальные для решения выявленных проблем.

3. Систематизировать и обобщить методические приемы, наиболее эффективные для формирования умения рассуждать.

Ожидаемый результат:

        Наличие системы методических приемов для организации работы по обучению умению рассуждать.

План мероприятий:

        1. Провести анализ результатов диагностики.

        2. Апробировать методические приемы, отобрать наиболее оптимальные для организации деятельности по обучению детей умению рассуждать.

        3. Создать план организации работы по формированию умения рассуждать (включить «рассуждалки», примерные темы)

        4. Создать пособие по теме.

3) Цель:

Сформировать у детей умение рассуждать на основе использования созданного алгоритма.

Задачи:

        1. Создать общий алгоритм рассуждения.

        2. Апробировать и скорректировать алгоритм в процессе речевой деятельности детей.

        3. Формировать мыслительную деятельность детей на основе использования алгоритма рассуждения.

Ожидаемый результат:

Умение детей рассуждать на основе составленного алгоритма.

План мероприятий:

        1. Создать общий алгоритм рассуждения (сформировать общие положения алгоритма  и представить его в виде таблицы)

        2. Провести цикл занятий с использованием полученного алгоритма

        3. Проанализировать результаты работы на предмет определения уровня сформированности мыслительных процессов с учетом использования алгоритма рассуждения.

        В процессе изучения методической литературы и отбора методических приемов, пришла к выводу, что основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.

Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно), употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Проблема:

Проанализировав результаты диагностики, выявила наиболее важные проблемы: отсутствие у детей алгоритма рассуждения и недостаточное овладение умением рассуждать в активной речевой деятельности, сделала вывод, что одним из главных условий для развития речи детей является формирование умения рассуждать.

Гипотеза:

Если разработать алгоритм рассуждения и научить детей использовать его в активной речевой деятельности, у детей будет сформировано умение строить высказывания в форме рассуждения.

Для этого необходима  организация содержательного общения взрослых с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого очень хорошо  использовать:

--- опытно- экспериментальная деятельность ( задай интересующий вопрос, выдвини гипотезу, проведи эксперимент, зарисуй последовательность проведения эксперимента, проанализируй, сделай вывод, докажи, расскажи по схеме последовательность проведения эксперимента)

—   труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влага и света на рост и развитие растений);

—   наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;

—   обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);

—   конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);

—   классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

—   объяснение правил настолько-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

 

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а)  складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих
действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение
составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной
последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.
Игры типа «Разложи и объясни». Цель задания: учить устанавливать
логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве
союзами так как, если — то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать
рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке,
выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»). Цель
задания: учить определять нарушения в логике событий, делать
умозаключения, используя для выражения логических связей
сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования
использовать слова во-первых, во-вторых.

г) выявление причинно-следственных отношений между объектами,
изображенными на картинке.

д) классификация картинок по родам и видам.

е) отгадывание загадок с опорой на картинку.

Рассуждение ребенка дошкольного возраста должно строиться как приятная форма общения, игра, соревнование, спор, обсуждение житейских ситуаций, понятных и близких ему. Практическая деятельность ребенка и его совместная деятельность с другими людьми является источником рассуждения. Рассуждение сначала строится с опорой на практическое действие, потом на речь саму по себе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.  Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.; В 6т. – М., 1982, т.ч.

 

2.  Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.

 

3.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.

 

 Недоспасова В.А. Учимся рассуждать: Пособие по дошкольному воспитанию. – Тольятти: МОУ ДО «Центр медиаобразования», 1998. – 76с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические ситуации для родителей "Давайте рассуждать по-взрослому".

«Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи в том,Что прежде всего мы - родители, а все остальное – потом». Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – ...

Рассуждаем и доказываем

Интегративное занятие по развитию доказательной речи в подготовительной группе....

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

Цели:закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;развивать фантазию, ...

Консультация на тему «Формируем у детей умение рассуждать» (подготовительная группа)

Формируем у детей умение рассуждатьОсновой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.Задачей работы с детьми является: обучение их целостным с...

Консультация "Умение рассуждать-это"

Формирование умений логически мыслить....

ДокладФормирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры.

Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его комм...