Рассуждаем и доказываем
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Интегративное занятие по развитию доказательной речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие в подготовительной группе

«Рассуждаем и доказываем»

Воспитатель Попова Альбина Васильевна

                   МБДОУ Д/сад ОВ №42

Цели: - Расширить познавательные интересы детей, систематизировать знания о весне.

- Формировать доказательность речи, умение высказывать свое мнение, аргументировать его, устанавливая причинно-следственные связи, умение выразительно пересказывать текст.

- Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, брать на себя роль ведущего, умение работать в парах.

Виды детской деятельности:

коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Планируемые результаты:

умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

умеют строить сложные предложения, устанавливая зависимость явлений природы;

могут выразительно передавать содержание рассказа, сохраняя последовательность событий;

имеют представление о порядковом счете, геометрических фигурах;

активно взаимодействуют со сверстниками, умеют работать парами;

художественное   могут определить и выделить признаки весны, раскрашивая их  

творчество                         на карточках. 

Оборудование: картина к рассказу «Почему белочка не узнала своего друга?», иллюстрации «Весна», карточки «Приметы весны», ребусы, шкатулка.

Предварительная работа:  чтение рассказа «Почему белочка не узнала друга?», рассуждение над фразеологизмами, пословицами, наблюдения за изменениями в природе.

Содержание организованной образовательной деятельности

Дети рассматривают шкатулку, на которой написано «Листочки»

«листочки»

В:- Как вы думаете, что там может быть?

листочки с дерева

листочки из книги

листочки из альбома

Дети отвечают:    «Я думаю…»

«Я считаю…»

      В:-  Давайте откроем и посмотрим. Да это листы альбомные. Что на них?    

Д: – Ребусы.  

В:- Что это значит?

Д:- Надо разгадать, объяснить, доказать.

ребусы (март, апрель, май, весна)

В:- Назовите первый месяц весны? второй? третий?

В:-  Назовите самый холодный месяц? Самый теплый? Почему?

В:-  Почему это время года называют «ранняя весна»?

В:-  Почему май называют «цветущей весной»?

В:-  Почему весну называют «утром года»?

В:-  В шкатулке есть что-то?

Показываю геометрические фигуры. Дети рассматривают их, считают.

В:-  Сколько всего геометрических фигур? Назовите их.

В:-  А вас сколько?

В:-  Для вас эта геометрическая фигура-символ, по которому вы должны найти себе задание.

В:-  Каким образом, надо поступить, чтобы все дети участвовали в работе.

Д: Разделиться парами!

Дети самостоятельно  распределяются в пары.

     В:- Теперь найдите соответствующий значок-символ на столе и выполните задание.

        

 На столах расположены карточки, на одной стороне которой геометрическая фигура, на другой описано задание, которое надо выполнить в соответствии с данным символом. Задание дети читают сами.

«Закончи предложение»

- Появились проталины, потому что…

- Грязный снег тает быстрее, потому что…

- Снег в лесу тает медленнее, чем в городе, потому что…

- Медведь зимой спит, потому что…

В:-  Ребята, выполнив задание, вы должны найти место своей фигуры в нашем знаке вопроса, вставив ее обратной стороной.

Наташа будет сегодня помощницей. Подходите к ней. Она расскажет, что нужно делать.

«Исправь ошибку»

- Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

- Наступила весна, потому что прилетели птицы.

«Лишнее слово»

- Быстро, скоро, медленно, проворно, живо

- Прошлое, минувшее, будущее, прошедшее

- Вместе, сообща, заодно, врозь, совместно

- Тишина, молчание, безмолвие, гам, затишье

«Когда так говорят?»

- Вместе тесно, а врозь скучно

- Поспешишь, людей насмешишь.

- Медведь на ухо наступил.

- Ворон считать.

Найди пару»

Пробка – плавать

Камень – ______________(пловец, тонуть, бросать)

                         Стол – скатерть

Пол – _________________ (мебель, доски, ковер, пыль)

Дождь – зонтик

Мороз – _______________(полка, холодно, шуба, зима)

Ухо – слышать

Зубы – ________________ (видеть, лечить, рот, жевать)

По мере выполнения задания, дети самостоятельно  собирают знак вопроса, используя обратную сторону  значка – символа,  и идут к столу помощницы  - Наташе.

Наташа:

1. Выберите картинку со временем года «весна». Почему ты выбрал(а) эту картинку?

Дети объясняют двумя - тремя предложениями, указывая признаки весны.

2.  Возьмите карточку и раскрасьте только признаки весны.

Самоконтроль.

 (Проверить правильность выполнения задания  дети могут самостоятельно). На мольберте карточка для проверки, прикрытая листом бумаги.

Физминутка.

Игра в кругу с мячом: «Назови пословицу, поговорку о весне»

Дети бросают мяч друг другу, называя пословицу.

В:- Ребята, прошу вас подойти к столу. Это наш любимый знак вопроса. Что здесь написано?

Дети читают: вопрос, доказательство, рассуждение, вывод.

Д: Значит, мы должны что-то объяснить, доказать, сделать вывод, т.е. ответить на вопрос.

Дети рассматривают картину к рассказу «Почему белочка не узнала друга?» и пересказывают его.

В:-  Что необходимо сделать, чтобы этот рассказ стал рассказом-рассуждением?

Д: Надо поставить вопрос, на который нужно ответить.

Дети формулируют вопрос к рассказу.

Д: Почему белочка не сразу  узнала своего друга?

Предполагаемые рассуждения детей:

- Я думаю, белочка не сразу узнала своего друга зайчонка, потому что у него изменился цвет меха (шубки).

- Так как зимой зайцы белые, а с наступлением весны они становятся серыми. Это их защищает от хищников. Поэтому белочка не сразу  узнала зайчонка сразу. Ведь он стал серым.

В:-  Молодцы, вы сумели доказать, ответить на вопрос. Вас ждет сюрприз.

В:- В шкатулке остались еще листочки. Это «Волшебные картинки».

Детям вручаются листы, на которых луком, молоком изображены  белка на дереве, заяц у куста, заяц у пня.

В:-  Чтобы увидеть эти  картинки, дома вместе с родителями лист надо прогладить горячим утюгом и выяснить «Почему так получилось? Почему картинка проявилась?»  

В:-  Молодцы, вы хорошо поработали!  Вы умеете рассуждать, доказывать, делать вывод.

        

                                           Рассказ

       Почему белочка не узнала своего друга?

Холодной зимой подружились белый зайчишка и серенькая белочка. Они весело играли в прятки, пятнашки.

Стало пригревать солнышко. Появились проталины. Наступила весна.

Как всегда, зайчонок прискакал к сосне, где они любили играть. Но белочка не сразу узнала своего друга зайчика.

коммуникация

познание

(ФЦКМ)

коммуникация

восприятие худ. литер.

познание (ФЭМП)

социализация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические ситуации для родителей "Давайте рассуждать по-взрослому".

«Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи в том,Что прежде всего мы - родители, а все остальное – потом». Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – ...

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

Цели:закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;развивать фантазию, ...

Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой

статья на тему Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

День матери в РОССИИ «... Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем...» Эти точные строчки лишний раз доказывают, что жизнь каждого из нас начинается на руках матери, которая становится самым близким и родным человеком. Традиция празд

День матери в РОССИИ«... Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем...» Эти точные строчки лишний раз доказывают, что жизнь каждого из нас начинается на руках матери, к...