Поездка в Нижний Новгород. Выступление на тему "Эмоциональный интеллект - ключ к успеху. Опыт работы нашего детского сада"
материал

В ноябре 2022 года мы с коллегой были приглашены на Международную научно - практическую конференцию "Современный ребенок в инновационном образовательном пространстве", которая проходила в городе Нижний Новгород. Мы не только стали участниками конференции, но и поделились опытом работы на тему "Эмоциональный интеллект - ключ к успеху"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональный интеллект – ключ к успеху.

Опыт работы нашего детского сада»

Добрый день уважаемые коллеги. Я приветствую всех Вас! (через одного дарю цветы). А, впрочем, это не для Вас (забираю цветы). А это не для меня (снимаю венок). Удивлены? Уважаемые коллеги, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо за искренность. Опускайте. Кто испытал чувство радости – поднимите руку. Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды? А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста. Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поаплодируйте им. Давайте вернемся к теме нашего выступления.

В 2021 году в нашем детском саду открылась компенсирующая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Когда дети стали приносить заключение психолого – медико – педагогической комиссии, у всех было прописано о необходимости работы учителя – логопеда по всем компонентам речи и работы педагога – психолога о развитии эмоционально – волевой сферы. Именно тогда встал вопрос о необходимости изучения и внедрения занятий по развитию эмоционального интеллекта дошкольников. Исследуя этот вопрос, мы стали участниками инновационной площадки по развитию социального и эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. На данный момент мы завершили этап диагностического компонента инновационной деятельности ФИСО и начинаем работать по парциальной программе «Язык эмоций».

На начальном этапе исследования данного вопроса мы подробно изучили тему развития эмоционального интеллекта дошкольников. И хотели бы представить вам опыт работы нашего детского сада.

Начнем с термина. Что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. А также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Ведению термина эмоциональный интеллект в научную парадигму предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов. Оформление понятия эмоциональный интеллект можно проследить, начиная с Ч. Дарвина который отмечал: «Когда разум сильно возбужден, мы можем ожидать, что он мгновенно окажет непосредственное действие и на сердце… Когда сердце испытает это воздействие, оно направит свою реакцию в мозг… при любом возбуждении будет иметь место значительное взаимное воздействие и реагирование между этими двумя важными органами тела» (цит.).

Проблема эмоционального интеллекта весьма активно рассматривается зарубежными учеными. Достаточно вспомнить такие имена, как Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Дж. Блок. В российской психологической науке понятие эмоциональный интеллект было впервые использовано Г.Г. Гарсковой. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта на постсоветском пространстве занимаютсяН.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская.

Самая ранняя работа, предвосхищающая открытие эмоционального интеллекта, — исследование, проведенное в 1920-е гг. Р. Торндайком. Согласно модели данного автора, общая основа интеллектуальных действий «растворялась во взаимодействии множества отдельных факторов» Р. Торндайк впервые выделил такую часть общего интеллекта, как социальный интеллект — «способность понимать других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим» (цит.)

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.

Для развития эмоционального интеллекта наших детей мы разработали цикл занятий «Космическое путешествие на планету эмоций». Вдохновила нас на разработку первая в России методика развития эмоционального интеллекта детей. Доктор психологии, преподаватель МГИМО – Виктория Шиманская. Ей создана комплексная программа развития эмоционального интеллекта детей «Академия монсиков». Персонажами ее цикла являются монстры. Персонажи наших занятий – Цветарики, которые живут на планете Цветариум. Каждый из Цветариков обладает уникальными способностями и возможностями. Они прекрасно разбираются в эмоциях, знают всё о чувствах и переживаниях и помогут нам в них разобраться.

Веселушка помогает создавать РАДОСТЬ. Это чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Радость помогает нам чувствовать, вместе хорошо и весело.

Познавайка умеет находить во всём ИНТЕРЕС. Это процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое. Интерес помогает переживать жизнь как увлекательное приключение.

Смельчак помогает побеждать СТРАХ. Он возникает перед грозящими бедствиями. Страх оберегает нас от опасностей. Но если он вызывает тревогу, нужно научиться побеждать такой страх.

Помогайка даёт советы, как строить ДОВЕРИЕ. Это открытые и добрые взаимоотношения с людьми. Доверие позволяет нам дружить, помогать и понимать других. Также помогайка отвечает за внимание к людям и деталям.

Печалька помогает принимать ГРУСТЬ. Она возникает, когда человек что-то потерял или у него что-то не получается и дела идут не так как, хотелось. Грусть помогает понять, чему еще нам необходимо научиться или что изменить.

Красотулька знает, как ценить КРАСОТУ, и покажет, как видеть и создавать её вокруг себя.

Мудрец подскажет, как управлять своим ГНЕВОМ. Гнев возникает, например, когда мы сталкиваемся с несправедливостью и желаем её устранить. Но иногда он может быть разрушительным, поэтому важно его контролировать. Также мудрец учит отвечать за свои поступки.

На планете Цветариум существуют Краски Эмоций, в которых содержатся важные знания об эмоциях. Каждая из этих Красок находится у одного из Цветариков, и ее цвет соответствует окраске одежды этого Цветарика и цветам радуги.

Красная краска красоты у Красотульки, Оранжевая краска смеха у Веселушки, Желтая краска приключений у Познавайки, Зеленая краска смелости у Смельчака, Голубая краска понимания у Помогайки, Синяя краска сомнений у Печальки, Фиолетовая краска ответственности у Мудреца.

Методика основана на пяти шагах. Рассмотрим, как это работает:

Первый шаг «Я чувствую» - это базовая модель внутри ребенка, которую мы формируем, уча детей осознавать свое тело и эмоции. На этом этапе включается все тело ребенка и сенсорная система. Идет подготовка к восприятию информации, поэтому каждое занятие начинается с интересных интерактивных упражнений и игр, развивающих все 5 органов чувств- слуха, обоняния, вкуса, зрения, осязания. Как результат- активизация сенсорных систем ребенка, создание необходимого эмоционального фона. Осознание своих эмоций. Все это подготовительный процесс, который помогает максимально включить концентрацию внимания ребенка, его интерес к последующей деятельности.

Второй шаг внутренняя модель «Я хочу». Это работа с мотивацией. Ведь если ребенок не хочет, чего- то делать его можно заставить, и зачастую, в образовательном процессе мы, не мотивируя ребенка просто говорим – надо, ты должен, вы должны. Но если мы хотим, чтобы ребенок не просто что – то делал, а получил от этого удовольствие, по-настоящему освоил это знание и стал применять его в будущем, очень важно включить его будущую модель «Я хочу».

Каждое занятие — это интересное приключение. Дети вместе с мальчиками и девочками с планеты Цветариум находят краску радуги, помогают жителям, учатся дружбе, взаимопомощи и доброте. И потому, когда мы задаем дошкольникам вопрос: «Хотите ли вы помочь?» Они с радостью отвечают: «Хотим». После того, когда у детей появится мотив, они готовы воспринимать любую информацию. Это касается не только навыков развития эмоциональной сферы, но и освоение знаний из любых областей. Очень важно, чтобы ребенок внутренне сказал: «Я хочу! я готов открывать новые знания вместе с вами». После того, как мы включили две внутренние модели «Я чувствую», «Я хочу», мы переходим к третьей модели - «Я знаю».

Момент, когда ребенок физически открыт и готов к взаимодействию, он изъявил желание и готов все слушать шаг «Я знаю» будет работать в полную силу. И станет возможно сформировать все знания, умения, навыки, которые мы хотим до него донести в рамках занятия. На этапе «Я знаю» происходит изучение интересных фактов, решение логических задач. Как результат – получение ребенком необходимых знаний, развитие внимания, памяти и логики.

Четвертый шаг внутренняя модель «Я могу». В процессе обучения мы даем несколько «даров» ребенку и один из важных «даров» - это работа с самооценкой ребенка. Когда ребенок получает результат наша задача сфокусировать внимание на том, что получилось. Чтобы внутренний ребенок сказал: «Да! Я могу! Я теперь могу распознать эмоцию, оказать поддержку своим друзьям. Выйти из затруднительного положения». На этом этапе занятия проводятся упражнения и игры для фиксации успешного выполнения задания и достижения результата. И после того как все важные лепестки цветка развития ребенка: «Я чувствую», «Я хочу» «Я знаю», «Я могу» собраны, мы открываем сердцевину этого цветка 5 шаг «Я ДЕЛАЮ».

Наша цель, чтобы не только в рамках занятия ребенок выполнил какое –то упражнение, узнал что-то новое. Важно, чтобы дальше он смог это применять в жизни, использовать освоенный навык самостоятельно и с удовольствием. Игры, поделки, квесты, будут помогать в практическом применении знаний и умений. Модель, по которой организованно занятие на развитие эмоционального интеллекта очень похожа на технологию системно – деятельного метода ситуации, которая успешно реализуется нами на занятиях познавательного цикла. Именно поэтому программа Виктории Шиманской легла в основу нашей разработки.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом:

-Отличаются более высокой самооценкой

- Уверены в себе

- Быстро адаптируются к новым обстоятельствам

- Готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать

- Много читают и учатся с интересом

- Быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми

- Умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых.

Спасибо за внимание! Развивайте ваш эмоциональный интеллект и вас ждет успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду"

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. П...

Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

  Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

"ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».

Формирование у дошкольников основ экологической и духовно-нравственной культуры методом проектной деятельности....

Опыт работы "Взаимодействие детского сада и семьи"

Опыт работы "Взаимодействие детского сада и семьи"...

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Пояснительная записка:В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребено...

Опыт работы воспитателя детского сада."Сказкотерапия"

                                                      ...

Опыт работы «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Успешное взаимодействие родителей и педагогов - залог  успешной социлизации детей дошкольников....