Опыт работы "Взаимодействие детского сада и семьи"
материал (подготовительная группа) по теме

Опыт работы "Взаимодействие детского сада и семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx682.71 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 162» города Сухиничи

ТВОРЧЕСКИЙ

ОТЧЕТ

«Взаимодействия детского сада и семьи»

                  Рудаковой Валентины Ивановны,

воспитателя муниципального казенного

дошкольного учреждения «Детский сад № 162» города Сухиничи

                               


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1. Актуальность темы. Цели и задачи…………………………………...6
  2. Теоретическое обоснование
  1. Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей………………………………………………………………7
  2. Особенности современной семьи…………………………………….8
  1. Практическая часть
  1. Взаимодействие детского сада и семьи………………………………11
  2. Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ……………………………………………………………………..11
  3. Формы работы с родителями………………………………………….13
  4. Функции, права, обязанности родителей…………………………….24
  5. Формы работы с семьей по оздоравливанию детей…………………24
  1. Заключение…………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………….28

Приложения…………………………………………………………....29

Введение.

Если родители не будут принимать активное участие

в воспитании ребенка, то они могут с легкостью разрушить

то, что стоит огромного труда и усилий воспитателей

Аркин

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

Семья имеет решающее значение в становлении личности ребенка. Без участия родителей невозможно его полноценное развитие. Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, организация семейного досуга, социализация, общений и др.) важное место занимает функция воспитания.

Воспитательная функция заключается в духовном воспроизводстве населения. На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых, и детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, в кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве, где оба участника чувствуют себя наделенными дарами.

В работе И.В. Гребенникова «О воспитательной потенциале семьи» выделены три аспекта воспитательной функции семьи.

  1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы проведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
  2. Систематическое воспитательное воспитание семейное коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляются те или иные ценностные ориентации.
  3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети интуитивно осознают свое влияние на других членов семьи буквально с первых дней жизни.

Исследования отечественных социологов (В.С. Собкин, Е.М. Марич, 2002) показывают, что 75,55 родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей». На втором месте стоит счастливая супружеская жизнь (67,7%), на третьем – хорошее здоровье (53,9%). Важно отметить, что «воспитание ребенка» и собственное «хорошее здоровье» существенно более значимы для матерей. Отцы же чаще отмечают «успешность в профессиональной деятельности» и «достижение материального благосостояния».

Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальными духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости.

Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика донесла до сегодняшнего поколения образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».

Мать как никто другой способна ощущать, воспринимать, осознавать, понимать, сопереживать ребенку, начиная с рождения.

С первых дней жизни мать воспитывает ребенка через чувства: поет колыбельную, рассказывает прибаутку, показывает картинки в книге, вместе с малышом танцует; хмурит брови, если он нашалил, улыбается доброму поступку; радуется первому слову, рисунку, постройке из кубиков; восхищается голубым небом, распустившимся цветком; приветствует прилетевших на кормушку синичек.

Позиция воспитателя-отца отличается от позиции матери. Если женщина как существо более эмоциональное, одухотворенное по своей природе, в воспитании детей руководствуется чувствами, то мужчина, как человек рациональный, деловой и серьезный, руководствуется разумом. Отец более четко и реалистично осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.

Мать для девочки – пример будущей девушки, женщины; для мальчика – образец будущей спутницы жизни. Отец формирует в мальчике будущего мужчину-отца, а в девочке – представления об идеале ее будущего избранника.

К сожалению, сегодня многие дети воспитываются в неполной семье, где ребенка воспитывает мать. Отсутствие мужчины в семье, согласно исследованиям психологов, ведет к психологической неустойчивости и большей чувствительности детей к состоянию матерей, к затруднениям полоролевой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни.

 

  1. Актуальность темы. Цели и задачи.

Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков – сможет. Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И наоборот, от качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Основные задачи взаимодействия детского сада в соответствии с ФГОС:

- создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе;

- поощрять родителей за внимательное отношение к потребностям ребенка, создавать необходимые условия для их удовлетворения в семье.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1.  Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей.

Исследования показывают, что родители дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит их молодых людей до 30 лет, однако, 35-40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о психологических механизмов воздействия с людьми разного возраста помогает воспитателю предотвращать трудности взаимодействия.

Психологическая особенность поздней юности (возраст 18-25 лет) – осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества.

Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность на результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или, когда всякая ответственность снимается.

Еще одна проблема – удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувства обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученные от родителей, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагоприятно сказывается на родительской роли, которую выполняют молодые люди.

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25-30 лет) – установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Проблемы неполных семей могут быть связаны с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка, может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность – попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

Весь период взрослости это освоение экзистенциальных социальных ролей – роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включает» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать – это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается не при чем. Часто одна оговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задачи ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.

2.2 Особенности современной семьи.

Необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

  1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменились, а значит, развитие ребенка происходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то ест обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов.

По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушения у совсем маленьких детей – до 3х лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на его членов.

  1. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского инстинкта поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и исходящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей). Мама со «спящим» инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от своего ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Депривированное материнство реализуется в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок «не цветет» довольством, значит, матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше поддержки и т.д.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще все страдает в дисфункциональных семьях.

  1. Рост числа разводов. Современная семья нукленарная – это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Неклуарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а условия счастья, обретение личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Взаимодействие детского сада и семьи.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, овладевать этими навыками, зависит от отношения к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяют важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействия влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг друга

  1. Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ

Замечено, что стресс, имеющий длительный и постоянный характер и болезненно сказывающийся на самочувствии (социальном, физическом и психологическом) родителей, не проявляется так остро у родителей, воспитывающих ребенка с заметными для окружающих другими отклонениями в развитии. Парадоксальным образом этот факт осложняет мотивацию родителей на сотрудничество: ведь внешне дефект не настолько социально порицаем, не вызывает нездорового любопытства окружающих. Но проблемность ситуации родителями осознается, поэтому они приводят ребенка в сад коррекционного типа и передают его на попечение специалистов.  Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.

На любого человека кто-то может оказывать влияние, о принятия решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает даёт информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов – на родителей и детей и т.п.

Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого-педагогический процесс.

Интерес – наиболее часто испытывается положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечивает связь интереса родителя, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены показательные выступления детей, фрагменты занятия, во время которых воспитатель, специалисты доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются упражнения, задания, идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание общаться за советами, поделиться собственным опытом. Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям.

Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает сам ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

  1. Формы работы с родителями

В нашем дошкольном учреждении взаимодействие с родителями уделяется особое внимание, поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то я старалась побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предположительно через осознание важности этого для развития их детей

При этом родители должны убедиться, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребенка, их включение в жизнь дошкольного учреждения. В качестве наиболее эффективной формы убеждения я предложила групповое обсуждение родителями и воспитателями участие родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которых научила родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

В своей работе по взаимодействию с родителями использовала как традиционные, так и не традиционные формы работы посещения семьи:

- индивидуальные консультации

- психологические тренинги

- общественные акции

- тематические круглые столы

- организация выставок, праздников

- участие родителей в совместных мероприятиях – «День здоровья», «День открытых дверей», в родительских собрания с участием детей и родителей.

Посещение семьи.

Семья, как известно, - это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому нам – воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, ели между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения

Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, я должна знать некоторые правила.

Можно:

- заранее предупредить родителей о своем приходе, выбрав удобный для обеих сторон день;

- говорить о ребенке, развитии его отношений с миром;

- предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка;

- просить совета в вопросах взаимодействия с ребенком;

- благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.

Нельзя:

- опаздывать или приходить раньше, а также отменять встречу без согласования;

- говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;

     - предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;

     - проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;

     - вести во время беседы записи.

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада проблем воспитании ребенка. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Беседа.

Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет, нам – воспитателям прикоснуться к внутреннему миру родителей (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Успех беседы зависит от предварительного установления контакта, степени подготовленности беседы, умение ее вести. Беседу с родителями я начинаю с краткого выступления, в котором обозначаю тему, цели и задачу разговора.

Затем я предлагала вопросы: простые, нейтральные по смыслу – в начале; сложные, требующие размышления, припоминания разных жизненных ситуаций – в середине; вопросы, стимулирующие формирование родителями своего запроса педагогам детского сада – в конце беседы.

Примерные вопросы к беседе:

  1. Состав семьи.
  2. Место работы родителей.
  3. Как семья предпочитает проводить свободное время?
  4. Чем увлекаются члены семьи?
  5. Как складываются отношения между детьми в семье?
  6. Как разрешаются конфликты в семье?
  7. Применяют ли к детям какие-либо наказания? Если да, то какие именно?
  8. Какие виды поощрения приняты в семье?
  9. Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка?
  10. Как вы преодолеваете эти трудности?
  11. Нужна ли вам помощь детского сада? Какая именно?

В ходе бесед даю родителям рекомендации по выполнению домашних заданий, повторению разученного материала, разъясняю направленность отдельных игр

Анкетирование.

         Одной из методик формы работ с родителями я использовала анкетирование.

 Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. Успешно организовывала его как во время общения с небольшой группой родителей, так и на совместных родительских собраниях.

         Преимущества данного метода – его оперативность и простота. Результатом анкетирования являлась оперативно собранная информация, позволяющая правильно оценить ситуацию, выявить мнение родителей, суметь вовремя исправить возможные допущенные ошибки со стороны сотрудников дошкольного учреждения. Кроме того, результаты анкетирования является прекрасным методическим материалом, который я успешно использовала в своей работе.

         Благодаря анкетированию я обобщила и проанализировала материал по темам «Оценка детей родителями», «Особенности воспитания ребенка в семье», «Что мешает родителям в общении с ребенком», «Каким видят родители своего ребенка», «Как родители воспринимают общение ребенка со своими сверстниками».

                                         Родительское собрание.

Основной и оправданной формой общения с родителями для сотрудников ДОУ остается форма родительских собраний. Тем не менее на данной традиционной форме общения с родителями я остановлюсь подробнее, поскольку в последние десятилетие эта традиционная форма потерпела серьезную редакцию. Сразу же хочется отметить, что групповые родительские собрания продолжают оставаться целесообразными и действенными формами общения педагога-воспитателя с коллективом родителей, в ходе которого происходит информирование сторон об организации воспитательного процесса, целях и задачах, которые выдвигает педагогический коллектив дошкольного учреждения, о содержании и методах организации воспитательного процесса.

         Часто родительские собрания превращаются в шумные разговоры о проблемах, порой не имеющих прямого отношения к воспитательному и образовательному процессу.

Вторым вариантом родительского собрания может стать монолог воспитателя, выступавшего на нем как единственное лицо, сведущее в вопросах воспитания и не терпящее никакого другого мнения. Само выступление воспитателей напоминающее программные речи, в которых акцент делается на слова – «распоряжения», сходные с приказами не может быть образцовым, поэтому в нашей работе слова «нужно», «должен», «сделайте», «принесите», «сдайте», «слушайте, что я говорю» я стараюсь не использовать, чтобы сохранить атмосферу сотрудничества и доверия меду собой. Практика показывает, что выступления перед родителями с докладом является не лучшим способом формирования партнерских отношений между родителями и педагогами дошкольного учреждения в воспитании ребенка. Современные условия жизни, диктуют нам, специалистам детского дошкольного учреждения необходимость научиться слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать. Поиск путей к диалогу между родителями и воспитателями является основной задачей, которую должен поставить перед собой каждый, кто заинтересован в создании партнерских отношений. Причем в партнерских отношениях важны не только положительные импульсы, исходящие от педагогов-воспитателей; не менее важную роль играет и обратная связь.

         Диалог между родителями и педагогами-воспитателями является необходимым шагом к взаимопониманию, ступенькой для формирования атмосферы доверия.

 В настоящее время наиболее позитивно, зарекомендовала себя диалоговая форма проведения родительских собраний, направленных на стимулирование партнерских взаимоотношений между родителями и воспитателями.

         Мы, воспитатели, использовавшие в своей работе диалоговую форму проведения родительских собраний, исключаем какой-либо диктат со своей стороны или навязывание собственного мнения в вопросах воспитания детей. Более того, именно подобная универсальная форма открывает возможность каждому присутствующему на собрании родителю высказать собственную точку зрения, приняв участие в публичном обсуждении проблем воспитания. Форма диалога приносит более ощутимые результаты при формировании общих интересов.

         Из формы диалога рождается форма собраний-встреч, которые не должны превращаться в формальное общение с родителями воспитанников. Эти собрания-встречи становятся событиями и для родителей, и для нас. На этих встречах создается атмосфера доверия, уважения, рождается желание оказывать помощь и поддержку в проведении совместных мероприятий.

         Целью таких встреч является установление контакта между педагогами дошкольного учреждения и родителями, установление дистанции в диалоге между сторонами. Воспитатели ведут корректное наблюдение за родителями, при необходимости определяют тип поведения родителей в общении, особенности реакций, характер вербальных и невербальных контактов.

 Внимательный педагог-воспитатель уже при первой встрече способен получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, узнать об особенностях его развития, правильно определить воспитательный потенциал семьи. Но и родители, в свою очередь, могут составить мнение о возможностях воспитателей ДОУ, получить информацию предложениях, которые могут поступить в их адрес со стороны руководства дошкольного учреждения. Такие встречи могут походить неоднократно.

        При проведении любого собрания надо помнить, что, лишь соблюдая определенные правила и условия, можно получить положительный результат. Прежде всего, мы должны уважать права родителей независимо от занимаемого ими положения в обществе, их материальных доходов и верования. Каждый из нас должен уметь искренне выражать свои чувства и уметь контролировать их, хотя со стороны родителей нередко могу услышать достаточно резкие замечания в свой адрес. При проведении таких встреч, нужно прислушиваться к эмоциональному состоянию родителей, сглаживая наиболее острые углы.

Во время встреч с родителями я предоставляю им возможность, открыто рассказать о тех трудностях, которые они испытывают в воспитании своего ребенка. Во время встречи родители обмениваются советами, высказывают свои точки зрения по затронутой проблеме.

        В ходе проведения встречи-диалога не надо торопиться с выводами и рекомендациями. Задача состоит в создании условий отображения ситуации в зеркале своего восприятия. Главными условия проведения успешной встречи являются стремление к понимаю и желание совместного рения проблем.

        В своей работе я часто использую и другие нетрадиционные формы проведения родительских собраний: проведение деловой игры, круглого стола по теме: «Здоровым быть хорошо» с участием специалистов.

        Родительское собрание в форме семейной гостиной считаю наиболее удачной формой, так как она предусматривает неформальное общение родителей, педагогов, детей, которое предоставляет всем участникам возможность проявить свои потенциальные способности. В рамках семейной гостиной можно обсуждать разнообразные проблемы и использовать различные виды деятельности. Гостиные могут объединить семью, вызвать желание общаться чаще и лучше понимать друг друга.

Значение родительских собраний

Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:

- актуальность тем, поднимаемых на встречах;

- насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;

- возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Любопытно было узнать, как сами родители формулируют результативность в проводимой в детском саду работы (график 3)

 

График 3

Содержание ответов, %:

  1. Нравится возможность получить ответы на вопросы, решить проблемы – 49;
  2. Много интересной и поучительной информации о собственных детях -33;
  3. Интересно общаться со специалистами – 31;
  4. Дают возможность понять педагога; нравится совместная деятельность родителей, детей; нравится творческая атмосфера -24;
  5. Привлекает возможность увидеть, чем занимаются в саду, и посмотреть занятия – 23.
  6. Кроме того, такая работа позволяет:

- давать родителям информацию педагогического содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей, так и воспитателей;

- наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе с детьми;

- продемонстрировать приемы и методы работы с детьми.

«День открытых дверей».

«День открытых дверей» - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день мы предъявляем семьям воспитанников свои достижения. Родители знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержке воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день знакомим семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей и приглашаем к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.

Стенды.

Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах я целесообразно размещала информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную.

Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режима для ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе.

Мне, как воспитателю, важно помнить, что оперативная информация быстро устаревает, утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:

- структурирована по направлениям («родители и дети», «бабушки и внуки»);

- отвечает информационным запросам родителей;

- эстетически оформлена;

- содержит так и фотоматериалы.

Особый интерес у родителей вызывает рубрика «О наших детях». В ней, например, помещаю такую информацию: «Посадили с детьми бобы, лук, огурцы. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Привлекайте к посильной работе. Ходите с детьми на экскурсии. Поинтересуйтесь, что они там видели. В выходной день сходите вместе на прогулку в парк: вы увидите много интересного. Стремитесь воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к растениям и животным».

Другая информация: «Сегодня дети познакомились с составом числа. Спросите, как можно получить число … из двух меньших?».

В индивидуальной работе с родителями использую папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Физическое воспитание детей» помещаю рекомендации

  • по организации занятий физкультурой с детьми дома;
  • по устройству домашнего стадиона;
  • примерные комплексы упражнений.

В папке «Словарь вежливого человека» предлагаю высказывания педагогов и писателей о вежливости, общей культура человека. Даю советы

  • как надо воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста;
  • что читать детям;
  • как поступить в той или иной ситуации.

Родители могут взять папки-передвижки домой на неделю, после чего провожу беседы о содержании помещенного в них содержания.

Индивидуальные беседы.

Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по моей инициативе. Я должна всегда быть готова отвечать на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Организуя беседу, я должна помнить о ряде требований к ее проведению: беседа в утренние часы менее продолжительна, чем беседа в вечерние часы и касается в основном самочувствия ребенка, его настроя на пребывание в детском саду. В вечерние часы я могу отметить особенности поведения ребенка в течение дня, его успехи или неудачи. Если необходимо обсудить более серьезные вопросы, то место и время беседы оговариваются заранее. Присутствие ребенка в ситуации обсуждения детских проблем, ошибок в семейном воспитании нежелательно.

Цель и тема беседы с родителями продумывается мною заранее; на их основе составляю план, подбираю соответствующие вопросы. Не следует начинать беседу с постановки проблемы, лучше сначала расположить родителей к разговору, настроить на контакт. Я должна не только говорить сама, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией, используя следующие вопросы: «Что это значит для Вас? Не могли бы Вы привести пример?», а также примеры уточнения полученной информации: «Вам важно, чтобы…», «Я вас правильно поняла…».

Памятки.

Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают от меня памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей (родительские собрания, конференции, консультации и т.д.). Если семья по той или иной причине не участвовала во встрече, она может получить памятку в индивидуальной порядке с соответствующими устными рекомендациями.

Праздники

В детском саду мы используем такую эффективную форму работы с родителями, как спортивные праздники. Проведение совместных спортивных праздников не является новой формой взаимодействия с родителями. Однако именно совместные спортивные мероприятия, организованные с привлечением педагогов-воспитателей, родителей и детей, не только создают наиболее благоприятные условия для физического развития, но и служат основой для укрепления здоровья всех участников соревнований, в основе которых лежит чувство любви, взаимопонимание, совместное творчество.

По содержанию совместные спортивные праздники могут быть представлены в виде физических упражнений на звание «Самый сильный». Это могут быть «Веселые старты», в которых могут принимать участие семейные пары вместе с детьми. Можно использовать подвижные игры (как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях). В ходе проведения спортивных состязаний важно превратить их в настоящий праздник, для чего помимо спортивных упражнений необходимо включать конкурсы загадок, встреч со сказочными героями, неожиданные сюрпризы и розыгрыши. Поскольку среди воспитанников дошкольного учреждения могут оказаться дети, занимающиеся в спортивных секциях и кружках, следует обязательно провести показательные выступления этих ребят.

Особое место занимает музыкальное сопровождение. Для каждого из видов состязаний мы должны подобрать собственное музыкальное сопровождение. Кульминацией любого праздника является момент награждения. Опираясь на практических опыт работы, хочу отметить, что при награждении очень важным является не только выделение победителей эстафет, но и то, чтобы с праздника никто не ушел обиженным. Я придумывала номинации «Самый выносливый», «Самый веселый», «За волю к Победе». После соревнований устраивала сладкий стал, сидя за которым, и ребята, и взрослые с удовольствием вспоминали разные запомнившиеся моменты соревнований. Совместные праздники с родителями способствуют укреплению партнерских взаимоотношений и надолго остаются в памяти и ребят, и родителей.

Особой формой изучения семьи являются праздники среди родителей и сотрудников. День матери, День пожилых людей, День семьи, День защиты детей – это то праздники, которые стали традиционно проходить в нашем дошкольном учреждении. В эти дни проводится много интересного: конкурсы, соревнования, выставки, награждения, спектакли и многое другое. Праздники украшены сюрпризами, а также музыкальными представлениями детей. Хочу отметить тот факт, что самыми запоминающимся праздником является, посвященный Международному дню семьи (15 мая), который проходит в нашем детском саду третий год подряд. Он не только объединяет родителей и детей, но и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, о их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное – родители раскрывают свои таланты и творческие способности.

Выставки

Одной из форм моей работы с родителями являются выставки совместного творчества. Подготовку к ним начинаю за 2-3 недели: составляю положение о выставки с указанием темы, номинацией, необходимых материалов, провожу консультации, встречи с родителями, на которых они включаются в выбор материалов и форм деятельности, вариантов создания композиций.

При подготовке к выставке особое внимание уделяю предварительной работе с детьми. Необходимо увлечь их этой деятельность, чтобы они активизировали к сотворчеству родителей, заинтересовываю детей, показывая уже готовы работы, побуждаю их к созданию совместных с родителями композиций. Тогда и родители начинают проявлять интерес, увлекаются, создают разнообразные поделки с детьми и активно участвуют в выставках («Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Мой любимый город» «Белоснежна, белокрыла наша зимушка-зима», и др.).

Активное участие в выставках принимают практически все сотрудники детского сада. После оформления выставки провожу дневные экскурсии для детей и воспитателей и вечерние для детей и их родителей.

Дети с большим интересом рассматривают экспонаты, с гордостью показывают друзьям изготовленные совместно с папами и мамами поделки. Родители с благодарностью отзываются о выставке, осознают, что работа нужная и важная.

Наши дети постоянно участвуют в районных конкурсах детского рисунка, где занимают призовые места.

С детьми старшего возраста оформляю стенды к праздникам: 23 февраля и 8 марта с рисунками, фотографиями и поздравлениями от мам и детей, для пап и детей, для мам. Такие стенды помогают нам сказать важные слова, понять, какое огромное значение имеет в жизни семья, дом, где ты нужен и любим. Это сближает всех членов семьи.

Родительская конференция

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, я при необходимости оказываю помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Консультации

        Обычно составляю систему консультаций, которую провожу индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разный групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации является усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждением статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).

        Темы могут быть различными – это и «Воспитание дружеских отношений в игре», «Игры для детей с затруднениями говорить».

Проектная деятельность

В своей работе с родителями использовала новую форму взаимодействия – проектную деятельность. Разработала следующие проекты: «Моя малая Родина», «С чего начинается Родина?», «Новогодняя игрушка», «Малые олимпийские игры». Участниками проектов являлись дети, педагоги и родители. (См. приложение)

  1. Функции, права, обязанности родителей.

 - создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;

 - удовлетворение потребностей ребенка;

 - обеспечение безопасности;

 - обеспечение адаптации к жизни;

 - воспитание ребенка.

Ребенок жаждет:

 - нежности

 - ласки

 - любви

 - тепла

 - поддержки

 - понимания

 - одобрения

 - заботы

 - похвалы

 - улыбки

  1. Формы работы с семьей по оздоравливанию детей.

Одна из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Осуществление здоровьесберегающей деятельности в нашем детском саду ведется на протяжении многих лет.

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей особую ответственность. Родители считают главным вырастить ребенка здоровым, но многие не имеют четкого представления, что же для этого необходимо. Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более половины родителей регулярно используют соблюдение санитарно-гигиенических требований, прогулки на свежем воздух, правильное питание, а вот форму и виды физической активности, закаливающие процедуры родителями применяются очень редко. Только 15% опрошенных родителей приучают детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Готовность ребенка к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается на знаниях и опыте, приобретенных в семье, а также в образовательном процессе детского сада.

Результативность образовательного процесса зависит от компетентности педагога, который должен быть не просто специалистом, хорошо знающим методические рекомендации и умеющим ими пользоваться, а профессионалом, способным грамотно реагировать на быстро меняющиеся условия, в которых протекает его деятельность, решать многочисленные практические задачи, связанные с обучением и воспитанием дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, в тесном взаимодействии с родителями или законными представителями.

В объединении всех участников образовательного процесса, а также формировании их здоровьесберегающей компетентности ведущую роль играет детский сад. Одним из направлений деятельности нашего ДОУ стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения.

Существует несколько видов работы с родителями: коллективная или индивидуальная, опережающая или параллельная. Опережающая коллективная работа определяется предложением детского сада и направлена на ознакомление семьи с оздоровительной программой, выяснение отношения к ней родителей, предложение сотрудничества. Задачи параллельной коллективной работы – ознакомление семьи с текущими результатами работы по здоровьесберегающей деятельности. Индивидуальная опережающая или параллельная работа с семьей может проводиться в случае обращения родителей за помощью или возникновения каких-либо проблем у конкретного ребенка. По необходимости в детском саду проводятся индивидуальные беседы по вопросам здоровьесбережения.

Мы выделяем несколько направлений в работе с родителями по здоровьесберегающей деятельности.

  • Ориентация семьи на здоровый образ жизни. Для решений этой задачи используется оформление различного рода стендов, совместное обсуждение программы оздоровительной деятельности в ДОУ.
  • Медико-психолого-педагогическое просвещение по вопросам сохранения и укрепления здоровья реализуется в совместной работе специалистов ДОУ, которая делает родителей действенными участниками образовательного процесса. Для достижения этой цели используются следующие формы и методы работы:

- общие и групповые родительские собрания;

- групповые и индивидуальные консультации;

- организация встреч с различными специалистами, оформление уголков здоровья, папок-передвижек;

- ознакомление родителей с различными лечебно-профилактическими мероприятиями через информационно-коммуникативные средства.

  • Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи здоровьесбережения:

- создание паспортов здоровья каждого ребенка;

- организация оздоровительной среды в группе и на участке;

- совместная организация спортивных мероприятий, досугов и праздников;

- проведение дней открытых дверей – приглашение родителей в ДОУ в удобное для них время для просмотра оздоровительной работы: физкультурных занятий, занятий здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т.п.

        Работа по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей не только позволяет на деле осуществить индивидуальных подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместной деятельности по оздоровлению детского организма и повышению его физической подготовленности, стимулирует родителей быть примером для ребенка в соблюдении правил здорового образа жизни, способствует обогащению знаниями и опытом всех участников образовательного процесса.

  1. Заключение.

В результате проведенной работы контакт с родителями стал теснее. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, интересоваться различными сторонами воспитания детей, активнее посещать мероприятия, участвовать в их организации. Об этом свидетельствует результаты участия родителей и детей в творческих конкурсах, акциях городского уровня детского сада:

Городские конкурсы:

- «Сухиничи - мой город»;

- «Защитники Отечества в моей семьей»;

- «Букет для мамы»;

- «Великой Победе посвящается».

        Конкурс ДОУ:

- «Огород на окне».

        Групповые выставки поделок:

- «Берегись автомобиля»;

- «У мамы руки золотые»;

- «Зимушка хрустальная»;

        Акция:

- «Сделаем сад красивым».

        Альбом:

- «Кто я?».

В ходе сотрудничества с родителями проявилась их «включенность» в образовательный процесс. Это отражалось в количественном показателе присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний; присутствие на детских праздниках; участие в выставках, конкурсах; помощь в оснащении педагогического процесса. Также отмечались такие качественные показатели, как инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельность детей и взрослых. По проведенному анализу работы видно, что по результатом диагностики в группе на 30% увеличилось число активности; на 5 – выросло количество исполнителей, на 35% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.


Список использованной литературы:

  1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей 2004г.
  2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., под ред Н.Ф. Виноградовой – М.: Просвещение, 2001 – 192с
  3. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991
  4. Маленкова Л.И Педагоги, родители и дети/ Т.И. Маленкова – М.:2004-233с.
  5. Додокина Н.В., Курявцева Е.А. Методика работы с родителями. Методическое пособие для педагогов и родителей, 2008
  6. Матейчик З. Родители и дети. М., 1992
  7. Гребенщиков И.В. О воспитательном потенциале семьи. Советская педагогика. №1., 1981
  8. Филипчук П. Знаете ли вы своего ребенка. М., 1985
  9. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье/ Т.А. Маркова. – М.: 2001-318с
  10.  Семья в психологическом консультировании/ под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М.:2000-18с
  11.  Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/ под ред. В.К. Котырло – М.: Педагогика, 2001-342с
  12.   Глебова С.В. Детский сад – семья
  13.  Евдокимов В.С. Детский сад и семья
  14.  Глебова С.В. «Родительское собрание 2004»
  15.  Журнал «Дошкольное воспитание 2007-№5» ст. «Новый взгляд на родительские собрания»
  16.  Журнал «Дошкольное воспитание 2000-№2» ст. «Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей»
  17.  https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1831464.htm
  18.  http://www.resobr.ru/materials/47/42847/

        


ПРИЛОЖЕНИЯ

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования

 


C:\Users\Kickass\Desktop\1.jpg


Содержание ответов, %:

  1. Нравится возможность получить ответы на вопросы, решить проблемы – 49;
  2. Много интересной и поучительной информации о собственных детях -33;
  3. Интересно общаться со специалистами – 31;
  4. Дают возможность понять педагога; нравится совместная деятельность родителей, детей; нравится творческая атмосфера -24;
  5. Привлекает возможность увидеть, чем занимаются в саду, и посмотреть занятия – 23.

Перечень литературных произведений, отображающих отношение родителей и детей

Отечественные авторы

Айтматов Ч.Т. «Белый пароход». Андреев. Л.Н. «Петька на даче». Белов В.И. «Привычное дело». Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство». Короленко В.Г. «Слепой музыкант». Нагибин Ю.М. «Комаров». Панова В.Ф. «Сережа». Станюкович К.М. «Нянька». Толстой Л.Н. «Детство». Чехов А.П. «Беглец», «Гриша», «Детвора», «Дома», «Житейская мелочь», «Событие», «Устрицы»

Зарубежные авторы

Бейтс Г.Э. «Этюд с цветами». Бредбери Р.Д. «Детская площадка», «Вино из одуванчика». Вулф Т. «Взгляни на дом свой, ангел». Гюго В. «Отверженные». Диккенс Ч. «Домби и сын». Лассила М. «Монассе Яппинен». Манн Т. «Будденброки». Генри «Вождь краснокожих». Пуиг М. «Предательство Риты Хейворт». Роллан Р. «Жан Кристоф». Сартр Ж.П. «Слова. Эллисон Р.У. «Лечу домой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

В презентации представлен опыт  работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

опыт работы «Использование ИКТ во взаимодействии детского сада и семьи в интересах развития ребенка».

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как п...

Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»

Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...

Опыт работы педагога по взаимодействию детского сада и семьи

Тема: «Опыт работы педагога по взаимодействию детского сада и семьи».В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами. ...