ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка...........

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида «Теремок»

                                                     

Содержание

  1. Актуальность опыта                                     3
  1. Теоретическая база опыта                            5
  1. Ведущая идея опыта                                     7
  1. Технология опыта                                         8
  1. Результативность опыта                               13
  1. Библиографический список                          15
  1. Приложение                                                  16

Актуальность опыта

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи, с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Теоретическая база опыта.

В настоящее время обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими его людьми, конструктивно решающий возникающие социальные  проблемы.

Как утверждают педагоги и психологи  (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития, именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

  • адаптации к социальному миру;
  • интеграции и принятия социального мира как данности;
  • дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду». Исследователи дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) и др. подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с большинством психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно, полагают ученые (А.В. Мудрик, М.И. Лисина) необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

                                       Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых благоприятных социальных условий для полноценного развития ребенка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.

 Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

                                         Технология описания опыта

Работая над проблемой по социализации  дошкольников, я сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.

Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Мною  были определены следующие задачи:

  • Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.
  • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
  • Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

  • неуважительное отношение к именам сверстников;
  • неумение отстаивать свою точку зрения;
  • незнание детьми своих прав;
  • неумение вести себя в конфликтной ситуации;
  • неумение давать оценку своим поступкам;
  • неуважение  к результатам труда людей;
  • непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.

Методика «Детский сад»  целью, которой является проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада, показала:

Исходный уровень психологической комфортности

пребывания детей в группе детского сада методика «Детский сад»

Проанализировав Методику «Детский сад» (приложение№1), можно сделать вывод, что дети и родители нуждаются в помощи. И выявление наличие этих проблем,  позволило мне взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми.

Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие  их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

             начало года                                                                                       конец года

Исходный уровень психологической комфортности

пребывания детей в группе детского сада методика «Рисунок семьи»

Мною был составлен перспективный план мероприятий, в котором последовательно определили этапы работы с детьми.

Мы начали свою работу с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры); воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей  друг к  другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием была проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад».

В процессе проведения образовательной деятельности  воспитывали уважение к труду взрослых, формировали положительное отношение к детскому саду, объясняли детям, что друг к другу следует относиться по доброму, называть друг друга ласково. Использовали: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагались фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее. НОД «Дружная семейка», было продолжением предыдущего.

Во время формирующего этапа,  я  проводила  работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.

Основными формами работы детского сада и семьи я  выбрала как традиционные формы работы:

  • консультации,
  • анкетирование,
  • родительские собрания,
  • беседы.

Так и нетрадиционные формы:

  • совместные досуги, праздники,
  • участие родителей в выставках,
  • организация дней открытых дверей.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:

  • обмене идеями, практическими советами по поводу                                      предстоящего праздника;
  • помощи в разработке сценария;
  • разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
  • помощи в оформлении помещения;
  • пошиве праздничных костюмов;
  • подготовке отдельных номеров;
  • изготовлении сюрпризов и подарков и т.д.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта показала, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад», автора Немова Р.С. и методике «Рисунок семьи» и проделанной работы, в начале года дети были, не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей изменилось. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам. Полученные данные после анализа методики, мы сравнили с предыдущими и отобразили в диаграммах.

Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.

Результаты исследования я отобразила следующим образом: В 2008-2009 году 38% детей имели низкий уровень, 29% средний уровень, и  33% высокий уровень, в 2009-2010году показатель низкого уровня снизился и стал 22%, повысился средний уровень 32%, и высокий 43%, спустя проделанной работы результаты исследования значительно улучшились и так в 2010-2011 году  низкий уровень составил 5%,средний уровень вырос до 39%, а высокий составляет 62%.

Таким образом,  можно сделать следующий вывод, что опыт работы по  социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.

Библиографический список.

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1985. – 238 с.
  2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. –376 с.
  4.  Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с.49 – 53; № 6 – с.46 –51.
  5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. С. 398-464.
  7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М.: Издательство Владос-пресс, 2005
  8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
  9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.
  10. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004.
  11.  Гуров В.Н. Семья в системе формирования современной личности.// Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.
  12. Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С.119
  13.  Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.
  14. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1986.
  15. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; - Мн.: Лексис, 2004.

Олар Ольга Васильевна



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОО  «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ПОЗНАНИЕ»,

 НА ТЕМУ: « ДЕТСКИЙ САД-ВТОРОЙ НАШ ДОМ»

Цель: показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры); воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей к друг другу называть друг друга ласково, нежно, весело), развивать положительные эмоции у детей.

Предварительная работа: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение худ. литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; с/р игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; д/и «Кому, что нужно для работы», разрезное лото «Профессии».

Оборудование: мягкие игрушки (белка и заяц),красочная коробка, конверт с картинками повара и врача, набор игрушек (кастрюля, сковорода, плита, овощи, градусник, шприц, пластырь, баночка с витаминами), сдобное тесто, мольберт

   Ход  занятия:

(Дети стоят полукругом; на столе стоят игрушки Зайка и Белочка, лежит большой конверт и красивая коробка)

Воспитатель: «Посмотрите-ка, ребята,

    В гости к нам пришли зверята!»

- Ребятки, а кто к нам пришел сегодня в гости? (Белочка, Зайка)

-Правильно. Да только что-то они какие-то невеселые, чем-то огорчены.

Белочка: «Мы на полках лишь сидим,

                  На игры детские глядим,

                  Хотим, чтоб был, как у ребят

                  Детский сад,  для нас – зверят.»

Воспитатель: Оказывается, ребята, зверята грустные, потому что у них нет детского садика, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое детский сад. Белочка, Зайка не грустите, наши ребята сейчас вам расскажут про то, что же такое на самом деле детский сад.

(Два ребенка по очереди рассказывают стихотворения)

1-й ребенок«Любим все мы детский сад

  В нем полным – полно ребят.

  Раз, два, три, четыре, пять…

  Жаль, что всех не сосчитать.

  Может сто их, может двести,

  Хорошо, когда мы вместе.»

 2-й ребенок  « Детки в садике живут,

                                     Здесь играют и поют,

                                     Здесь друзей себе находят,

                                     На прогулку вместе ходят.

                                     Детский сад – второй наш дом.

                                     Как тепло, уютно в нем!

                                      Вы его любите, дети,

                                      Самый добрый дом на свете!»

-Ребята, так что же такое детский сад? (дом)

- Что вы делаете в детском садике? (играем, читаем книги, гуляем, ходим на музыкальные занятия и т.д.)

- Вам нравится ходить в детский сад? (да, могут быть и другие ответы

Воспитатель: Но, ведь детский сад - это не только «дом», но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело.

-Скажите  пожалуйста нашим гостям, кто с вами каждый день гуляет, читает вам сказки? (воспитатели)

- Как их зовут? (Ольга Васильевна и Наталья Николаевна)

- Кто главный помощник воспитателям? (Няня)

-Как она помогает? (Приносит еду в группу, помогает одеваться и т.д.)

- А как зовут вашу няню? (Мария Ивановна)

-Какие ребята вы молодцы! Посмотрите, зверята  что-то с собой принесли.

Зайка: Мы принесли вам от наших лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. (Открывают конверт, достают две картинки, на которых изображен :  повар и врач, вешают на мольберт)

- Так, как мы не ходим в детский садик, мы никак не можем разобраться, кто же нарисован на этих картинках. Вы нам поможете, ребятки? (Да)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на картинке слева? (Повар).

- Как вы догадались? (Он готовит, режет овощи, у него белый колпак…)

- Правильно «Ходит повар в колпаке

                        С поварешкою в руке.

                        Он готовит нам обед,

                        Кашу, щи и винегрет».

- А как зовут наших поваров, которые готовят для нас вкусную еду каждый день? (Валентина Григорьевна, Наталья Алексеевна)

-Ребята, а кто нарисован на картинке справа? (врач)

-А в нашем садике, кто помогает нам, чтобы мы не болели и росли здоровыми?(медсестра)

-Молодцы! «За здоровьем деток медсестра следит.

                       Лечит без таблеток ангину и бронхит».

- Как ее зовут? (Татьяна Семеновна)

-А, что делает Татьяна Семеновна? (дает витаминки, взвешивает, измеряет температуру, мажет зеленкой раны…)

- Ну, что Зайка и Белочка, вы поняли кто здесь нарисован и чем они занимаются в детском садике? (Да)

Белочка: Вы, ребятки, уже устали. Вас так много в детском саду. Мы с Зайкой хотели бы с вами познакомиться и предлагаем вам сыграть с нами в игру.

(Дети встают в круг, в руках у воспитателя Белочка. Передавая ее вправо, дети по очереди называют свое имя ласково «Ирочка» и т.д., а Зайку передают влево – повторяют

(Дети садятся на стулья полукругом)

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, Зайка с Белочкой принесли еще вот эту красивую коробку. Зверята, а что в ней лежит

Зайка: Эта коробка необычная. В ней лежат предметы, которые так нужны для повара и медсестры. Мы их несли в ваш детский садик, чтобы отдать вам. Но мы так спешили к вам в гости, что Белочка, которая несла коробку, упала и все предметы рассыпались и перепутались. Теперь нам нужна ваша помощь, чтобы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы.

-Вы нам поможете ребята?(Да)

(Дид. Игра «Волшебная коробка»: дети с закрытыми глазами вытаскивают предметы из коробки, называют их, объясняют их назначение, кладут тому кому нужен предметом

Повару: продукты, плита, кастрюля, сковорода.

Медсестре: шприц, градусник, пластырь, витамины

Белочка: Молодцы! Вы все сделали правильно. Поэтому мы с Зайкой дарим вам эти игрушки. Вот Зайка видишь как много мы сегодня узнали от ребят: что такое на самом деле детский сад, что там делают, как там весело и красиво. Пойдем скорее обратно в лес расскажет  к нашим мамам, расскажем им об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной детский садик. И мы пригласим тогда ребяток к нам в гости.

(Слышится стук в дверь)

Воспитатель: Интересно, кто это там стучится? (В группу приходят: повар д/с и медсестра) Здравствуйте!

Медсестра: Здравствуйте, ребята! Да у вас сегодня гости? (Да, Белочка и Зайка). А я принесла вам витаминки, чтобы вы не болели. (Угощает ребят и зверят

Повар: Я тоже пришла к вам не с пустыми руками и принесла вам тесто. Из него вы можете слепить пирожки и угостить своих друзей. (Дает кастрюлю, в которой лежит тесто)

Воспитатель: Давайте ребята поблагодарим наших гостей, им пора идти.  Мы обязательно испечем пирожки и всех вас позовем на чай. До свидания!

(Сотрудники берут игрушки и вместе с ними уход)

                                                 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

Основные условия взаимодействия детского сада с семьей

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...

Сообщение из опыта работы "Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."

quot;Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмо­ционального интеллекта сформировалась достаточно не­давно, но с каждым годом ей уделяется в...