Говорящая среда в ДОУ
консультация

Приймакова Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы организации образовательной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлен первоначальный опыт работы по технологии «говорящая» среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_govoryashchaya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Говорящая» среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей

Автор: Большакова Екатерина Николаевна

Организация: МБДОУ ДС № 471 г. Челябинск

В статье рассматриваются вопросы организации образовательной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлен первоначальный опыт работы по технологии «говорящая» среда.

 

Что же такое произошло в современном дошкольном образовании, что настала пора переосмыслить имеющийся опыт работы и искать новые эффективные способы решения образовательных задач? До сих пор мы только говорили о «поддержке индивидуальности каждого ребенка», «о поддержке детской инициативы», «о самостоятельности воспитанников», а на самом деле преобладала позиция доминирующего взрослого, подход «солирующей педагогики», когда взрослый всё время куда-то «ведёт» детей за собой, задавая тон, содержание того, что будут делать дети, лишая их возможности проявлять свою собственную инициативу и самостоятельность.

А как же активность самого Ребёнка, как же его субъектная позиция, которые декларирует ФГОС дошкольного образования? Совершенно очевидно, что при таком подходе этого просто нет.

О технологии «говорящая» среда мы впервые услышали из вебинара Ю.В. Илюхиной в начале 2021-2022 учебного года. Не могу утверждать, что все содержание семинара стало для меня открытием, поскольку в развивающей среде группы нами издавна использовались схемы, карточки-подсказки, алгоритмы и другие дидактические пособия для самостоятельной деятельности детей. Однако, подходы, которые использовала автор семинара, действительно показались нам инновационными. В первую очередь, что было взято нами на вооружение - это оптимальное включение ребенка в создание среды группы.

Поэтому, сразу после просмотра вебинара поставили себе целью - ознакомиться с технологией «говорящей среды» и начать апробацию «действенности» ее элементов в предметно-пространственной среде группы. Было приобретено методическое пособие для педагога детского сада Ю.В. Илюхиной «Секреты интересного занятия». Образовалась группа педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, заинтересованных данной технологией. Приемы, описанные в книге, апробировались педагогами в практической деятельности, а затем, обсуждалась их эффективность в работе с детьми. Такая система работы помогла обобщить творческие идеи педагогов по индивидуализации развивающей среды в брошюре «Организация «говорящей среды» как средство индивидуализации дошкольного образования» с методическим рекомендациями для педагогов.

В настоящей статье мне хотелось бы поделиться первичным опытом работы по созданию «говорящей» среды в компенсирующей группе для детей 5–6 лет.

«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Такое понимание предметно-пространственной среды в группекоторая создается взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет нам считать среду третьим педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.

Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».

Прежде чем сделать среду «говорящей», необходимо подготовить базу, направленную на становление игры и формирование у детей мотивов обучения. В первую очередь, мы обратили внимание на зонирование пространства, пересмотрели организацию центров активности. В целях избегания путаницы в терминах «центр» и «уголок», нами определено, что «уголок» — это более узкое понятие, нежели «центр». «Центр» может включать в себя множество уголков одной направленности. В нашей группе создано шесть центров развития детской активности с некоторым набором «уголков», поскольку их наполняемость по предметному содержанию является полифункциональной и взаимодополняемой для центра в целом и каждого уголка в частности.

Разделение среды на небольшие пространства (для игры и занятий 3-5 детей) производилось с помощью мебели (в т.ч. и кроватей), ширм, секционных стоек, больших цветочных горшков. Для соблюдения требований принципа доступности пришлось в группах произвести настоящую перестройку. Все надписи, полки, маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских работ, пособия и т. п. – ВСЁ установили на уровень глаз и рук детей. Теперь все игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности доступны детям и не требуют особого разрешения педагога. Следующим шагом перестройки стало наполнение центров признаками «говорящей» среды.

Нами определены три группы элементов «говорящей» среды, а также продуман примерный перечень содержащихся в них продуктов деятельности педагога и детей.

Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в среде значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого.

Важно обогащение «говорящей» среды продуктами совместной деятельности, созданных в условиях семьи, и участие в образовательном процессе других социальных образовательных ресурсов.

Уголки каждого центра наполнены картами-схемами для организации индивидуальной исследовательской деятельности картами – последовательностями, карточками – подсказками для организации индивидуальной творческой деятельности, дидактическими играми, карточками-напоминаниями для проверки своих знаний, созданных как руками взрослого, так и руками детей.

Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.

Как видно из вышесказанного, первая группа краткосрочных элементов «говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской деятельности. У педагогов, трепетно относящихся к результатам совместного с детьми труда, объективно возникает вопрос – куда их девать после завершения темы недели или проекта? Вариантов на самом деле много – подарить родителям, близким родственникам или детям младших групп, сохранить в портфолио и т. д. Мы, например, сохраняем интеллект-карты до следующего года и достаем, когда начинается соответствующая неделя. Дети с интересом начинают ее рассматривать, вспоминать, обсуждать и дополнять новыми сведениями, ведь запас их знаний за год увеличился, а потом сравнить – что мы знали год назад и что мы знаем теперь. «Обнуленная» таким образом среда с началом новой недели, проекта или значимого события вновь становится «говорящей», а дети-практики вновь начинают осваивать окружающий мир в самом тесном контакте с предметами и объектами ближайшего и удалённого окружения.

Вторая группа элементов, это материалы, находящиеся в среде длительное время и превращающие образовательное пространство в инструмент развития и обучения. К ним относятся: схемы-последовательности и картинки-напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, схемы-последовательности, правила поведения, определение своего эмоционального состояния, а также трафареты, обводилки, фризы и т.д. и т.п.

Результаты детской исследовательской деятельности, зафиксированные в Дневниках наблюдений, также становятся своеобразными обучающими карточками.

Отдельное место в среде групп занимают модели и макеты. В большей части макеты создаются в совместной деятельности педагога и детей, но основной акцент делается на участие детей в их создании. Детям предлагаются на выбор картинки задника, шаблоны для изготовления фигур, материалы для их раскраски, таблички для заполнения ключевых слов (на примере макета «Арктика» это: северное сияние, ледокол, чум, айсберг, нарты, упряжка и т.п. Отдельные макеты создаются в интерактивной форме, когда дети «собирают» детали макета в определенной последовательности, например, последовательностью круговорота воды в природе. Тематика макетов зависит не только от обсуждаемых исследовательских проектов, сезона, но и от индивидуального, личного интереса ребенка. Продукты совместной творческой продуктивной деятельности детей и педагогов часто используются в макетах.

При разработке параметров оценки «говорящей» среды важное место занимает присутствие элементов декора, созданных в процессе творческой детской деятельности, предметов обеспечения собственной игровой и театрализованной деятельности и т. д. Дети самостоятельно определяют, элементы дизайна среды по каждому времени года и сами оформляют группу.

И, наконец, третья группа признаков, это визуализация скрытых элементов среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности также визуализированы не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей. Дети самостоятельно визуализируют свои игровые пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться, если маркер повесить на другой крючок. Таким образом уголок Стройка может оказаться в уголке Математика. Для ориентировки в пространстве группы и помещении детского сада используются маркеры-указатели. Мы создали совместно с детьми указатель «направляйку», которая подскажет не только ребенку, но и взрослому, что где находится в детском саду.

Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детская типография" руками детей, как элемент "говорящей среды". Использование "Детской типографии" в подготовке к обучению грамоте.

Использование набора «Детская типография»   в подготовке к обучению грамоте. "Детская типография" руками детей.    Коллеги, хочу познако...

Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".

              Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...

Технология "Говорящая среда"

quot;Говорящая среда"...

Консультация "Говорящая среда"

Говорящая среда - один из элементов предметно-развивающей среды (РППС)...

«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»

Освещение практического опыта  работы по теме: «Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»...

Элементы "Говорящей" среды

Выступление из опыта работы...

СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...