Проекты
проект (подготовительная группа)

Будаева Ирина Зугдыровна

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Что за прелесть эти сказки!»

(Читаем вместе с детьми сказки на бурятском языке)

Автор проекта: Будаева Ирина Зугдыровна, воспитатель предшкольной группы

 МБОУ «Курумканская СОШ № 2»

Руководитель проекта: Гармаева Баирма Модосоевна, учитель бурятского языка

Курумкан

2018

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта: «Что за прелесть эти сказки!» (Читаем вместе с детьми сказки на бурятском языке)

Аннотация проекта

Проект направлен на привлечение внимания родителей детей дошкольного возрастак проблемам сохранения и развития родного бурятского языка, воспитание нравственных качеств, развитие познавательных и эстетических качеств.

Целью проекта является приобщение детей к красоте родного слова, развитие культуры речи на родном бурятском языкечерез чтение и слушание бурятских сказок.

Реализация проекта осуществляется на базе предшкольной группы МБОУ «Курумканская СОШ № 2».  

Основные мероприятия по проекту: отбор бурятских сказок для детей дошкольного возраста (5-6 лет), запись аудиоматериалов, разработка дневников читателя, методических рекомендаций, глоссария по сказкам, альбома раскрасок, конкурсы «Лучший знаток бурятских сказок», «Лучший чтец».

Ожидаемые результаты проекта: проект повысит уровень владения родным языком среди детей дошкольного возраста. В процессе работы с целевой группой  предполагается сформировать интерес к чтению, развивать речь, мышление детей дошкольного возраста, воспитывать нравственные качества.

Сроки реализации проекта: октябрь 2018 г. – март 2019 г.

Актуальность проекта: в 2005 году Всемирная организация ЮНЕСКО внесла бурятский  язык в Красную книгу исчезающих языков. По данным Росстата, буряты стали вторыми по образованности в стране и в то же время вошли в тройку национальностей с самым низким владением родным языком. По мнению ученых-лингвистов, исчезновение бурятского языка связано с отсутствием внешней языковой среды. Одной из причин является то, что языком преподавания является русский язык, сфера общественно – политической жизни связана с русским языком. Другой наиболее значимой причиной стало то, что в семьях мало стали говорить на родном языке либо вообще не говорят. Также нет достаточно литературы для детей с яркими иллюстрациями. Поэтому важнейшей задачей являетсясохранение бурятского языка как культурного достояния, живого и великого наследия предков. Снижение уровня знания родного бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.        

Все вышеназванные проблемы коснулись и нашего села Курумкан. В районе проживают представители более 10 этносов: буряты, русские, эвенки, татары и другие национальности. Был проведен опрос среди родителей детей предшкольной группы, чтобы узнать, почему мы не умеем говорить на родном языке и что нужно делать, чтобы сохранить родной бурятский язык? Анализ анкет показал, что к наиболее существенным  причинам относится отсутствие языковой среды. (Приложение 1).Они пишут, что даже если в семье говорят на бурятском языке, то, начиная с детского сада, затем в школе детив основном общаются на русском языке. Таким образом, русский язык постепенно вытесняет необходимость общения на родном языке.

На вопрос, что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру, родители предлагают следующее:

  • начинать изучение бурятского языка с детского сада;
  • создавать мультфильмы на бурятском языке;
  • изучать бурятский язык с 1 по 11 классы;
  • записывать бурятские песни на караоке;
  • больше выпускать хорошие детские иллюстрированные книги на бурятском языке.

В МБОУ «Курумканская СОШ № 2» изучение бурятского языка начинается в предшкольнойгруппе, и ведутся уроки со 2 по 9 классы. Но этого недостаточно, потому что важно прививать язык в семье. А как это возможно сделать, если рядом нет бабушки или родители сами плохо владеют языком? Поэтому инициативная группа родителей МБОУ «Курумканская СОШ № 2» решила создать аудиобиблиотеку сказок для детей 5-6 лет. И через слушание, а затем и чтение сказок прививать интерес к языку,  общению на родном языке.

Основные целевые группы: родители, дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов и бурятского языка, библиотекари.

Цель проекта: создание аудио библиотеки бурятских сказок.

Задачи проекта: 1)провести отбор бурятских сказок для детей 5-6 лет и подготовить чтецов для записи сказок;

2) выполнить качественную запись сказок;

3) разработать словарь к сказкам;

4) разработать альбом раскрасок к сказкам;

5) разработать методические рекомендации для родителей, дневник читателя;

6) провести родительское собрание на тему «Роль семьи в сохранении родного бурятского языка»;

7) провести обучающие семинары для родителей по использованию аудиобиблиотеки;

8) разработать календарный план реализации проекта и медиаплан для освещения проекта в СМИ;

9) провести праздник бурятской сказки;

10) распространять опыт через участие в конкурсах, семинарах, вебинарах, принимать участие в грантовых конкурсах;

11) разработать критерии оценки проекта.

Основным результатом проекта станет создание аудио библиотеки на базе МБОУ «Курумканская СОШ № 2» с участием учащихся школы, хорошо владеющих бурятским языком для записи сказок на CD-диск. Будут разработаны методические и дидактические материалы по использованию аудиобиблиотеки, проведены родительское собрание и обучающие семинары.

В проведении и организации праздника бурятской сказки примет участие районная детская библиотека, родительский комитет школы, Управляющий Совет школы.

Будут тиражированы и распространены диски и материалы для заинтересованных организаций.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе: данный проект внесет вклад в сохранение бурятского языка как культурного наследия и сформирует положительное отношение к общению на родном языке среди детей и родителей, повысит уровень владения бурятским языком.

Механизм оценки результатов: оценивание будет происходить в виде рецензирования методических и наглядных материалов, применяемых в проекте, экспертных заключений о мероприятиях, анкетных опросников и анкетирования.

Также при оценивании будет учитываться отношение родителей и самих детей к проведенным мероприятиям. О каждом из них участники составят отзывы в письменной форме.

Критериями  качественной  оценки  проекта  станут  изменения негативных мнений родителей и детей об общении на бурятском языке, формирование положительных взглядов на изучение бурятского языка.  

Критериями количественной оценки послужат число участников проекта, в т. ч. принявших участие в его мероприятиях и проявивших интерес к информационным материалам, которые выйдут в свет в ходе проекта.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сведения об основных исполнителях проекта:

Будаева Ирина Зугдыровна – воспитатель предщкольной группы МБОУ «Курумканская СОШ № 2», образование высшее педагогическое. Стаж работы - 20 лет. Осуществляет общее руководство исполнением проекта, отвечает за подбор участников проекта. Проводит встречи с учителями, воспитателями, родителями, другими заинтересованными людьми.

Гармаева Баирма Модосоевна – руководитель проекта, учитель бурятского языка МБОУ «Курумканская СОШ № 2», образование высшее педагогическое. Почетный работник общего образования РФ. Стаж работы по специальности – 31 год. Активно занимается вопросами учебно-исследовательской и проектной деятельности, участник и руководитель исследовательских и проектных работ. Отвечает за подготовку пакета методических и дидактических материалов.

Лубсанова Гажидма Алексеевна - член родительского комитета МБОУ «Курумканская СОШ № 2», библиотекарь, образование высшее. Стаж работы - 12 лет.

В проекте отвечает за взаимодействие с родительской общественностью, СМИ и библиотекой, администрирует подготовку и проведение  мероприятий  проекта.

В проекте оказывает консультативную помощь родителям, в  подготовке и проведениипраздника бурятских сказок.

Календарный план реализации проекта:  (Приложение 2)

Медиаплан проекта (Приложение 3)

Финансово-экономическое обоснование проекта. Бюджет проекта(Приложение 4)

Приложение 1

1.        Владеете ли вы бурятским языком?

2.        Имена ваших членов семьи бурятские или русские?

3.        Как вы считаете, нужно ли изучать бурятский язык?

4.        Придерживаетесь ли вы традиций бурятского народа?

5.        Что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру?

Приложение 2

Календарный план реализации проекта

Наименование

этапов, мероприятий

Сроки начала и окончания (месяц, год)

Ожидаемые итоги

Этап разработки и внедрения проекта

Отбор бурятских сказок

Сентябрь 2018 г.

Сборник бурятских сказок для детей 5-6 лет

Словарь

Разработка методических и дидактических материалов

Методические рекомендации для родителей

Альбом раскрасок

Дневник читателя

Разработка критериев оценивания проекта

Критерии оценивания проекта

Разработка календарного плана реализации проекта и медиаплана

План реализации проекта

Публикации в СМИ о ходе проекта

Отбор группы участников проекта

Октябрь 2018 г.

Группа участников проекта

Запись аудио материала

CD – диск с бурятскими сказками

Проведение родительского собрания «Роль семьи в сохранении родного бурятского языка»;

Сценарий собрания

Протокол проведения родительского собрания

Этап реализации проекта

Обучающие семинары для родителей

Ноябрь 2018 г.

Декабрь 2018 г.

Конспект проведения семинара

Анкетирование родителей

Январь 2019 г.

Анкеты, опросники

Конкурс «Знаток бурятских сказок»

Февраль 2019 г.

Викторина по бурятским сказкам

Конкурс рисунков

Рисунки детей

Этап завершения проекта

Праздник бурятской сказки

Март 2019 г.

Сценарий проведения праздника

Экспертные заключения о мероприятиях

Отзывы родителей, учителей

Тиражирование  дисков и материалов

Апрель 2019 г.

Диски, альбомы, сборник методических рекомендаций

Рецензирование методических и наглядных материалов

Рецензия

Приложение 3

Медиаплан проекта

Наименование  СМИ

Форма изложения информации

Количество  информаций

Районная газета «Огни Курумкана»

Газета «Нютагхэлэн/ Диалекты»/

Информационные заметки для ознакомления общественности с целями, задачами и актуальностью

проекта

2

Информационные сообщения в новостных рубриках с целью сообщения населению об общем ходе реализации проекта, его основных

мероприятий, привлечения внимания населения района  к вопросам сохранения бурятского языка

4

Официальный сайт администрации МО «Курумканский район»

Пресс-релизы о запуске и итогах проекта

2

Официальный сайт школы

Подробные информационные заметки и промежуточные отчеты о содержании и реализации проекта

5

Страница группы «Баргажанай буряадууд» (Хурамхаан, Баргажан)

https://vk.com/barg_kurumk_culture

Фотоматериалы и информационные сообщения об общем ходе реализации проекта, его основных мероприятиях

1 раз в месяц

Приложение 4

Финансово-экономическое обоснование проекта. Бюджет проекта

Статья расхода

Количество

Баланс

1

Бумага А-4

1 пачка

Предшкола

2

Цветной принтер

1

Предшкола

3

Диктофон

1

Нач.классы

4

Цифровой фотоаппарат

1

Администрация школы

5

ПК с выходом в Интернет

1

Предшкола

6

СD-диск

10

Администрация школы

7

Сканер

1

Предшкола

8

Видеокамера

1

Администрация школы



Предварительный просмотр:

«Волшебный пластилин»

Тема работы: «12 месяцев по лунному календарю»

ФИО автора:Будаева Лилия, предшкольная группа МБОУ «Курумканская СОШ №2», с. Курумкан, ул. Ленина, 37

ФИО руководителя: Будаева Ирина Зугдыровна

2018

Актуальность проекта

У всех людей есть дело, которым они любят заниматься. Кто-то рисует, кто-то поет, а я люблю лепить из пластилина. У меня есть книжки, которые мне помогаю, но чаще я леплю то, что мне придет в голову или то, что я вижу вокруг себя. Мне очень нравится лепить, и я делаю это с удовольствием. Началось все с того момента, когда мне бабушка купила книжку для лепки и пластилин. Так я и втянулась.  Мне очень нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный и из него можно сотворить что угодно. Также он используется для развития мелкой моторики рук. Важно, мять  пластилин, отрывать  от него кусочки, катать  их между ладошками.  Это нужно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности.  Я   уже умею лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ.  У меня очень много фигурок из пластилина, это разные сказочные персонажи из любимых сказок и мультфильмов. И в это раз я решила в честь празднования Белого месяца сделать сувенир-поделку «12 месяцев», который будет украшать интерьер нашего дома или же подарить гостям. В процессе лепки у меня возник вопрос из чего же сделан пластилин?      

Цель моей работы – изучение свойств пластилина, совершенствование умений и навыков   работы с пластилином в технике пластилиновая живопись.

Чтобы достичь этой цели, нужно решить следующие задачи:

  • выяснить что такое пластилин?
  • выяснить кто придумал пластилин?
  • выяснить что можно делать с пластилином?
  • познакомиться с научной литературой по теме;
  • узнать на основе эксперимента свойства пластилина;
  • пополнить свою «копилку» новыми поделками.

Что такое пластилин? Пластилин – это материал для лепки. Также я узнала, из чего делается пластилин? Его изготовляют из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того, чтобы пластилин не засыхал, добавляют воск или животное сало. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения различных фигур и изображений.

Какой бывает пластилин?

Сейчас на прилавках   магазинов можно найти пластилины даже самых необычных оттенков и

видов. В мире существует несколько видов пластилина.

  • Обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.

  • Профессиональный скульптурный пластилин – используется  скульпторами.  Он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность.

  • Арт-пластилин бывает двух видов:  «мягкий» – для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и  «твердый» –  для изготовления объёмных изделий, кукол, игрушек.

  • Детский отскакивающий пластилин. Поделки из такого пластилина отскакивают как мячик от множества поверхностей. Можно поиграть с ними.
  • Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков. Его используют для развития моторики у самых маленьких.

  • Застывающий пластилин имеет  яркие цвета. Фигурка из такого пластилина застывает в течение суток и может служить настоящей игрушкой или статуэткой.

  • «Умный пластилин» может быть жидким и твёрдым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься.  Он не маслянистый, как обычный пластилин, не пачкает одежду и руки, и его можно мыть, не ядовит, не содержит вредных добавок.

Достоинства пластилина

Секреты пластилина – это пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность. Каким должен быть хороший пластилин:

  • легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться;
  • не таять;
  • легко отмываться с рук теплой водой.

Домашний пластилин

       В интернете много рецептов приготовления пластилина в домашних условиях. Я предлагаю вам самый простой рецепт.Такой пластилин очень приятный на ощупь, мягкий, не липнет к рукам, детали очень хорошо липнут друг к другу,  цвета хорошо смешиваются между собой. Есть даже рецепт съедобного пластилина.


Ингредиенты: 
-горячая вода
-растительное масло
-мука
-соль
-лимонная кислота
-пищевые красители

Что можно слепить из пластилина?

1. Можно слепить различные овощи, фрукты и другие продукты.

2. Можно слепить различных животных.  

3. Если намазать пластилин на небольшую баночку, то получится замечательная ваза.

4. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни.

5.Слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление.

6. Облепить листок картона пластилином и выкладывать на нём рисунки из гречки, риса, гороха, фасоли, семечек, макарон, ракушек, камней, бусинок, блёсток или кусочков бумаги.

7. Картины из пластилина в технике пластилиновая живопись.

           Я выбрала лепку из пластилина животных – 12 месяцев по лунному календарю. Способ выполнения работы прост - лепка отдельных частей, который не требует большого опыта работы в этой технике. В целом картина смотрится объёмно, оригинально, красиво. Для   изготовления   картины   мне понадобятся   следующие:  

материалы:

  1.  Цветной картон;
  2. Пластилин белого, чёрного, коричневого, красного, оранжевого, серого и голубого цвета.

инструменты   и  приспособления:

  1. клеёнка  или   доска   для  лепки;
  2. ножик для пластилина;
  3. карандаш,  ластик.
  4. зубочистка;
  5. бесцветный лак:
  6. салфетка.

Мои советы: Различные оттенки пластилина можно получить путем смешивания цветов.

Организация   рабочего  места,  правила  безопасной  работы

Для изготовления  картины я подготовила рабочее место. Положила перед собой на стол доску для лепки, выше пластилин, слева картон, справа карандаш, стеку, ластик. Во время выполнения изделия нужно соблюдать следующие правила безопасной работы:

  • чтобы пластилин  не  прилипал  -  перед  работой  смочить  руки  и  доску  для  лепки  водой;
  • после работы тщательно вытереть руки сухой тряпочкой или салфеткой и вымыть теплой водой с мылом.     

Экологичность

Для изготовления работы я использовала только экологические материалы – пластилин, картон и зубочистку. Их применение не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

Выводы

  При работе над проектом «Волшебный пластилин»  я  узнала,  что  такое пластилин  и   кто его создал. Поняла, что  при  необходимости  недостающего  цвета, пластилин можно  смешивать.  Подтвердила гипотезу проекта, что работа с пластилином – это  творческая  работа,   где   каждый может научиться создавать поделки из пластилина. Эта работа помогла мне расширить свои знания  о пластилине, я  научилась  организовывать своё рабочее место, планировать свою работу.

Результатом своего проекта представляю картину животных  «12 месяцев по лунному календарю». Рисовать  пластилином    было  интересно,   необычно,  легко и     быстро.     Выполненная работа принесла радость  мне  и моим родным.  Мой проект   пригодится всем, кто заинтересовался поделками из пластилина, а я с удовольствием покажу и научу. Сама я хочу продолжить эту работу, придумывать  новые поделки.

Использованная литература:

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  3. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  5. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
  6. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Downloads\a4b9f916-6f6c-4ece-adb5-0a6fe93b2c91.jpeg

Срок реализации – 1 год (36 часов)

Возраст детей -5-6 лет.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Перспективный план кружковой работы.

3. Список использованной литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественныйвкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника.

Актуальность

Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда,

Когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,

Фантазии, творчества.

Без этого - он засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но, увы, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. А в ведь неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче. Именно такие творческие упражнения на занятиях по изодеятельности через элементы нетрадиционного рисования.

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается, но вместе с тем, сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью, недооценивается ее значимость, в частности рисования, в общем развитии дошкольников. Между тем (по Выготскому JI.)психологическая особенность детей дошкольного возраста такова, что «именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то, что им владеет.»

Через рисование, через знакомство с миром искусства, можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность.

Новизна.

Использование в работе методике нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малышам отразить свои мечты, отобразить фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней.

Отход от образца - шаблона, от общего анализа работ, при котором каждая детская работа - индивидуальная, хороша по своему.

Нетрадиционность технических приёмов в изобразительной деятельности.

«Игра в сказку» по средствам изобразительной деятельности.

Цель программы.

Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными приёмами рисования. Воспитание любви ко всему живому, прекрасному.

Задачи программы.

• Обучающая. Учить детей осваивать нетрадиционные техники рисования

• Развивающая. Развивать творческое воображение, творческие способности, расширять художественной опыт.

• Воспитательная. Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, художественный вкус, положительный интерес к изодеятельности.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы - 1 год.

Формы и режимы деятельности.

Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.

Продолжительность занятий с группой - не более 25 минут. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками рисования, нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами, обсуждение и выбор приёма рисования, вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными, нетрадиционными методами рисования, знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей.

После овладения курса кружковой деятельности дети:

*Владеют элементарными приёмами нетрадиционного рисования при работе с краской пальчиками, печатками из пробки, тычком жесткой полусухой кистью.

*Владеют более сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- оттиск печатками из ластика;

- восковые мелки+акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- волшебные верёвочки.

*Могут освоить ещё более трудные техники:

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная.

Педагогическая диагностика.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью через нетрадиционные приёмы рисования, необходимый продуктивный раздел работы. С этой целью использую индивидуальные диагностические задания, где определяется уровень овладения изобразительной деятельностью, используя нетрадиционные техники. Это позволяет выявить качественное своеобразие, сильные и слабые звенья работы. По результатам диагностики отмечаются проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе.

Для диагностирования определены критерии и показатели уровня овладения изобразительной деятельностью нетрадиционными методами.

Критерии:

• -умение детей называть, подбирать, комбинировать и самостоятельно использовать художественные техники рисования,

• -умение детей создавать композицию, использовать фактурность, объёмность в изображении.

• -умение детей воспринимать цвет разных тонов и правильное их применение.

Формы проведения итогов реализации программы.

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в районных конкурсах рисунков;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- творческий отчёт.

Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у детей дошкольного возраста специальные умения и навыки овладения нетрадиционного рисования;

- развить личностные качества;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с изобразительной - деятельностью.

- сформировать положительное отношение к изодеятельности.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает»достижения ребёнка - дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения:

• упражнение (при освоении приёмов рисования,

• игровой метод,

• наглядное моделирование.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приёмы:

- наблюдение;

- рассматривание готовых рисунков на выставках, на занятиях кружках;

- показ образца;

- показ способа рисования и другие.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить творческое воображение, внимание, мышление.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий.

Техническое оснащение.

1. Бумага любого формата и цвета.

2. Гуашь, акварель.

3. Карандаши, фломастеры.

4. Кисти.

5. Трафареты.

6. Штемпельные подушки из тонкого поролона.

7. Восковые мелки.

8. Мисочки для гуаши.

9. Свеча.

10. Жидкое мыло.

11. Трубочка (соломинка для напитков).

12. Нити (различной толщины).

13. Листья разных деревьев.

14. Кафельная плитка.

15. Зубная щетка и т. д.

Дидактические материалы.

1. Подборка готовых рисунков.

2. Образцы трафаретов, печаток.

3. Иллюстрации к игровым упражнениям.

4. Репродукции натюрмортов, пейзажей.

5. Педагогические эскизы.

4. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.

СЕНТЯБРЬ - РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И ЛАДОНЯМИ

1 Подсолнухи Упражнять в рисовании пальцами рук. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. Лист А4 с нарисованным кругом и лепестками, черная, зелёная гуашь, кисти, иллюстрации, салфетки

2 Рыбки в пруду. Упражнять в рисовании рыб, используя свои ладони, в прорисовывании хвостов. Развивать цветовосприятие. Лист А4, гуашь разных цветов, маркеры, салфетки

3 Ветка рябины Упражнять в рисовании пальцами рук. Учить рисовать ветки и листья у рябины. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. Лист А4, гуашь зелёного, красного цвета, акварель, салфетки.

4 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Лист А4, гуашь, акварель, салфетки.

ОКТЯБРЬ – РИСУЕМ СМЯТОЙ БУМАГОЙ И ПРОБКАМИ

1 Ёжик Упражнять детей в рисовании предметов смятой бумагой, прорисовывая недостающие детали акварелью. Развивать творчество. Лист плотной бумаги, смятая бумага, блюдце с гуашью трёх цветов.

2 Украшение посуды Учить рисовать чашки различной формы, украшать их узором. Развивать чувство композиции и ритма. Лист А4, гуашь, кисть, пробки, тампоны, гуашь в мисочках, образцы посуды.

3 Цветы в вазе Продолжить учить рисовать смятой бумагой. Развивать воображение, чувство композиции. Лист А4 тонированный гуашь в мисочках, смятая бумага.

4 Мои игрушки Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч).Закрепить умение украшать предметы, используя печатанье и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Лист бумаги, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшки, образы.

НОЯБРЬ – РИСУЕМ «ТЫЧКОМ»

1 Подсолнух познакомить детей с подсолнухом, его пользой для человека, упражнять в рисовании подсолнуха. Закрепить знания об основных цветах, формах. Лист бумаги, гуашь, по две кисти на ребёнка, салфетки, образцы, картинки.

2 На выставке кошек познакомить детей с домашним животным – кошкой, расширять знания о пользе кошек, их повадках. Упражнять в рисовании кошек методом тычка. Лист бумаги, гуашь, по две кисти на ребёнка, салфетки, образцы, картинки.

3 Поможем зайцу найти друзей познакомить детей с диким животным, расширять знания о зайцах. Упражнять в рисовании методом тычка.

Лист бумаги, гуашь, по две кисти на ребёнка, салфетки, образцы, картинки.

4 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Лист А4, гуашь, кисти акварель, салфетки.

ДЕКАБРЬ – «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»

1 Волшебные картинки Упражнять детей в рисовании мелками, гуашью. Закреплять умения детей в данной технологии. Развивать чувство композиции. Лист, гуашь, восковые мелки или свеча, кисти.

2 Звёздное небо. Закрепить умение процарапывать рисунок, развивать творчество, воображение.

(техника граттаж) Лист бумаги, тонированный восковыми мелками и гуашью, стека или стержень.

3 Зима, снег. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег с помощью печатания или рисования пальцами. Лист, тонированный тёмно- синим цветом, гуашь белая, печатки из ластика в форме снежинок, акварель, фото, иллюстрации.

4 Фейерверк Закрепить умение процарапывать рисунок, развивать творчество, воображение.

(техника граттаж) Лист бумаги, тонированный восковыми мелками и гуашью, стека или стержень.

ЯНВАРЬ – ОТТИСКИ.

1 Новогодняя ёлочка Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить рисовать ёлочку более пушистую. Лист тонированной бумаги, поролон –шаблон, гуашь, смятая бумага, кисти, акварель.

2 Мой дом Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить рисовать дом, дополняя рисунок по своему желанию. Лист тонированной бумаги, пенопласт –шаблон, гуашь, смятая бумага, кисти, акварель.

3 Деревья в снегу Упражнять детей в рисовании по трафарету, прорисовывании рисунка пальчиками. Развивать чувство композиции. Лист бумаги тонированной на половину (сверху – синего цвета, внизу – белого). Белая и зелёная гуашь, трафареты деревьев, поролоновые тампоны, иллюстрации.

4 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Лист А4, гуашь, кисти акварель, салфетки, поролон, трафареты.

ФЕВРАЛЬ – РИСУЕМ ТЫЧКОМ

1 Ёжики Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой сухой кистью»«печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежа (овал)тычками без предварительного прорисовывания карандашом. Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, сухие листья клей.

2 Весёлый снеговик. Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Маркеры, тонированный лист бумаги, гуашь, кисти жёсткие.

3 Зима Познакомить детей с зимними явлениями, расширять знания о зиме. Упражнять в рисовании зимы разными способами: тычком, нитками. Развивать моторику рук, интерес к изо.деятельности. Маркеры, тонированный лист бумаги, гуашь, кисти жёсткие, нитки белого цвета.

4 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Лист А4, гуашь, кисти акварель, кисти жесткие.

МАРТ – различные техники рисования.

1 Нарисуй и укрась вазу для цветов Совершенствовать умения детей в данных изо.техниках (оттиск печатками). Развивать воображение, чувство композиции. Тонированный лист бумаги, гуашь, печатки, предметы для обведения, иллюстрации.

2 Открытка для мамы. Совершенствовать умения детей в данных изо.техниках (оттиск печатками). Развивать воображение, чувство композиции. Лист бумаги, с приклеенной вазой, сложенный двое, тонированный, гуашь, кисть, тампоны из поролона,

3 Весеннее солнышко. Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Ватман, гуашь, салфетки,

4 По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Все имеющиеся в наличии.

АПРЕЛЬ – РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

1 Ракеты в космосе Продолжать смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. Лист бумаги, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звёзд, эскизы.

2 Цыплята Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Гуашь, кисти, маркеры, эскизы, иллюстрации.

3 Первоцветы Упражнять детей в рисовании цветов, используя знакомые техники рисования, развивать творчество, фантазию. Все имеющиеся

4 По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Все имеющиеся в наличии.

МАЙ – РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

1 Одуванчики Закрепить умения детей в данных техниках рисования (восковые мелки, акварель). Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. Лист бумаги зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь, эскизы, картинки с изображением цветов.

2 Сирень Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Гуашь, кисти, маркеры, эскизы, иллюстрации.

3 По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Все имеющиеся в наличии.

4 Выставка работ. Выставка работ победителей, призеров, участников конкурсных и иных мероприятий. Творческие работы.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений».

Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Downloads\4300bca6-9ac1-48dd-ab9a-9b187ef14a75.jpeg

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование актуальности программы
  2. Цели и задачи программы
  3. Основные этапы реализации
  4. Планируемые результаты
  1. Содержание работы
  1. Характеристика одаренности детей
  2. Направления работы
  3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
  4. План работы
  1. Методическое обеспечение
  1. Диагностический инструментарий
  2. Список литературы для воспитателя

Список использованной литературы

Приложения

1.        Пояснительная записка

1.1.        Обоснование актуальности программы

Ориентация  на  гуманизацию  всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка  сделали актуальныморганизацию  работы  по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров  для  работы  с  одаренными  детьми.Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети".

Огромные возможности открываются перед  человеком  в  случае  максимального  использования  и  развития заложенных  в  нем  природных  данных.  Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство  и  дошкольный  возраст.  Для  ребенка  этого  возраста  характерна высокая  познавательная  активность,  повышенная  впечатлительность, потребность  в  умственной  нагрузке.  У  него  развита  интуиция,  яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность,  отзывчивость  на  окружающее

Теоретическими положениями программы являются  идеи  о  творчестве  как универсальном  механизме  развития  психики  (С.Л.  Рубинштейн,  А.М. Матюшкин,  Я.А.  Пономарев,  Д.Б.  Богоявленская,  А.В.  Брушлинский,  П. Торренс). А также в основу программы взятыидеи о значимости и самоценности дошкольного периода детства  (Л.С. Выготский,  А.А.  Люблинская,  А.В.  Запорожец,  Д.Б.  Эльконин,  М.И. Лисицина, Л.А. Венгер). Согласно концепции  творческой  одаренности  А.М.  Матюшкина, одаренность  – это «творческий  потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная  потребность  (стремление  к  новому  знанию,  способу  или условию  действия). Она является   основой  познавательной  мотивации ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской  активности,  направленной  на  обнаружение  нового. Поэтому мною разработана программа по работе с одаренными детьми«Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ».

1.2.        Цели и задачи программы

Цель: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми, совершенствование их способностей через проектно-исследовательскую деятельность.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические положения и методическую литературу по проблематике;
  2. систематизировать диагностический материал по выявлению детей с предпосылками одаренности;
  3. составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  4. разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников;
  5. скоординировать совместную деятельность воспитателя и родителей по организации проектно-исследовательской деятельности по образовательным областям;
  6. распространять опыт работы с одаренными детьми через участие в семинарах, вебинарах, конкурсах.

Вся воспитательно-образовательная деятельность строится с учетом следующих принципов:принцип учета возрастных возможностей; принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Программа работы с одаренными детьми «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

•         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

•        СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»  (ФГОС  ДО).

•        Устав МБОУ «Курумканская СОШ №2»

•        Образовательная программа предшкольной группы МБОУ«Курумканская СОШ №2»

1.3.        Основные этапы реализации

1этап-диагностико-организационный

Цель: анализ условий  для  формирования  системы  работы  с  одаренными воспитанниками.

Задачи:

1) изучить нормативно-методическую и теоретическую базу;

2)проанализировать материально-технические, педагогические условиядля организации работы с одаренными детьми;

3) разработать программу работы с одаренными детьми.

2этап - реализационный

Цель: апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

  1. провести диагностику склонностей воспитанников и сформировать банк данных по видам одаренности;
  2. разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми,  материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), сценарии праздников;
  3. формировать  методическую  копилку  по  работе  с одаренными детьми;
  4. повышать профессиональную квалификациию  в  области  работы  с  одаренными детьми;
  5. привлекать к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей начальных классов,педагогов дополнительного образования, детской школы искусств, работников районного культурно-досугового центра, преподавателей ДЮСШ.
  6. создать индивидуальные карты развития  личности ребенка в ДОУ.

3 этап - аналитический

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

  1. проанализировать  итоги реализации программы;
  2. скорректировать затруднения в реализации программы;  
  3. обобщить и презентовать результаты работы с одаренными детьми как целостную систему по реализации программы.

1.4.        Планируемые результаты

1. Выявление и развитие способностей детей к определенным видам деятельности для дальнейшей организации работы с одаренными детьми;

2. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми для повышения качества дошкольного образования;

3.  Активизация  участия  родителей  и  окружающего  социума  в воспитании детей;

4. Осуществление   преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

2.Содержание работы

2.1.Характеристика одаренности детей

Внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. В специальных исследованияхвыделены виды одаренности по широте проявлений, по типу предпочитаемой деятельности, по интенсивности проявления, по темпу психического развития, по возрастным особенностям проявления. Более подробно виды одаренности представлены на схеме ниже и в Приложении 1.Виды одаренности

2.2.        Направления и формы работы

Направления проектно-исследовательской деятельности с одаренными детьми

- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)

- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)

- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)

- спортивное (соревнования, турниры, встречи)

Формы работы с одаренными воспитанниками.

- творческие мастерские;

- групповые занятия;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- работа по индивидуальным планам;

- исследовательские проекты.

2.3.        Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

  1. Диагностика склонностей воспитанников.
  2. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
  3. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.
  4. Формирование  методической  копилки  по  работе  с одаренными детьми.
  5. Повышение  квалификации  в  области  работы  с  одаренными детьми.
  6. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы, специалистов  дополнительного образования.
  7. Использование условий социума для развития воспитанников с опережением в   развитии.
  8. Проведение родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка», «Способности и интересы моего ребёнка».
  9. Создание индивидуальной карты развития  личности ребенка.
  10. Внедрение  педагогических  технологий  развития  детской  одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
  11. Выпуск  информационных  бюллетеней,  методических  рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, публикация материалов на сайте ДОУ и в печатных изданиях.
  12. Создание  совместных  планов  со  специалистами  дополнительного образования.
  13. Создание авторской программы, проектов по сопровождению специальной одаренности детей.
  14. Обобщение результатов реализации программы.
  15. Коррекция и уточнение программы, дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
  16. Распространение  позитивного  опыта,  публикации  в  периодических изданиях

3.Методическое обеспечение

3.1.Диагностический инструментарий

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. Но нецелесообразно диагностировать каждого ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, специалистом и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.

В нижеприведенной таблице показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада для дальнейшего развития какого-либо вида одаренности ребенка.

Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • педагогическая диагностика
  • ведение индивидуальных карт развития

Наблюдение,

Экспресс-методика для подготовительной группы

Тест Пьерона_Тулуза

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Методика Юркевича «Древо желаний»

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

Вокальная одаренность

Наблюдение

Литературная одаренность

Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке»

Артистическая одаренность

-

Конструкторская одаренность

Тест Равена,

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Тест-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

 По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу представлен в Приложении 2.

3.2.        Список литературы для воспитателя

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
  2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
  3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
  4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
  5. Вода и жизнь: экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. – Ярославль: 2005. – 70с.
  6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001
  7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие/ В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
  8. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
  9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар» 1996 г.
  10. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
  11. Морозова Л.Д.  Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009 стр. 9-11
  12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  13. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  14. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
  15. Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
  16. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
  17. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
  19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов/И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
  20. Ф.Ола, Ж.-П. Дюпре, А.-М. Жибер, П.Леба, Дж.Лебьом «Занимательные эксперименты и опыты»
  21. Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.
  22. Фисенко М.А. Старшая и подготовительная к школе группы. Волгоград. 2008 г.
  23. Штанько И. В.  Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  4. Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 5 - 7 лет
  5. Евтушенко И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
  6. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
  7. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
  8. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
  9. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2 Книга1 – М.: Московский центр качества образования, 2015 – 319 с.
  10. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27.
  11. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С.42-48

Приложение 1. Виды одаренности

Виды одаренности и их проявление

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Приложение 2. Набор методик для выявления одаренности ребенка

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый

показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

Тест Д. Векслера.

Тест Р. Амтхауэра

Когнитивные психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Тест «Куб Линка».

Механической понятливости тест (Беннета).

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»;

Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»;

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность:

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность:

Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

Методика «Предложения».

Методика «Классификация».

Методика «Две линии».

Методика Вартега «Круги».

Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова )

Личность

Тест 16-PF (Р.Кеттела).

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой).

Характерологический тест Айзенка.

Опросник САН

Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

Методика «Несуществующее животное».

Социальная одаренность

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

Методика «Q-сортировка».

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Приложение 3. Анкета для родителей

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать намважную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественноосуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.

Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________

Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________

_____________________________________________________________________________

Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся(природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _____________________________________________________________________________

Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чащевсего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечаниявоспитателей и др.)? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? ________________________

_____________________________________________________________________________

Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? __________________

_____________________________________________________________________________

Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? ___________

_____________________________________________________________________________

Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждогоребенка.

Состав семьи, возраст

Образование

Профессия

Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферуих особых интересов. _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимаетсяс ним. ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _____________________________

_____________________________________________________________________________

Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной

направленности? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за участие!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район» Фестиваль дошкольных образовательных учреждений «Радуга талантов» МБОУ «Курумканская СОШ № 2» СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Что за прелесть эти сказки!» (Читаем вместе с детьми сказки на бурятском языке) Автор проекта: Будаева Ирина Зугдыровна, воспитатель предшкольной группы МБОУ «Курумканская СОШ №2» Руководитель проекта: Гармаева Баирма Модосоевна, учитель бурятского языка МБОУ «Курумканская СОШ №2»

Слайд 2

Актуальность данного проекта: бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков; семьях мало стали говорить на родном языке либо вообще не говорят; нет достаточно литературы для детей с яркими иллюстрациями. сохранение бурятского языка как культурного достояния, живого и великого наследия предков. Снижение уровня знания родного бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.

Слайд 3

На вопрос, что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру, родители предлагают следующее: начинать изучение бурятского языка с детского сада; создавать мультфильмы на бурятском языке; изучать бурятский язык в дошкольных учреждениях, с 1 по 11 классы; записывать бурятские песни на караоке; больше выпускать хорошие детские иллюстрированные книги на бурятском языке.

Слайд 4

Цель проекта: приобщение детей к красоте родного слова, развитие культуры речи на родном бурятском языке через чтение и слушание бурятских сказок. Аннотация проекта: Проект направлен на привлечение внимания родителей детей дошкольного возраста к проблемам сохранения и развития родного бурятского языка, воспитание нравственных качеств, развитие познавательных и эстетических качеств.

Слайд 5

Задачи проекта : разработать календарный план реализации проекта; отбор бурятских сказок для детей дошкольного возраста; запись аудиоматериалов; разработка дневников читателя; методических рекомендаций; глоссария по сказкам; альбома раскрасок; провести родительское собрание на тему «Роль семьи в сохранении родного бурятского языка»; провести обучающие семинары для родителей по использованию аудиобиблиотеки; конкурсы «Лучший знаток бурятских сказок», «Лучший чтец»; распространять опыт через участие в конкурсах, семинарах, вебинарах, принимать участие в грантовых конкурсах; разработать критерии оценки проекта.

Слайд 6

Основным результатом станет : Создание аудио библиотеки на базе МБОУ «Курумканская СОШ № 2» с участием учащихся школы, хорошо владеющих бурятским языком для записи сказок на CD-диск. Будут разработаны методические и дидактические материалы по использованию аудиобиблиотеки, проведены родительское собрание и обучающие семинары. В проведении и организации праздника бурятской сказки примет участие районная детская библиотека, родительский комитет школы, Управляющий Совет школы. Будут тиражированы и распространены диски и материалы для заинтересованных организаций.

Слайд 7

Эффект проекта в долгосрочной перспективе : данный проект внесет вклад в сохранение бурятского языка как культурного наследия и сформирует положительное отношение к общению на родном языке среди детей и родителей, повысит уровень владения бурятским языком.

Слайд 8

Механизм оценки результатов: оценивание будет происходить в виде рецензирования методических и наглядных материалов, применяемых в проекте; экспертных заключений о мероприятиях, анкетных опросников и анкетирования; учитываться отношение родителей и самих детей к проведенным мероприятиям; участники составят отзывы в письменно форме.

Слайд 9

Критериями качественной оценки проекта станут изменения негативных мнений родителей и детей об общении на бурятском языке, формирование положительных взглядов на изучение бурятского языка. Критериями количественной оценки послужат число участников проекта, в т. ч. принявших участие в его мероприятиях и проявивших интерес к информационным материалам, которые выйдут в свет в ходе проекта.

Слайд 10

Критериями качественной оценки проекта станут изменения негативных мнений родителей и детей об общении на бурятском языке, формирование положительных взглядов на изучение бурятского языка. Критериями количественной оценки послужат число участников проекта, в т. ч. принявших участие в его мероприятиях и проявивших интерес к информационным материалам, которые выйдут в свет в ходе проекта.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная олимпиада дошкольников – 2022

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

Олимпиада для дошкольников проводится фронтально. Все участники должны сидеть за столами по одному. У каждого должен быть простой карандаш. Листочки лежат по порядку, рисунком вниз, на краю стола. По команде педагога ребенок берет верхний листок (ЛИСТ 1). Далее педагог зачитывает инструкцию. На каждое задание дается не более пяти минут. Выполненные задания дети складывают в свои конверты. Если ребенок не успел выполнить задание за пять минут, он может отложить листок с заданием и вернуться к нему, когда все другие задания будут выполнены. В этом случае педагог зачитывает соответствующую инструкцию ребенку еще раз. На вопросы детей педагог предлагает внимательно послушать инструкцию еще раз и постараться самому выполнить задание.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ЛИСТ 1. Дорисуй вторую половину картинки по клеточкам.

ЛИСТ 2. Догадайся, какая фигурка должна быть в пустой клеточке. Нарисуй ее.

ЛИСТ 3.

а) Найди и зачеркни постройку с наименьшим количеством кубиков.

б) Найди и зачеркни постройку с наименьшим и наибольшим количеством кубиков.

ЛИСТ 4.В пустых клеточках напиши вес каждого продукта.

ЛИСТ 5. Раздели каждый квадрат на 4 равные части разными способами.

ЛИСТ 6.Представь, на что может быть похожа каждая фигура, и дорисуй ее.

ЛИСТ 7.Внимательно послушай условие задачи и крестиком отметь правильный вариант. Я буду читать два раза.

ЛИСТ 8. Посмотри, в каждом квадрате 4 картинки, одна из них лишняя найди и зачеркни ее.

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗАДАНИЕ

ЛИСТ 1

2

за каждую ошибку -0,5, но не более - 2 баллов

ЛИСТ 2

2

за каждую ошибку -0,5, но не более - 2 баллов

ЛИСТ 3

2

за каждую ошибку -0,5, но не более -2 баллов

ЛИСТ 4

2

за каждую ошибку -0,5, но не более -2 баллов

ЛИСТ 5

2

за невыполнение каждого  -0,5,

ЛИСТ 6

2-4

Если исходная фигура является основной в нарисованном ребенком изображении, оцениваем в 0,5 баллов,если исходная фигура стала составной частью нарисованного ребенком изображения, то оцениваем в 1 балл

ЛИСТ 7

4

за каждое выполненное задание  2 балла

ЛИСТ 8

4

за каждое выполненное задание  1 балл

ИТОГО

20-22

  Лист 1      

ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ПО КЛЕТОЧКАМ

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/08/risuem-po-kletochkam.jpg

Лист  2

НАРИСУЙ ПРАВИЛЬНУЮ КАРТИНКУ В ПУСТУЮ КЛЕТОЧКУ

        

Лист  3

НАЙДИ И ЗАЧЕРКНИ ПОСТРОЙКУ С НАИМЕНЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ КУБИКОВ

C:\Users\Amir\Desktop\image008_11.gif

НАЙДИ И ЗАЧЕРКНИ ПОСТРОЙКУ С НАИБОЛЬШИМ И НАИМЕНЬШИМ  КОЛИЧЕСТВОМ КУБИКОВ

Лист  4

НАПИШИ ВЕС КАЖДОГО ПРОДУКТА

C:\Users\Amir\Desktop\image388 — копия.jpg

C:\Users\Amir\Desktop\image388 — копия.jpg

Лист  5

РАЗДЕЛИ КАЖДЫЙ КВАДРАТ НА 4 РАВНЫЕ ЧАСТИ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ

Лист  6

ДОРИСУЙ ФИГУРУ

Лист  7

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

C:\Users\Amir\Desktop\58f1fbabd4417.jpg

Лист  8

ВЫЧЕРКНИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ

http://konspekta.net/studopediaorg/baza12/2597960906864.files/image024.jpghttps://archive.li/Ni1jr/b445a6839d2bfb3ae58fa345f828c68c1a94503f.jpg

http://ok-t.ru/studopediaru/baza12/373059741656.files/image010.jpghttp://konspekta.net/studopediaorg/baza12/2597960906864.files/image032.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...