Тема выступления: Использование артикуляционной гимнастики и наглядно - игровой технологии «Лягушка – Говорушка» как средство правильного звукопроизношения в развитии речи детей.
статья (подготовительная группа)

Тема выступления:

 Использование артикуляционной гимнастики и наглядно -  игровой технологии «Лягушка – Говорушка» как средство правильного звукопроизношения в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления:

 Использование артикуляционной гимнастики и наглядно -  игровой технологии «Лягушка – Говорушка» как средство правильного звукопроизношения в развитии речи детей.

Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Талаева  Светлана Александровна, я работаю воспитателем в детском саду №1 «Звёздочка»  в подготовительной группе компенсирующей  направленности.  

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Работу по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата я провожу в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики  — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика позволяет сократить сроки автоматизации звуков.
  4. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
  5. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

Развитие артикуляционного аппарата для ребенка — это серьезный труд, требующий усидчивости, сосредоточенности, внимания.

Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей гимнастика вызывает интерес, они с удовольствием «играют» с языком, у других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен.

Моя задача — создать условия для проведения и выполнения артикуляционной гимнастики  в игровой форме, поддерживающей  интерес одних и  привлекающей  внимание других.  

Наряду с картинками, изображающими артикуляционные упражнения, в своей работе я использую «Лягушку-говорушку». Это мягкая игрушка, которая  может закрывать и открывать рот.

«Игрушку» надеваю на руку, просовываю руку сзади в отверстие и показываю упражнения с пояснениями о положении языка. Лягушка позволяет одновременно объяснять и показывать правильное положение языка при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Эффективность его использования подтверждается детским интересом к проведению артикуляционной гимнастики.  Детям очень нравится этот прием. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Лягушку-говорушку,  я использую не только при проведении артикуляционной гимнастики, но и как героя на других занятиях. Также наша говорушка является прекрасным пособием к дополнению предметно-развивающей среды  группы. Ребята в моей группе любознательные, активные, творческие. А чтобы им было интереснее заниматься артикуляционной гимнастикой, я предложила своим воспитанникам сделать такую лягушку - говорушку самостоятельно.

Последовательность изготовления игрушки «Лягушки – Говорушки».

  1. Подготовить необходимые материалы и приспособления: цветная бумага, клей карандаш, черный фломастер, линейка, простой карандаш.
  2. Расположить лист бумаги вертикально. Можно начертить линии, разделив лист на три части. Эту работу должен сделать взрослый.
  3. Загнуть правую часть листа по линии 2 -2А. Прогладить сгиб, проведя рукой по всей длине сгиба.
  4. Загнуть правую часть листа по линии 2 -2А. Прогладить сгиб, проведя рукой по всей длине сгиба.
  5. Соединить две короткие стороны получившегося прямоугольника, перегнув заготовку по середине. Снова прогладить сгиб.
  6. Верхнюю часть получившейся детали отгибаем «к себе», соединяя край и сгиб. Проглаживаем сгиб.
  7.  Переворачиваем получившуюся заготовку. И снова отгибаем деталь от себя, совмещая край и сгиб. Проглаживаем сгибы.
  8. Игрушка готова, осталось только ёё украсить. Приклеить глаза, язык и нарисовать носик.

Также по этому принципу  можно сделать и другие игрушки – говорушки.  Эти игрушки можно применять в дидактических играх.

Например:  дидактическая игра «Повторяй за мной».
Ребенку предлагается повторить за взрослым, у которого на руку одета тоже игрушка – «говорушка», звуки, слоги, слова.

«Придумай свою сказку».
Игрушки - «говорушки», которые смастерил ребенок  совместно с педагогом или самостоятельно,  могут стать героями сказки, которую вы можете сочинить вместе с ребенком и окунуться в мир фантазии и выдумки.

Также мы с ребятами используем наши игрушки в театрализованной деятельности. Ребята с удовольствием разыгрывают по ролям сказку «Теремок».
Варианты игр с игрушками – «говорушками» могут быть самыми разнообразными. Вы можете придумать свои.

Своё выступление хочу закончить вот такими словами:

Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться
ГОВОРИТЬ.

Спасибо за внимание!

Лягушка-Говорушка и вкусный завтрак.

 Проснулась однажды на своем болоте лягушка-квакушка, а звали ее Говорушка. Она была очень забавной, веселой, и поэтому очень любила улыбаться.

Упражнение «Улыбка»

 Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки

Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 Описание упражнения: улыбнуться, зубы обнажить.

Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10.

 Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 5 раз

Решила лягушка позавтракать, давайте поможем Лягушке приготовить завтрак.

Упражнение «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,

 Тесто ждём, ждём, ждём,

После скалку мы возьмем,

 Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

Описание упражнения:

улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя.

 Медленно двигать язык вперед – назад.

Повторить 10 раз.

Тесто приготовили, испечем блинов.

Упражнение «Блинчик»

Испекли блинов немножко,

 Остудили на окошке.

Есть их будем мы с вареньем,

Это просто объедение.

Описание упражнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Повторить 5 раз.

Упражнение «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслаждением –

Перепачкались вареньем.

 Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация родителям "Правильное дыхание - условие развития речи детей" (проект март 2016)

Информация родителям правильное дыхание -условие развития речи детей...

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »

В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

«Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» Опыт работы

laquo;Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайдВ соответствии с Законом “Об образовании” здоровь...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...