НОД по познавательному развитию в старшей группе «Да здравствует мыло душистое!» (воспитатель Федорова Ю.А.)
план-конспект занятия (старшая группа)

Федорова Юлия Александровеа

 НОД по познавательному развитию в старшей группе  «Да здравствует мыло душистое!» 

В процессе занятия :

1Обогащаются знания и представления о свойствах мыла, его пользе и вреде.

2.Развиваются  у детей любознательность, познавательные мотивации.

3.Формируются  умения  планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

4.Дети учатся  самостоятельно добывать информацию из книг – энциклопедий, глядя на рисунки и иллюстрации.

5. Развивается  интерес к экспериментированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Да здравствует мыло душистое!» (воспитатель Федорова Ю.А.)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

#1047;акрепить и обогатить представления о свойствах мыла, его пользе и вреде.

#1056;азвивать у детей любознательность, познавательные мотивации.

#1060;ормировать умение планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

#1059;чить детей самостоятельно добывать информацию из книг – энциклопедий, глядя на рисунки и иллюстрации.

5. Развивать интерес к экспериментированию.

Речевое развитие:

  1. Развивать умение выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, с другими взрослыми сотрудниками, составлять рассказ об увиденном и услышанном.
  2. Закреплять умение отгадывать загадки.
  3. Закреплять умение произносить текст разминки выразительно, с интонацией.
  4. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Социально-коммуникативное развитие:

#1047;акреплять умение работать в коллективе.

Художественно-эстетическое развитие:

#1057;овершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке. Изображать полученную информацию с помощью кратких изображений – символов.

Физическое развитие:

#1055;оддерживать двигательную активность детей, развивать координацию детей, совершенствовать умение сочетать слово с движением.

Методы и приемы:

-практические: проведение эксперимента; подвижная игра; динамическая пауза; игровая ситуация.

-наглядные: рассматривание изображений методов исследования; рассматривание картин и иллюстрации из книг и энциклопедий; просмотр презентации; рассматривание зарисованной информации.

-словесные: рассказ воспитателя о методах исследования; рассказ другого воспитателя «Зачем людям мыло?» отгадывание загадки; составление рассказа детьми о том, что узнали нового.

Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листы бумаги размером А5, детские энциклопедии с информацией про мыло, головные уборы академиков, мантии, накидки из белой ткани, 2 салфетки. 2 тазика: один с обычной водой, а другой с мыльной. Фартуки клеенчатые для стирки, косметический карандаш,мяч, презентация о разновидностях мыла и технологии его приготовления, ноутбук, переносной экран, проектор, детское мыло в форме зверюшек.

Формы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза.

Игровая

#1048;гровая ситуация «Путешествие в лабораторию»

2. Подвижная игра малой подвижности «Хорошо-плохо»

Познавательно-исследовательская

#1055;роблемная ситуация «Для чего нужно мыло?»

#1056;ешение проблемной ситуации «Что и как можно узнать из книги, энциклопедии ?»

3. Просмотр презентации «Такое разное мыло»

#1069;ксперимент «Стирка тканевой салфетки с мылом и без»

Коммуникативная

#1054;тгадывание загадки про мыло.

#1041;еседа и вопросы по теме «Польза и вред мыла»

#1056;ассказ другого воспитателя о пользе мыла.

#1044;оклад детей-ученых о просмотренных книгах, увиденной презентации, эксперименте, рассказе своего воспитателя и воспитателя , приглашенного на НОД.

Изобразительная

#1047;арисовка полученной информации с помощью кратких изображений – символов.

Восприятие художественной литературы

1. Загадывание загадки про мыло.

Логика образовательной деятельности.

Этапы занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые

результаты

Мотивационно-организационный

Форма «Игровая ситуация «Путешествие в лабораторию»»

Мотивированы на предстоящую деятельность

Приветствует детей. Обращает их внимание на белые халаты, разложенные в группе. Предлагает одеть их и отправиться « в волшебную лабораторию» и стать настоящими учеными, которые делают много разных и интересных открытий.

Обращают внимание на белые халаты, одевают их. Садятся на ковер, закрывают глаза и отправляются в волшебную лабораторию на ковре – самолете.

Деятельностный

#1056;ечевое развитие: Закреплять умение отгадывать загадки

#1060;орма « Восприятие художественной литературы»-загадывание загадки и форма «коммуникативная» -отгадывание загадки.

Активизирован процесс мышления, отгадана загадка, вызван интерес к предстоящей теме исследования.

Говорит детям, что тему исследования они узнают, если отгадают загадку: «Ускользает как живое, но не выпущу его. Белой пеной пенится, руки мыть не лениться»

Отгадывают загадку воспитателя, определяют, что темой исследования будет мыло.

#1055;ознавательное развитие: Закрепить представления о пользе и вреде мыла.

#1056;ечевое развитие: Развивать умение выстраивать диалогическое сотрудничество со своим воспитателем. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

#1060;орма «Проблемная ситуация «Для чего нужно мыло?»». Беседа «Польза и вред мыла»

Дети имеют первоначальные знания о пользе и вреде мыла;сформировано умение отвечать на вопрос полным распространенным предложением.

Воспитатель вывешивает изображение мыла на доску и спрашивает у детей для чего людям мыло, где оно используется и в чем его вред. Напоминает детям что это они использовали метод исследования «Подумай сам» и вешает рисунок символ, которыи его обозначает.

Рассматривают изображение, отвечают на вопросы, делятся своими знаниями о пользе и вреде мыла.

1. Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображений-символов.

#1060;орма «Изобразительная»»

Предлагает вспомнить где используют мыло. В чем его польза и вред и зарисовать это на листе бумаги. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными , что делать это нужно быстро и с помощью символов.

Фиксируют информацию на бумаге.

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображении-символов.

1. Познавательное развитие: обогатить представления о пользе мыла; развивать познавательные мотивации; уметь планировать предстоящую деятельность.

2. Речевое развитие: развивать умение выстраивать диалогическое сотрудничество с другим воспитателем., формировать умение задавать вопросы.

#1060;орма коммуникативная «Рассказ другого воспитателя, приглашенного на НОД , на тему «Зачем нужно мыло?»»

Вывешивает на доску карточку, которая обозначает метод исследования «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы? Что будут спрашивать? Вместе с одним двумя детьми подходит к воспитателю соседней группы, приглашенному на НОД, помогает сформулировать вопрос, выслушивает ответ.

Рассматривают ту информацию что зарисовали ранее и предлагают подойти к воспитателю, приглашенному в их лабораторию и спрашивают «Зачем нужно мыло?» и выслушивают ответ.

Обогащены представления о пользе мыла. Развито умение планировать предстоящую деятельность. Сформировано умение задавать вопросы и выстраивать диалогическое сотрудничество с другим взрослым.

1. Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображений-символов

#1060;орма «Изобразительная»

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображении-символов.

Предлагает изобразить информацию, полученную от другого воспитателя.

Зарисовывают полученную информацию.

#1055;ознавательная: #1056;азвивать у детей любознательность.#1059;чить детей самостоятельно добывать информацию из книг и энциклопедий, классифицировать ее, глядя на рисунки и иллюстрации

#1060;орма познавательно-исследовательская «Решение проблемной ситуации «Что и как можно узнать из книг, энциклопедии про мыло?»

Стимулировано развитие любознательности, сформулировано умение самостоятельно добывать информацию из книги; развито умение классифицировать информацию.

Вывешивает на доску следующую карточку-символ «Посмотри в книге», которая обозначает следующий метод исследования. Спрашивает у детей им подойдут обычные книги или нужно искать информацию, в каких то конкретных книгах. Предлагает подойти к книгам, которые заранее приготовлены были воспитателем для исследования, предложить найти подходящие картинки а именно про мыло и изучить информацию всем вместе.

Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях; ищут картинки с мылом, вместе с воспитателем изучают, обсуждают ее.

1. Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображений-символов

7. Форма «Изобразительная»

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображении-символов.

Предлагает изобразить информацию, полученную из энциклопедий.

Зарисовывают информацию, глядя на картинки и иллюстрации из энциклопедий

#1060;изическое развитие: Поддерживать двигательную активность детей, развивать координацию детей, совершенствовать умение сочетать слово с движением.

#1056;ечевое развитие: Закреплять умение произносить текст выразительно, с интонацией.

#1060;орма «Динамическая пауза»

Удовлетворена потребность в двигательной активности. Умеют произносить текст выразительно, с интонацией.

Предлагает детям устроить динамическую паузу и немного расслабиться:

«Две сестрицы, две руки левая и правая-

Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. Две сестрички, две руки левая и правая-

Воду, моря и реки загребают, плавая.

Выполняют упражнения динамической паузы

Показ рук поочередно

Имитация движений

Показ рук поочередно

Выполняют плавательные движения.

Познавательное развитие: 1. Развивать у детей любознательность.#1059;чить самостоятельно добывать новую информацию из просмотра презентации.

#1060;орма познавательно-исследовательская: Просмотр презентации «Такое разное мыло»

Стимулировано развитие любознательности, умеют самостоятельно добывать новую информацию о видах мыла и о том, как его изготавливают из просмотра презентации.

Вывешивает следующую карточку-символ, которая обозначает метод исследования «Посмотреть по компьютеру», наводя детей на мысль, что они не знакомы с тем. Какое разное бывает мыло и как его производят. Предлагает посмотреть презентацию о разновидностях мыла и технологии его приготовления.

Просматривают презентацию о видах мыла и технологии его приготовления

1. Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображений-символов

10. «Изобразительная деятельность»

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображении-символов.

Просит детей зарисовать новую информацию.

Зарисовывают новую информацию.

Познавательное развитие: 1. Развивать интерес к эксперементированию.

#1060;ормировать умение делать выводы и умозаключения.

11. Познавательно-исследовательская форма: Эксперимент «Стирка тканевой салфетки с мылом и без него».

Развит интерес к экспериментированию; сформировано умение делать выводы и умозаключения.

Предлагает детям перейти к следующему методу исследования «Эксперимент» и вывешивает на доску соответствующую карточку-символ. Для этого вносит таз с теплой водой, две салфетки, косметический карандаш и мыло. Вызывает двух детей и просит их провести линию косметическим карандашом и предлагает их постирать одному с мылом другому без него. Спрашивает у кого из детей не осталось следа от карандаша на салфетке? Какой можно сделать вывод?

Рассматривают салфетки и делают вывод : вода без мыла не в состоянии удалить грязь с одежды. С тела, посуды. Мыло растворяет частички грязи в воде.

1. Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображений-символов

#1060;орма «Изобразительная»

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощью кратких изображении-символов

Предлагает одному ребенку зарисовать какой вывод они сделали из эксперимента

Ребенок зарисовывает результат эксперимента на бумаге.

Заключительный

13. Форма коммуникативная «Доклад детей-активистов о проделанном исследовании»

Совершенствовано умение составлять рассказ с элементами описания в результате всего проведенного исследования.

Предлагает детям, по желанию рассказать о проведенном исследовании, для чего надевают на желающих выступить шапки академиков и мантии.

Дети одеваются академиками – учеными , готовят доклад( с помощью воспитателя), рассказывают о томчто узнали нового о мыле и из каких источников и с помощью каких методов.

14. Форма игровая . Игра малой подвижности «Хорошо-плохо»

Закреплено понятие о своиствах мыла.

Подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были активными и хорошими учеными и поэтому узнали много нового.

В круг и играют в игру «Хорошо-плохо», отвечая по очереди на вопросы «Что в мыле хорошего и что плохого?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД познавательного цикла в средней группе "Да здравствует мыло душистое"

НОД познавательного цикла в средней группе " Да здравствует мыло душистое"...

Конспект НОД в старшей группе "Да здравствует мыло душистое!"

Развитие речи, исследовательская деятельность, игра по ТРИЗ, закрепление алгоритма умывания....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мыло-фокусник"

Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни....

Проект в старшей группе "Да здравствует мыло, душистое!"

Проект в старшей группе "Да здравствует мыло, душистое!"...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Конспект по познавательному развитию  в старшей группе с экспериментом и подвижными играми ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мыло и его секреты"

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). Задачи:Обучающие:• Уточнить и закрепить знания детей об использовании ...