Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство готовности к письму
методическая разработка (подготовительная группа)

Рязанова Надежда Александровна

Введение

 На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей  -  одна из актуальных. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети имеют большую  потребность развития мелкой моторики, так как развиваются структуры и функции головного мозга, что предполагает большие возможности в познании окружающего мира, в обучении и освоении новых навыков. К старшему возрасту (6-7 лет) развитие мелкой моторики является показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе.

К мелкой моторики относятся движения: захват объектов, мелкие движения пальцами. Благодаря развитой мелкой моторике дети учатся писать, рисовать, выполнять мелкие действия: шнуровка, шитье, застегивание, а также мелкая моторика влияет и на развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Мелкая моторика взаимодействует и помогает развивать внимание, мышление, координацию в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительную память, речь.

Если у дошкольника плохо развита мелкая моторика, то  ребенок может быстро утомляться на занятиях. Внимание ребенка не сконцентрировано, может появляться тревога, ребенку трудно выполнять задания, связанные с письмом. Все это может привести к отставанию в учебе.

Поэтому, тема «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство готовности к письму» актуальна.

Цель исследования: изучить возможности развития мелкой моторики у старших дошкольников как средства готовности к письму.

Объект исследования: условия подготовки дошкольников к письму.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство готовности к письму

Цель определила основные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы готовности дошкольников к письму в педагогической и психологической литературе

2. Рассмотреть содержание и методику работы по развитию мелкой моторики рук старших дошкольников.

Для решения поставленных задач необходимо применить следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение; обобщение педагогического опыта.

Теоретическая значимость заключается в определении сущностных характеристик понятий «моторика»,  в выявлении средств подготовки к письму детей дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что исследование по развитию мелкой моторики может быть использована в работе воспитателей ДОУ.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 24 источника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_ryazanova.doc170 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство готовности к письму

Курсовая работа по дисциплине «Психология развития»


Исполнитель: Рязанова Н.А.

Номер учебной группы: 06БЗ-17

Направление подготовки:

«Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль)/специализация:

психология и социальная педагогика

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Год начала подготовки: 2017 г.

Научный руководитель

Андреева Л.А., к.психол.н., доцент

Заведующий кафедрой

Андреева Л.А., к.психол.н., доцент

Допущена к защите:

«____»_______________2019г.

Дата защиты:

«____»_______________2019г.

Защищена с оценкой:

«______________________»

Члены комиссии:

________________________

________________________

Улан-Удэ

2019 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………......................3

Глава #1058;еоретические основы подготовки дошкольников к письму …………...5

Глава 2. Роль и место развития мелкой моторики в успешной подготовке детей к письму……………………………………………………………………………..21

Заключение ……………………………………………………………..…………30

Список литературы ………………………………………………….…………..31

Введение

На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей - одна из актуальных. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети имеют большую потребность развития мелкой моторики, так как развиваются структуры и функции головного мозга, что предполагает большие возможности в познании окружающего мира, в обучении и освоении новых навыков. К старшему возрасту (6-7 лет) развитие мелкой моторики является показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе.

К мелкой моторики относятся движения: захват объектов, мелкие движения пальцами. Благодаря развитой мелкой моторике дети учатся писать, рисовать, выполнять мелкие действия: шнуровка, шитье, застегивание, а также мелкая моторика влияет и на развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Мелкая моторика взаимодействует и помогает развивать внимание, мышление, координацию в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительную память, речь.

Если у дошкольника плохо развита мелкая моторика, то ребенок может быстро утомляться на занятиях. Внимание ребенка не сконцентрировано, может появляться тревога, ребенку трудно выполнять задания, связанные с письмом. Все это может привести к отставанию в учебе.

Поэтому, тема «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство готовности к письму» актуальна.

Цель исследования: изучить возможности развития мелкой моторики у старших дошкольников как средства готовности к письму.

Объект исследования: условия подготовки дошкольников к письму.

Предмет исследования: развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство готовности к письму

Цель определила основные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы готовности дошкольников к письму в педагогической и психологической литературе

2. Рассмотреть содержание и методику работы по развитию мелкой моторики рук старших дошкольников.

Для решения поставленных задач необходимо применить следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение; обобщение педагогического опыта.

Теоретическая значимость заключается в определении сущностных характеристик понятий «моторика», в выявлении средств подготовки к письму детей дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что исследование по развитию мелкой моторики может быть использована в работе воспитателей ДОУ.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 24 источника.

Глава #1058;еоретические основы подготовки дошкольников к письму

Одним из основных моментов готовности дошкольника к письму – это развитая мелкая моторика.

Моторика бывает крупной и мелкой. За развитую речь, умение писать и читать отвечает в основном развитая мелкая моторика.

«Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи» [8, с. 45].

В начале школьного обучения, дети чаще испытывают затруднения с письмом: устает рука, дети неправильно держат ручку, линии дрожат, нажим неравномерный, буквы разного размера, не выдерживается расстояние между букв, дети плохо ориентируются на листе бумаги, не успевают за общим темпом работы. Чтобы избежать этих сложностей, необходимо готовить заранее руку к письму.

У детей в возрасте 6-7 лет несовершенна координация движений, плохо развиты мелкие мышцы руки. На начальных стадиях обучения дети не видят в буквах элементы.

Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры [10].

Почему процесс письма сложен для ребенка?

Письмо – достаточно сложный навык, предполагающий выполнение тонких координационных движений рук.

Для письма необходимы технические навыки:

- правильное обращение с письменными принадлежностями,

- координация движений руки при письме,

- соблюдение гигиенических правил письма,

- правильное изображение букв,

-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке,

-обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил [10].

Письмо включает психологические механизмы:

- артикуляционного и слухового анализа,

- зрительную память и зрительный контроль,

- зрительно-моторную координацию и моторный контроль

-перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т.д.).

«Психофизиолог Н.А.Бернштейн замечает, что акт письма в сформированном виде включает: общий тонический тон пишущей руки и всей рабочей позы, ритмично-монотонную вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; исполнение графической стороны письма (контуров и букв-графем); момент прилаживания к пространству, движение пером вдоль действительных или воображаемых строк и т.д.» [15, с. 123].

Чтобы писать, необходимо иметь функциональную зрелость коры головного мозга.

Когда ребенок не готов к письму, недостаточно развита мелкая моторика, зрительное восприятие и внимание – все это приводит к возникновению негативного отношения к учебе, тревожному состоянию в школе.

Письмо – это ритмичный процесс, где необходимо выполнять ритмичные тонко координированные движения рук. На ритмичность как важную характеристику процесса письма указывают в своих исследованиях В.А.Силивон, Т.И.Гризик, М.М.Безруких, предлагая использовать в процессе подготовки руки к письму ритм стихов, поговорок, музыки, они отмечают, что письмо, стихи и музыка тесно взаимосвязаны между собой и имеют общую характеристику, как ритмичность [10].

В.А.Силивон кроме ритмичности также выделяет такую характеристику письма как темп. В процессе письма темп рассматривается как скорость письма, что необходимо учитывать не только при обучении ребенка письму, но и при подготовке руки к письму. Различают медленный, умеренный и быстрый темп. По данным К.В.Тарасовой, способность к восприятию и воспроизведению определенного темпа имеет возрастную динамику и характеризуется определенной последовательностью: от быстрого темпа к умеренному и затем к медленному, способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа формируется только к 6-7 годам [15].

Письмо - это и различная степень нажима на пишущий предмет. Слишком сильный или слабый нажим при письме может создавать трудности в формировании графических навыков письма [14].

Процесс письма сложен для дошкольников и тем, что у них еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не отвердели кости запястья и фаланг пальцев, низкая выносливость к письменным нагрузкам.

Письмо – это сложный психологический и психофизиологический процесс, предполагающий выполнение ритмичных скоординированных движений рукой и направленный на формирование специфических навыков письма: двигательных, графических, орфографических.

К школе у ребенка должны быть сформированы графические и двигательные навыки.

Двигательный навык включает в себя:

- развитость мелкой мускулатуры пальцев,

- легкость руки,

- сенсорно-двигательные связи и координации,

-развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости,

- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений,

- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом [14].

Графический навык предполагает:

- умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т.д.;

- условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т.д., выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок; легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка; выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности [1].

Важно сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму:

  1. сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки,
  2. умение управлять своими руками,
  3. умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму,
  4. познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв.

К семи годам ребенку необходимо научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, знать печатные и письменные буквы, уметь находить их в различных текстах, уметь писать основные элементы букв [16].

За успешность овладения письмом отвечают психические процессы:

Зрительно-двигательная координация занимает.

Зрительно-моторная координация.

Зрительно-двигательная координация.

Готовность ребенка к школе определяется развитостью зрительно-моторной координацией, когда рука умеет слышать глаз. Для того, чтобы уверенно держать ручку или карандаш, у ребенка должны быть хорошо развиты мышцы руки, мелкая моторика. Ребенок должен уметь рассматривать картинки и выделять детали. Рука и глаз должны быть скоординированны между собой.

Связь между глазом и рукой нет с рождения, она формируется в процессе определенных видов деятельности. Связь начинает складываться, когда ребенок регулярно визуальную информацию переводит в двигательно- графический аналог.

В раннем и дошкольном возрасте дети формируют опыт движений, появляется двигательный контроль. Постепенно вместо больших размашистых движений ребенок начинает контролировать руку и выводить узоры, буквы, ориентируясь на образец или при помощи взрослого.

А.Н. Корнев, исследуя процесс развития навыка письма, отмечает, что на протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки, так как в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они не преднамеренны. Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль над движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межсенсорная интеграция достигается в возрасте 6-8 лет. До этого момента регуляция графомоторных движений преимущественно принадлежит руке [20].

При появлении зрительного контроля ребенок может уже рисовать предметы, писать карандашом печатные буквы.

Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Развитая мелкая моторика – показатель готовности руки к письму.

Мелкая моторика – это движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его.

Детям в возрасте 4-7 лет проще выполнять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее выполнять вращательные движения этих пальцев.

Вращательные движения пальцев даже у детей 6-7 лет часто сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и рече-двигательного аппарата неразрывно связаны [17].

По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым [17].

К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, отмечают исследователи, но остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.

Дети 5-6 лет еще не достаточно оценивают пространственные различия, что мешает полному и точному восприятию и воспроизведению форм букв. Дети плохо различают право и лево, верх и низ, ближе и дальше, под и над, около и внутри. Здесь помогают занятия лепкой, конструированием, оригами.

Зрительно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная широта и разносторонность составляют необходимые условия освоения чтения и письма.

В дошкольном возрасте формируются функции, которые обеспечивают зрительно-пространственное развитие предметов. Начиная с 6-летнего возраста происходит большой скачок в развитии поля зрения, которое постепенно приближается к полю зрения взрослого человека.

Если есть недостаток зрительно-пространственного восприятия и плохая зрительная память, то могут возникнуть следующие трудности:

трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству;

плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;

возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник);

трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

В 5-6 лет важно развивать зрительно-пространственное восприятие детей, так как этот период является основным при формировании умения учиться.

Отечественный психолог Л.С. Выготский указывал, «что дефицит зрительного восприятия приведет не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и не позволяет создать основу для формирования других психических процессов, которые строятся на базе наглядно-образной деятельности» [15, с. 146]. Процесс зрительного восприятия – это комплекс, включающий в себя такие компоненты: зрительно-моторная интеграция, константность восприятия, помехоустойчивость, пространственное восприятие (ориентация в трехмерном пространстве и зрительно-пространственное восприятие двухмерных объектов), зрительный анализ и синтез и т.д. [15].

На навык письма оказывает влияние и предшествующая деятельность ребенка (игровая, бытовая, изобразительная), которая влияет на развитии функции руки ребенка.

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Необходимо, чтобы ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не исправлял неправильно сформированные старые [5].

Изменить неправильный навык письма довольно сложно и нужно приложить немалые усилия как ребенку, так и родителям, и педагогу. Это создает и нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому важно в возрасте 6-7 лет развивать двигательный и практический опыт, мелкую моторику и координацию движений.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий.

Акт письма – это сложный вид координационной деятельности человека. Основные компоненты письма: исполнительный орган, кинестетические ощущения, координация движений рук, специальные двигательные и графические умения [18].

Если уровень данных компонентов недостаточно сформирован, то ребенок в школе будет испытывать трудности в освоении навыков письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Все это может приводить к негативному и тревожному состоянию ребенка в школе [19].

Чтобы избежать таких трудностей, необходимо организовывать пристальную подготовительную работу с детьми до школы, чтобы формировать двигательные предпосылки письма.

Данные навыки усваиваются с помощью специальных упражнений. Многократные повторения графического действия постепенно совершенствуются. Упражнение - это основной методический прием, который обеспечивает приобретение графического навыка [18].

При подготовки руки к письму необходимо учитывать следующие основные направления:

развитие мелкой моторики руки;

тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;

обучение ориентировки на листе бумаги;

формирование базовых графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики);

предшествующая деятельность детей (изобразительная, игровая, бытовая) [1].

При подготовки руки ребенка к письму, необходимо взаимодействие семьи ребенка и воспитателя, так как формирование навыка необходимо закреплять и дома, а также делать это систематично [4].

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Развивать зрительно-моторную координацию можно путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, символ, схему, знак и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке) [6].

Действия, способствующие формированию зрительно-моторной координации: строительство и конструирование по чертежам, выкладывание мозаики или панно, срисовывание изображений.

Если же ребенок редко выполняет такие действия, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже если дети много рисуют, но не копируют, не срисовывают, координация движений глаза и руки будет слабой. Необходимо учить детей вести руку с помощью глаз, а это достигается с помощью упражнений - копирования предметов, которые сначала расположены близко, а затем постепенно удаляются например, и располагаются на классной доске. Находящийся на столе перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большой опорой на кинестетический контроль [7].

Подражательные и копирующие движения способствуют развитию зрительно-моторных координаций: срисовывание, обведение, дорисовывание и т.д. Например, такое задание как «Письмо в воздухе», где рукой прописываются в воздухе буквы, цифры, слова. Усложненный вариант этого задания – прописывать буквы и цифры только глазами.

Раскрашивание рисунков (штриховка) хорошее задание для подготовки руки к письму. Ребенок выполняя такое задание, обычно не чувствует усталости, делает это с удовольствием, свободно, хотя рука продолжает тренироваться. При этом, ребенок может сосредоточиться на выполнении гигиенических правил письма [11].

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего [11].

Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками [11].

Интересна методика, используемая Потаповой Е.Н. [2], в основе которой упражнения, связанные с разными видами штриховки. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал для штриховки.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, он может приступить к другим трафаретам, а также лекалам. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Затем они штрихуют не только параллельными линиями, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями [19].

Зрительно-моторную координацию развивают занятия, где нужно провести линии от одного рисунка до другого по прямой, волнистой линии, через лабиринт.

Так же помогают развить зрительно-моторную координацию задания, где надо определить, что нарисовано, соединив все точки.

Для формирования графического навыка крайне важно умение ребенка ориентироваться на листе бумаги. Ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве [10].

Многие дошкольники часто имеют плохое зрительное и пространственное восприятие, не могут ориентироваться на листе бумаги. Поэтому нужно тренировать эти восприятия.

К коррекционной работе относятся: упражнения, задания на развитие графических навыков, игры. Целью графических упражнений является формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки [10].

Такие упражнения способствуют умению ориентироваться в пространстве в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивается мыслительная деятельность, внимание, память.

Эффективный прием – зрительный диктант. На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя. Педагог говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией. На одном из подобных занятий дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили [10].

На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

Используя специально подобранный иллюстративный материал и прием «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя [10].

При знакомстве, рассматривании и составлении орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, между, посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, справа налево, прямо, наклонно, посередине), овладевают умениями измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина) [7].

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемость при письме;

3) неровная, «дрожащая» линия;

4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5) слишком сильный нажим;

6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;

7) несоблюдение размера графических элементов;

8) несоблюдение наклона письма;

9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

10) нежелание выполнять письменные упражнения.

Чтобы сформировать у ребенка графический навык необходимо обучать его с помощью специальных упражнений. Главное в занятиях - это развитие мелкой мускулатуры и дифференциация движения кисти и пальцев рук [8].

Письмо – это сложный координационный навык, где необходима слаженная работа мышц кисти, всей руки, правильная координация движений всего тела. Научиться писать – это долго и трудоемко, и дается легко не всем. Прежде чем начать учиться писать, необходимо подготовить руку ребенка к письму, учитывая психологические и физиологические особенности детей.

Для успешной подготовки к письму, мы выяснили, что необходимо:

  1. Проводить регулярные и постоянные занятия по развитию мелкой моторики;
  2. Развивать сенсомоторную координацию;
  3. Обучать ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  4. Соблюдать гигиенические правила письма, для сохранения осанки и здоровья глаз.

Глава 2. Роль и место развития мелкой моторики в успешной подготовке детей к письму

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [9].

Мелкая моторика: это и захват объектов рукой, мелкие движения рукой и пальцами.

Различные движения пальцев рук формируются у ребенка при взаимодействии с окружающим миром [16]. Младенцы еще не могут выполнять целенаправленные, скоординированные действия. В первые месяцы жизни ребенка все движения носят безусловно-рефлекторный характер. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми [4].

Ребенок учит владеть тонкими движениями рук в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства.

На протяжении первого полугода жизни ребенка формируются организованные движения рук. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Ребенок начинает захватывать предметы. Рука становится специфическим человеческим органом.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [14].

Мелкая моторика не является безусловным рефлексом и требует специального развития. И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, И.С. Лопухина заметили, что при систематической тренировки тонких движений пальцев рук, происходит не только развитие речи, но и повышается работоспособность коры головного мозга – улучшается внимание, память, слух, зрение. А это все необходимо для успешного обучения. Чем лучше развиты пальцы ребенка, тем легче его будет научить говорить, оперировать понятиями.

Если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга» [6, с. 67].

Уровень развития мелкой моторики ― один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Координированные движения кистей и пальцев нужны, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий.

В дошкольном возрасте нужно развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Родители и педагоги, которые развивают мелкую моторику у детей с помощью игр, упражнений, специальных заданий решают две задачи:

1) влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

2) готовят к овладению навыком письма, что поможет избежать проблем в школьном обучении.

Учителя первоклассников делают вывод о том, что у большинства детей движения не целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это видно при использовании ручки и карандаша. Общая моторика может быть развита хороша, а мелкая может значительно отставать [13].

С таким детьми педагогу необходимо использовать специальную программу, направленную на развитие тонких и сложно координированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук [17].

Готовиться к письму следует начинать уже в 3-4 года. Сначала упражнения не похожи на письменные, но способствуют успехам ребенка в письме в будущем.

Не нужно в неподготовленную руку вкладывать карандаш и учить прописям. Сначала следует укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными. Если ребенок испытает вначале разочарование, то потом будет сложно привлечь его к таким занятиям. Необходимо позаботиться об успешности деятельности ребенка, подкрепить его интерес к буквам, книгам.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [16, с. 201].

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них [1; с. 12; с. 24]. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи [14].

При выполнении пальчиковой гимнастики происходит:

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Ребенок учится контролировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми упражнениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается фантазия и воображение.

7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение письмом [22].

Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. [6].

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.

Знакомство с пальчиковыми играми должно проходить в определенной последовательности: сначала упражнения, которые помогают удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Дети должны выполнять разные действия: сжатие, расслабление, растяжение мышц рук и тренировать изолированные движения пальцами [14].

Игры с мелкими предметами (палочки, песок, нитки, крупа, бусинки, пуговицы, мелкие камешки, проволока) отлично подходят для тренировки мелкой моторики. Дети могут сортировать предметы, угадывать с закрытыми глазами, катать в ладони, вращать, сжимать и т.д. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых [3].

Вырезание ножницами – прекрасная тренировка мелкой моторики. Ребенок должен развить такие навыки как: навыки резания по прямой, умение вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие [18].

Вырезание является одним из показателей ручной умелости.

Изобразительная деятельность – способ развития мелкой моторики. Дети учатся владеть инструментами: карандашом, кистью, ножницами, стекой. Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче учатся писать.

При использовании различных предметов для рисования, требуется разная степень нажима. Это тоже способствует развитию мелкой моторики – приходится рисовать мелкие завитки, элементы росписи: точки, волнистые, прямые линии, различные детали. Ритмичность элементов способствует развитию и чувства ритма.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

При декоративной деятельности развивается глазомер ребенка, точность передачи формы, величины, пространственного положения и формирует графические навыки [7].

Постепенно, в процессе рисования, лепки, аппликации, руки становятся умелыми, развитыми, уверенные движения, легкие. Ребенок учится быстро останавливать движения пишущей или режущей руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении.

Оригами, плетение ковриков из бумажных полосок помогают развитию памяти и точных движений. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

Плетение помогает воспитывать аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца. Все эти качества как раз необходимы ребенку в школе.

Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках [10].

Развивают мелкие мышцы рук такие занятия как лепка, рисование, аппликация, плетение, конструирование. Так же, развитию мелкой моторики помогают нетрадиционные виды деятельности: сортировка фигур и предметов, нанизывание бус, шнуровка, вышивание [22].

Можно использовать различный спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли, ленты на занятиях физкультурой и на утренней зарядке, физкультминутках. Это способствует развитию координации, тренируются мелкие мышцы рук. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате, занятия на трапеции способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия [15]. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят большей частью игровой характер [1].

Не развитая моторика пальцев рук приводит к плохим результатам при выполнении различных упражнений: нарисовать, обвести, провести линию, срисовать. Дети быстро устают, становятся рассеянными и не внимательными. Низкий уровень развития мелкой моторики приводит к возникновению негативного отношения к учебе, вызывает чувство тревоги у ребенка в школе. Поэтому, педагогам и родителям важно развивать мелкую моторику руки, чтобы дети могли овладеть письмом в дошкольном возрасте.

Заключение

Письмо – это сложный навык, при котором необходимо скоординировать работу мышц кисти, всей руки, тела. Научиться писать - долго и не просто, необходим постоянный контроль деятельности. Поэтому, необходимо готовить ребенка к письменной деятельности.

В этой подготовке помогают занятия по развитию мелкой моторики. Но также необходимо развивать сенсомоторную координацию, зрительно-пространственное восприятие.

У большинства дошкольников тонкие движения пальцев, графические навыки письма развиты недостаточно для обучения письму в школе. Поэтому необходимо организовать специальные систематические занятия, которые будут включать игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики руки ребенка. Важно, чтобы родители уделяли этому тоже большое внимание и занимались дома с детьми. Такой комплексный подход даст лучший результат, чем просто занятия в детском саду.

Считаем, что с поставленной целью и задачами мы справились. Изучили возможности развития мелкой моторики у старших дошкольников как средства готовности к письму.

Проанализировали состояние проблемы готовности дошкольников к письму в педагогической и психологической литературе. Рассмотрели содержание и методику работы по развитию мелкой моторики рук старших дошкольников.

Список использованной литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / М.Аксенова – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 8. – С. 62 – 65.
  2. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева. – Ленск, 1990. – 231 с. – Текст: непосредственный.
  3. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников / М.А. Безбородова – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2008. – №6. – С.15 – 19.
  4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво / М.М. Безруких. – Москва, ; 412 с. – Текст: непосредственный.
  5. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. /
    З.Богатеева – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1987. – №8. – С. 49 – 53.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб.пособие для студ.пед.институтов / А.М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1981. – 364 с. – Текст: непосредственный.
  7. Воложанина Н.Т. Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев / Н.Т. Волжанина. – Текст: электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт] – 2009. – 4 марта. – URL: (дата обращения: ).
  8. Голубина Т.С. Чему научит клеточка: метод.пособие для родителей и воспитателей / Т.С. Голубина.– Москва: Мозаика – Синтез, 2004. – 386 с. – Текст: непосредственный.
  9. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 378 с. – Текст: непосредственный.
  10. Гринева Л. Готовим руку к письму / Л. Гринева – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6 – С. 65 – 69.
  11. Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников / Е.В.Гурьянов. – Москва, 1940. – 280 с. – Текст: непосредственный.
  12. Ерошкина С.Т. Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг / С.Т. Ерошкина – Текст: непосредственный // Логопед. – 2008. – №8. – С. 37 – 41.
  13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – Москва: 1973. – 251 с. – Текст: непосредственный.
  14. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Москва: Советская Россия, 1979. – 184 с. – Текст: непосредственный.
  15. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина и др; Под ред. М.В. Гамезо. - Москва: Просвещение, 1994. – 734 с. – Текст: непосредственный.
  16. Милюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму / И. Милюкова – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С. 79 – 82.
  17. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – Москва: Педагогика, 1979. – 321 с. – Текст: непосредственный.
  18. Моисеева Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – С. 33 – 44.
  19. Орлова Т.Ю. Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма / Т.Ю. Орлова – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – С. 72 – 75.
  20. Пантелеева И.А. О подготовке детей к школе / И.А. Пантелеева– Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2007. – №6. – С. 62 – 65.
  21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Владос, 1997 г. – 725 с. – Текст: непосредственный.
  22. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи: сборник упражнений. / Т.Ткаченко. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 275 с. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также процесс обучения детей складыванию из бумаги....

Презентация к опыту работы "Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Опыт работы был представлен на научно-практической конференции г.Тында, 2018г...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников

В данной работе представлен опыт работы со старшими дошкольниками. Работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность дви...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Тема отражает одну из наиболее значимых проблем современной педагогики в дошкольном учреждении.Достаточно подробно рассматриваются понятия мелкой моторики рук и пластилинографии. Описан диагностически...