Многофункциональная дидактическая игра «Веселый паровозик» Евдокимова М. С. МБДОУ "Березовский детский сад №4" п. Березовка, Красноярский край
статья

Евдокимова Марина Сергеевна

Проблема полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Чтобы помочь детям систематизировать полученные знания, разнообразить образовательный процесс и индивидуальную работу с нашими воспитанниками, мы решили использовать дидактическую игру «Веселый паровозик». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evdokimova_statya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональная дидактическая игра «Веселый паровозик»

Евдокимова М. С.

МБДОУ "Березовский детский сад №4"

п. Березовка, Красноярский край

Проблема полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Чтобы помочь детям систематизировать полученные знания, разнообразить образовательный процесс и индивидуальную работу с нашими воспитанниками, мы решили использовать дидактическую игру «Веселый паровозик».

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений из окружающего мира. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. 

Дидактическая игра «Веселый паровозик» многофункциональна и используется нами в совместной деятельности на занятиях по речевому и социально-коммуникативному развитию, при обучении детей математике, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. 

Используя дидактическую игру в индивидуальной работе с детьми, мы пытаемся подвести их к самостоятельному решению новой задачи, учим применять приобретенные ранее знания. В пределах доступных им дидактических игр и заданий дети учатся лучше организовывать свою деятельность, правильнее использовать образец в своих действиях, внимание их становится  более целенаправленным.

Широкие возможности дает дидактическая игра и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает развитие у детей с ОВЗ не только речевой, но и познавательной активности; соответствует их психическим особенностям. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона и психологической готовности ребенка к речевому общению.

Использование дидактической игры «Веселый паровозик» в работе с детьми с ОВЗ способствует не только количественному приобретению детьми знаний, но и ощутимым сдвигам в их речевом и умственном развитии, так как игровая деятельность способствует накоплению чувственного опыта, развитию представлений, воображения.

Картинный материал подбирается конкретно под каждое задание.

В процессе использования данной дидактической игры мы добились следующих результатов:

- у детей проявляется интерес к играм со словами, звуками;

- дети умеют подбирать слова с заданным звуком;

- могут построить связный рассказ по набору картинок;

- дети владеют логическими операциями - анализируют, обобщают, сравнивают;

- классифицируют предметы, используя обобщающие наименования;

- имеют представление о разных профессиях;

- различают величину, цвет и форму предметов;

- могут пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5-10 штук.

В дальнейшем, в старшем возрасте, мы планируем научить детей:

- самостоятельно придумывать и планировать игру;

- определять место звука в слове;

- определять количество слогов в слове;

- составлять простые слова;

- составлять примеры и задачи.

Дидактическая игра «Веселый паровозик» была представлена в 2018 году на мастер-классах на тему «Игровая деятельность как один из основных факторов развития ребенка» для педагогов дошкольных образовательных учреждений Березовского района, вызвала большой интерес и получила положительные отзывы у коллег.

Цель игры: Создание условий для реализации игры; развитие познавательного интереса, элементарных математических представлений, сенсорных и интеллектуальных способностей; развитие речи, экспериментирование с материалами и словом; развитие  моделирования и воображения.

Задачи:

- образовательная: обогащать и активизировать словарный запас; создать предпосылки к обучению грамоте; формировать элементарные математические представления, обогащать представления детей об объектах окружающего мира, профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей;

- развивающая: развивать фонематический слух детей; развивать умения наблюдать, описывать, сравнивать и классифицировать предметы;

- воспитательная: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.

Описание многофункциональной дидактической игры и рекомендации к ее использованию.

В комплект игры входит: паровозик с четырьмя вагонами, наборы карточек: предметные, буквы и слоги (подбираются педагогом для каждого задания). Разноцветный веселый паровозик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий.

Паспорт к дидактической игре прилагается.

Данное игровое пособие, является многофункциональным средством. Оно предназначено для детей дошкольного возраста. Одним из основных условий всестороннего развития личности ребенка является хорошая речь. Ребенку всегда легче выразить свои мысли, если он владеет богатой, правильной речью.

Существует огромное количество методических приемов и дидактических игр, которые используются в обучении. Мы предлагаем вам игру «Веселый паровозик», которая помогает повторить и закрепить пройденный материал.

Игра может использоваться при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе.

Варианты использования игры.

Речевое развитие:

1 вариант (определение места звука в слове).

Педагог показывает детям веселый паровозик и  картинки, объясняет: «Веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [А]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [А] слышится в начале слова, во второй вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится последним».

2 вариант (подбор слов с заданным звуком).

Педагог показывает карточку с заданной буквой, помещает ее в паровоз. Затем предлагает детям подобрать картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на эту букву. Дети выбирают нужные картинки и вставляют в вагончики.

3 вариант (определение количества слогов в слове).

Необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).

Познавательное развитие:

1 вариант («Подбери картинку»).

Педагог показывает карточку с обобщающим словом, помещает ее в паровоз. Затем предлагает детям подобрать картинки с изображением предметов, подходящих под это слово. Дети выбирают нужные картинки и вставляют в вагончики.

2 вариант (геометрические формы).

Педагог показывает детям веселый паровозик и картинки, объясняет: «Веселый паровозик отправляется в путешествие. Он повезет подарки для королевы Геометрии. В первый вагон можно погрузить подарки, форма которых напоминает круг, во второй вагон – подарки, форма которых напоминает треугольник, а в третий вагон – подарки квадратной формы.

3 вариант («Собери ряд»).

Необходимо расположить картинки в вагонах от самой большой до самой маленькой.

4 вариант («Съедобное – несъедобное»).

Педагог показывает детям веселый паровозик и картинки, объясняет задание: В первый вагон можно погрузить картинки с изображением съедобных предметов, во второй вагон – несъедобных.

5 вариант (определенный цвет).

Педагог показывает карточку определенного цвета,  помещает ее в паровоз. Затем предлагает детям подобрать картинки с изображением предметов данного цвета. Дети выбирают нужные картинки и вставляют в вагончики.

Социально - коммуникативное развитие:

1 вариант (атрибуты для заданной профессии)

Педагог показывает карточку с изображение человека определенной профессии,  помещает ее в паровоз. Затем предлагает детям подобрать картинки с изображением атрибутов данной профессии. Дети выбирают нужные картинки и вставляют в вагончики.

2 вариант (хорошие поступки).

Педагог показывает детям веселый паровозик и картинки, объясняет задание: Наш паровозик отправляется в город Хорошград, там все жители вежливые и делают только хорошие дела. Затем предлагает детям подобрать картинки с изображением хороших поступков и разместить их в вагонах. Дети выбирают нужные картинки и вставляют в вагончики.

3 вариант ("Веселые и грустные").

Педагог показывает детям веселый паровозик и картинки, объясняет задание: В первый вагон можно погрузить картинки с изображением веселых животных, во второй вагон – грустных.

4 вариант (вежливые слова).

Педагог показывает детям веселый паровозик и картинки, объясняет задание: Наш паровозик отправляется в город Хорошград и везет туда вежливые слова. В первый вагон можно погрузить карточки со словами приветствия , во второй вагон – со словами благодарности, в третий вагон - со словами прощания.

Вариантов игры можно придумать очень много по разным направлениям развития детей дошкольного возраста. Картинный материал подбирается конкретно под каждое задание. При необходимости педагоги могут расширить спектр заданий, например, использовать карточки со схемами предлогов для составления предложений и так далее.

Библиографический список

1. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л. А. Парамонова. - 5-е изд. перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

2. Кулигина Е. А., Кислякова Е. в. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010г. Москва ТЦ "Сфера".

3. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011г. Москва ТЦ " Сфера.

 4. Развитие игры детей 3 - 5 лет / Под ред. Е. В. Трифоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

 5. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - 3-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная дидактическая игра «Веселые паровозики».

Здравствуйте!Мы хотим представить вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие сделанное своими руками "Веселые паровозики". Предназначенное для использования детей 3-5 лет.Цель. Развитие...

Дидактическая игра "Веселый паровозик" для старших дошкольников при обучение грамоте

Игра предназначена для детей 6-7 лет при обучение грамоте. ЦЕЛЬ: развивать умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове; развитие фонематического слуха детей; закрепление н...

Многофункциональная дидактическая игра "Весёлый паровозик"

Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не в...

Дидактическая игра "Веселый паровозик"

Игра предназначена для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, а также для развития речи детей...

Дидактическая игра: «Веселый паровозик»

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая ...

Паспорт многофункциональной дидактической игры «Веселые Слоники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Кораблик

Цель использования: Формирование у детей дошкольного возраста восприятия отдельных свойств предметов; цвета, величины, пространства. Развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи. ...

Многофункциональная дидактическая игра «Чудесный паровозик»

Многофункциональная дидактическая игра «Чудесный паровозик»Использование дидактического пособия «Чудесный Паровозик» помогает детям совершенствоваться в зак...